Образы-символы дворянских гнезд на примере рассказа А.П.Чехова "Дом с мезонином"

Разделы: Литература

Ключевые слова: художественные приёмы, А.П.Чехов, композиция романа, композиция, А.П.Чехов «Дом с мезонином»


Цели: знакомство с творчеством А.П.Чехова, обсуждение и анализ рассказа «Дом с мезонином».

Задачи: Обсудить особенности изображения писателем усадебного мира как символа дворянского сословия.

Виды деятельности: Лекция, чтение текста, выполнение заданий.

Ключевые слова: рассказ, композиция, художественные приемы, пейзаж, деталь, дворянское гнездо, усадьба, усадебный мир.

Сообщение учащегося.

Материалы к сообщению. Поговорим об А.П.Чехове и его творчестве. А.П.Чехов родился 29 января 1860 года в большой семье в Таганроге. Дед Чехова, Егор Михайлович, был крепостным, но смог выкупить себя и свою семью на волю. Отец А.П.Чехова, Павел Егорович, сначала гонял быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 года стал купцом III гильдии. Учиться А.П.Чехов стал в 1868 году в Таганрогской гимназии, там он взял псевдоним Антоша Чехонте. В 1879 году он окончил гимназию и уехал в Москву. Сам А.П.Чехов никогда не забывал о своем происхождении. Поэтому, когда в 1899 году Николай II присвоил Антону Павловичу Чехову титул потомственного дворянства, писатель эту привилегию не принял. Но несмотря на это, А.П.Чехов покупает усадьбу Мелихово, осуществляя свою давнюю мечту. В усадьбе А.П.Чехов со своей семьей прожил семь лет, и эти несколько лет стали самым плодотворным периодом в творчестве писателя.

Сообщение учащегося об эпохи дворянских гнезд.

Материалы к сообщению. Писатели конца 19 века остро ощущали приближающийся неминуемый конец эпохи дворянских гнезд, поэтому в произведениях данного периода особенно ярко прослеживается меланхолический лирический подтекст, служащий для создания ностальгического настроения.

Среди таких писателей можно выделить И.С.Гончарова, И.С.Тургенева и, конечно, А.П.Чехова, которого всегда тревожили и волновали проблемы исторического развития русского общества, поэтому автор затрагивает тему дворянских гнезд в своем творчестве.

Если обратить внимание на такие произведения А.П.Чехова, как «Дом с мезонином», «Чужая беда», «Крыжовник», «В родном углу», «Вишневый сад», то сразу бросается в глаза образ дворянского гнезда. Писатель привносить в литературу новую ноту, увековечивая традиции, обычаи и основы этого класса.

Несмотря на понимание и признание им того, что дворянство уже давно изжило себя и находится на пике декаданса, он все же глубоко переживает уход дворянских традиций и устоев.

Со второй половины 1880-х годов А.П. Чехов в своих произведениях все чаще изображает усадьбу, похожую на ту, где некогда жил он сам. Важную роль в раскрытии сущности дворянских имений в творчестве А.П. Чехова играет символика, или же образы-символы. Наиболее яркими образами-символами дворянских гнезд являются дом, сад, парк, картина, книга, выступающие частями единого целого - усадебного мира.

Слово учителя. На пороге века «бездомья», в 1896 году, А.П.Чехов пишет рассказ «Дом с мезонином».

Повествование ведется от лица художника, который вспоминает события 6-7-летней давности, когда он жил в одном из уездов неизвестной нам губернии. Рассказчик приезжает на лето в «имение Белокурова», который живет в саду, во флигеле, а сам постоялец - «в старом барском доме». В свою очередь, про старый дом этот говорится, что в нем был «громадный зал с колоннами». И тут же упоминаются неизменные для усадьбы аллеи и разворачивается весь пейзаж этого места. Но с первых строк рассказчик погружает нас в атмосферу обреченности. В имении помещика Белокурова мы замечаем ветхость и шаткость дома. Давайте зачитаем это описание: «Он жил в саду…»

Дальнейшее развитие сюжета определяется случайностью. Герой попадает в иной мир, который организуется миром природы. Зачитаем: «Однажды, возвращаясь домой…я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве».

Прежде чем познакомить нас с миром дворянства, Чехов проводит нас через сад, липовую аллею, которые являются атрибутами дворянской жизни, потом уже в дом, но везде чувствуется запустение и старость: «Слабым голосом поет иволга», автор предполагает: «тоже старушка», в какой-то мере раскрывается и внутренний мир героя-художника. Герой отмечает, что на него «повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого», будто он видел эту панораму когда-то в детстве. Сад - неотъемлемая часть усадебного мира, который выполняет связующую функцию дома с внешним миром. Но тлением оказывается охвачен не только сад и барский двор, но и весь уклад дворянско-патриархальной жизни.

В рассказе мы знакомимся с героями, которых можем разделить на 2 группы. Одни - представители традиционного дворянства: рассказчик, помещик Белокуров, «молодой человек, встававший очень рано, ходивший в поддевке, по вечерам пивший пиво и жаловавшийся, что ни в ком не встречает сочувствия»; Женя и ее мать, «они всегда вместе молились и одинаково верили», «обожали друг друга»). Их объединяет прежде всего абсолютная бездеятельность. Другие - представители «новой» дворянской интеллигенции. Это Лида и «кружок симпатичных ей людей», занимающиеся «аптечками, библиотечками, книжками». Одна эпоха сменяется другой, для которой идеалы предыдущей не представляют собой никакой ценности.

Столкновение героев неизбежно, оно происходит в 3 главе. Начинается поединок со взаимного раздражения, что сразу предопределяет нежелание Лиды и художника услышать друг друга.

Проследим, в чем смысл поединка и как он развивается? Прочитаем диалог этих героев: «На прошлой неделе умерла от родов Анна… Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!»

К истине в споре не стремится ни один из оппонентов. Это и становится главным для Чехова. Его герои не слышат друг друга.

На фоне поэтического пейзажа в 4 главе открывается истина никчемности спора Лиды и художника. Проследим, как развивается сюжет 4 главы.

И в этой атмосфере рассказчику «стало жутко от мысли», что он останется один, раздраженный и недовольный собой и людьми».

Герой не борется за свое счастье. Это подчеркивается описанием дома: «взглянуть на дом, в котором она жила…». Герой обращает внимание, что в окнах «блеснул яркий свет, потом покойный зеленый - это лампу накрыли абажуром». Подобная деталь символизирует несбывшиеся надежды на счастье.

Автор провожает героя «тою же дорогой, какой он пришел сюда в первый раз». Это мотив воспоминания, кольцевое движение времени подчеркивает невозможность разрешения конфликта.

А.П.Чехов при создании образов дворянских гнезд регулярно обращается к символике, которая прекрасно отражает богатство и красоту усадебного мира, но именно эти образы-символы выявляют упадок дворянского сословия. Эта идея реализована и в названии произведения «Дом с мезонином». Дом - символ дворянского гнезда, символ прошлого, традиций, мезонин - верхний полуэтаж дома, то, что пристраивают впоследствии. Такая антитеза «верх-низ» становится символом неразрешенности конфликта прежнего, традиционного и нового.