Цель: cоздание условий для формирования ключевых компетенций учащихся через восприятие и истолкование художественного текста.
Задачи.
1. Обучить анализу поэтического текста.
2. Способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных видов искусства.
3. Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с образцами пейзажной лирики.
Как вы думаете, почему на протяжении многих веков создавались и создаются произведения о природе? Рождается музыка, пишутся картины, создаются стихотворения.
Сама природа – неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии.
Ребята, на чем основывается любое произведение искусства? (На ассоциациях, на настроении, на впечатлениях, на мировоззрении)
3. Какие ассоциации возникают у вас со словом весна?
4. Вот как услышал музыку весны Чайковский. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картинку.
Презентация. Слайд 1
- Какую картину весенней природы вы представили?
- Почему такие разные ассоциации у вас возникли?
5. А теперь посмотрите на картину. Какую весну увидел художник? Какие краски создают картину весны?
Слайд 2
У каждого вида искусства свои средства создания художественного образа. У композитора – звуки, у художника – цвет и свет, а у поэта – слово.
6. Давайте от изобразительного искусства перейдем к поэзии. Сегодня мы с вами поговорим об образах и настроении пейзажной лирики на примере стихотворения А.А. Фета.
Чтение стихотворения
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Ребята, что изобразил поэт? Какие предметы? (Крылья, солнце, деревья, заря, косогор, леса, пернатых, ручьи, долина,… - все слова-предметы говорят и весне)
Словесное рисование
- Что помогло поэту создать картину именно такой?
- Какими красками рисует Фет наступающую весну? (“Ярче” “черным” “алым”, “блеском”, “беломраморные”, “стального”, “светлей”).
- Ребята, посмотрите, на фоне алого, светлого, яркого цвета появился черный. Как вы думаете, почему? (Цвет земли, проталины)
Слайд 3
- Какие языковые средства помогают поэту
создать образ? Давайте мы будем отмечать их в
стихотворении. (Ребенок отмечает цветным
маркером через проектор)
- Обратите внимание на особенность: сравнений больше всего в последней строфе. О чем это говорит? (Неизбежное наступление весны)
- Метафоры
- Олицетворения
Звукопись: звуки природы и звуки речи
- Ребята, как вы думаете, для чего нужно такой пристальный разбор стихотворения? (Все эти средства выразительности создают неповторимый образ весны)
- Обратите внимание, что при беглом чтении за буквами мы, порой не замечаем главного. Посмотрите, как расцвело, заиграло стихотворение. Оно словно ожило.
Мы живем в такое интересное время. Помните, мы ходили в ТЮЗ на спектакль “Сейшн с ангелами”, где для создания образа к игре актёров был добавлен видеоряд и особая музыка.
Давайте и мы проведем эксперимент: прочитаем стихотворение Фета, но теперь уже привлечем нам в помощь живопись и музыку.
Слайд 4
- Каковы ваши впечатления?
7. Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Она рождает в его сердце неповторимые образы. Попробуйте и вы быть творцами. Напишите миниатюру (3-4 предложения) на тему “Какой я почувствовал весну в стихотворении Фета”.
8. Чтение нескольких работ
9. Подведение итогов
10. Домашнее задание: найти фото или репродукции картин о весне, подобрать поэтические строки из стихотворений Фета из раздела “Весна”, а может, кто-нибудь сам сочинит несколько строчек.