Образ святой Руси в зеркале литературы

Разделы: Литература


О, светло и прекрасно украшенная
земля Русская!
Многими красотами прославлена ты...
храмами Божьими...
Всем ты преисполнена, земля Русская,
о православная вера христианская!
Все с помощью Божьею
покорено было христианскому народу...
“Слово о погибели земли русской”

Одной из главных функций школы является воспитание подрастающего поколения. Однако по вопросу о цели воспитания даже у классиков педагогики долгое время не было единого взгляда. А ведь, не зная, зачем воспитывать, нельзя и знать, как воспитывать.

Отец педагогики Я.А.Коменский считал, что целью воспитания служит не что иное, как подготовка к загробной жизни. Подобная формулировка, возможно, вызывает недоумение, однако под этим он имел в виду усовершенствование души – достижение душевного здоровья, человеческого счастья.

На современном этапе воспитание является новой целью российского образования, методологическую основу которого, согласно Стандартам II поколения, составляет концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности с учетом базовых национальных ценностей: религиозных, культурных, социально-исторических, семейных. Обращение к русской святости сегодня - одна их важнейших задач возрождения России.

Формирование духовно нравственной личности является также одной из главных целей изучения предмета “Литература”. Для ее успешной реализации накоплен богатый опыт.

В каждый период Российской истории были личности – носители и выразители лучших идей и стремлений своего времени: Антоний и Феодосий Киевские, Борис и Глеб, святители Стефан Пермский, Филипп и Ерноген, преподобные Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский и др. К их голосу прислушивались, они становились духовными водителями общества.

Огромное духовное наследие оставила потомкам древнерусская литература. В “Поучении чадам” Владимир Мономах наставлял, как жить “Бога ради и души своей”: не иметь гордости в сердце и в уме;уважать старых людей; думать, прежде чем сказать; “иметь душу чистую, непорочную... соблюдать слово Господне”. И тогда даже самым “малым делом можно получить милость Божию”.

В древнерусской литературе образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Широкое распространение получил жанр житие (описание жизни святого). Герой жития в своей жизни следует этому образцу, становится таковым, проходя, как и Иисус, целый ряд испытаний.

Игумен земли русской преподобный Сергий Радонежский – величайший из святых Древней Руси. Основной духовной тканью его личности является смиренная кротость, любовь к ближнему. Известны случаи исцеления им больных. Он первый из русских святых имел видение Богоматери. Однажды, отпев благодарственный канон Пречистой, святой увидел свет и услышал ее голос: “Не ужасайся, избранник мой, я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках, о которых ты молишься...”. Сказав это, стала невидима. Князья московские и уездные посещали преподобного Сергия. Сам он крестил сыновей Дмитрия Донского, благословил его на битву с Мамаем: “Без всякого сомнения, господине, со дерзновением пойди противу свирепства их, никакоже ужасайтеся, всяко поможет ти Бог”. В течение всей кровавой Куликовой сечи прозорливый старец в своем монастыре указывал братии перипетии боя, называя имена павших воинов и тут же читая заупокойные молитвы о них. Наконец, он возвестил о поражении врагов и вознес молитвенное благодарение Богу. Сергий Радонежский стал по праву национальным заступником святой Руси, ее небесным покровителем.

Идеал русских святых веками питал народную жизнь, у их огня вся Русь зажигала лампады.

В XVIII веке, когда к власти пришел Петр Алексеевич Великий, церковь была подчинена государству. Русская церковь оказалась униженной на многие годы. Лишь в конце столетия, благодаря оде Г.Р.Державина “Бог”, началось возрождение прерванной высокой духовной литературы и культуры в целом. Спустя 30 лет, уже в XIX веке, Державин пишет оду “Христос”, тем самым открыв для новой русской литературы тему Христа:

Христос весь благость, весь любовь,
Блеск свойством даже трисвященным;
Весь круг бы без Него миров
Неполным был, несовершенным.

Его Христос не просто Бог, его Христос – Спаситель.

Христа нашедши, все находим! – заключает поэт.

И это, действительно, так.Ода “Христос” стала духовным завещанием всей русской литературе.

Перед смертью Г.Р.Державин благословил А.С.Пушкина на служение русской православной поэзии.В день церковной памяти святой Марии Магдалины Пушкин напишет стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны...”:

Владыко дней моих!..
...даруй мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Это перевод Великопостной молитвы Ефрема Сирина:“Господи и Владыко живота моего, дух праздности,уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.Аминь”.Великий пост – особый пост, это время молитвы и покаяния, очищения души.Переводя молитву, А.С.Пушкин подчеркнул ее общечеловеческий смысл и придал личный: поэт подводит итог своей жизни “в грехе” и видит спасение только с Божьей помощью, так как знает, чтоу Бога нет ни единого греха, который он бы не простил, только нужно искренне покаяться.

Во второй половине XIX века тема Христа зазвучала с новой силой в произведениях Н.А.Некрасова. Поэт впервые попытался соединить политику с христианской моралью. Его герои реальные и идеальные и своими душевными подвигами напоминают святых. Примером женской святости является поэма “Русские женщины” - о подвиге жен декабристов, о супружеской верности. Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая первой последовала за мужем Сергеем Трубецким в Сибирь, на вечное поселение. Свой отъезд она мотивирует долгом:

Я должна близ мужа умереть...
Долг другой, и выше и святей, меня зовет.

Княгиня Трубецкая совершает настоящий подвиг: она уходит из греховного мира в мир праведный.

Ее примеру последовала княгиня Мария Николаевна Волконская. Всю ночь перед

отъездом проводит она в молитве. А ее встреча с мужем в рудниках напоминает “Хождение Богородицы по мукам”. Пресвятая Дева Мария спустилась в ад посмотреть нагрешников. Увиденная картина потрясла ее так, что она вымолила у Христа облегчения их участи. Княгиня Волконская, как и Богородица, являет собой ангела-спасителя. А.С.Пушкин, провожая Марию Волконскую в Сибирь, сказал:

Блажен, кто меняет суеты
На подвиг любви бескорыстной.

В XX веке вся жизнь строилась по заданному образцу: государство – все, личность – ничто. Каждому угрожали аресты, ссылки, разлука с семьей, гибель в ГУЛАГе от холода и голода, от нравственных и физических истязаний. Человек потерял веру в Бога. Несмотря на это, литература продолжала свое существование. Одним из литературных направлений было духовное преображение мира на основе Любви, Добра и Красоты. В учении Христа виделось спасение человечества. В это сложное для страны время написаны глубокие по нравственному содержанию произведения, которым суждено было долго оставаться под запретом. Лишь в конце XX столетия они зазвучали в полный голос.

Одним из гениальных творений прошлого века является роман М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. “Евангельские” главы составляют идейный центр произведения. Это повествование о Понтии Пилате, жестоком и могущественном прокураторе Иудеи, олицетворяющем власть и насилие. Он “свирепое чудовище”, равнодушно казнит одних и милует других. В его руках смерть любого из жителей Иудеи.К нему приводят арестованного Иешуа Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря. Этот приговор Пилат должен утвердить. Во время допроса прокуратор понимает, что Иешуа не разбойник, подстрекавший народ к неповиновению, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости: “Всякая власть является насилием над людьми. Наступит день, когда не будет власти кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины, где вообще не будет надобна никакая власть”. Очень хочет спасти его от казни. Но свободы Пилат не знает: он раб кесаря, своей должности, своей карьеры. Переступить цепи рабства – выше его сил. И объявляет смертный приговор.Однако после казни Он дарует Иешуа “легкую” смерть и поручает Афранию, начальнику своей тайной службы, убить Иуду, который предал Иешуа.Таким прокуратор Иудеи показан в романе.

Кто же он был в действительности? Какова его степень участия в распятии Иисуса Христа? Известно, что на распятие Христа Понтий Пилат шел неохотно. Повсюду ходили слухи о том, что Иисус исцеляет больных, воскрешает умерших, что Он Сын Божий. Жена Пилата пыталась убедить мужа не принимать страшное решение, перед казнью она написала письмо: “Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобой действительно Сын Божий?” Перед судом Понтий Пилат провел страшную ночь: он осознавал, какая жуткая, мучительная казнь ждет ни в чем не повинного человека. Менее всего он хотел подвергнуть этим мукам Иисуса Христа. Впервые поддавшись страху за свою жизнь и жизнь жены, в угоду разъяренной толпе, с одной стороны, и кесарю, от которого зависели благополучие и жизнь его, с другой стороны, Пилат предал Христа распятию. А на письмо жены ответил так: “Если Он Сын Божий, то Он действительно воскреснет, и тогда я запрещу чеканить свое изображение на монетах”. Это было серьезное заявление, ведь Понтий Пилат один из немногих прокураторов Иудеи удостоился высокой чести. И выполнил свое обещание. С того времени в Иерусалиме стали чеканить монеты только с изображением кесаря.

Сравнивая два источника, можно заметить, что в “Евангелии” вина Понтия Пилата не заостряется- она переносится на народ иудейский, подстрекаемый первосвященниками и старейшинами. У Булгакова Пилат осуждается, становится олицетворением несвободы и трусости. Булгаков не следует “Евангелию”и в изображении Иисуса – не показывает его воскресение, а сосредоточивает внимание на Понтии Пилате.Вероятно, потому, что не верит в божественное происхождение Христа.

После распятия тело Иисуса Христа было обернуто в плащаницу, которая сохранилась до настоящего времени.Сегодня Туринская Плащаница находится в Италии, в Туринском соборе. Специалисты, исследуя реликвию, пришли к выводу, что она подлинная: сохранилось изображение монеты с портретом Понтия Пилата. Этот факт свидетельствует о том, что Иисус Христос – не легенда.

“Библейские стихи” составляют неотъемлемую часть творчества А.А.Ахматовой. Среди них достойное место занимает стихотворение “Лотова жена”. Поэтесса воспользовалась древнебиблейским сюжетом (2 тыс. лет до н. э.): за грехи Бог Яхве решил разрушитьгорода Содом и Гоморру. Праведнику Лоту и его жене явились два ангела и сообщили, что они могут спастись; но при этом должны соблюсти условие: уходя из города, нельзя оглядываться. Когда за спиной беглецов раздался грохот, жена Лота не выдержала и обернулась, за что была обращена в соляной столп. Ахматова не просто повторяет библейскую историю – ее вмешательство направлено на то, чтобы выразить понимание взаимоотношений человекаи обстоятельств:

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?

Человек может быть выше обстоятельств, если воля к добру, идеалу есть та нравственная сила, которая способна сопереживать с драматически складывающимися обстоятельствами.

Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд, -

этими последними строчками А.Ахматова заключает, что человек имеет право на счастье, пусть даже на миг. Ради этого стоит жить.

Библейский сюжет, положенный в основу стихотворения “Лотова жена”, имеет реальное подтверждение. В конце XX века в Аль-Караке (Иордания) археологи нашли колонну из соли, имеющую очертания женской фигуры.Ученые сходятся во мнении, что это и есть любопытная жена Лота. Исследования показали, что это не скульптура, а настоящий человек со всеми внутренними органами. Углеродный анализ позволил определить и возраст находки – 4000 лет.

Верить или не верить в подобные заявления ученых – дело каждого, но отрицать очевидное – безбожно.

Положение учителя в современной школе высоко и ответственно, ведь он должен стать для своих учеников духовным наставником, должен хранить духовный огонь, свято оберегая его.Личный пример учителя, согласно ФГОС ООО, является сегодня основным принципом организации духовно-нравственного развития и воспитания личности.