В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики.
В новом стандарте на первое место выходят требования к результатам образования: предметным (усвоение знаний, умений и навыков, социального опыта в рамках отдельного учебного предмета); метапредметным (освоение различных способов деятельности); личностным (формирование системы ценностных отношений обучающихся).
Как известно, метапредметные результаты связаны с формированием универсальных учебных действий, т.е. обобщённых действий, которые проявляются в способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия группируют в четыре основные блока: личностные; регулятивные, включая саморегуляцию; познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; коммуникативные действия. Каждое из названных универсальных действий могут быть реализованы в ходе изучения любого предмета школьного цикла.
Каждый предмет школьного цикла, в силу своей специфики, имеет свои приоритеты предметного содержания в формировании универсальных учебных действий.
Структурно-ориентированные предметы: математика, физика, химия, география, биология. Они изучают мир через жесткие, заранее заданные алгоритмы, поэтому способствуют формированию познавательных и регулятивных универсальных действий.
Смысло-ориентированные предметы: литература, все предметы искусства, которые создают условия для "вчувствования", проживания, способа самовыражения. Они формируют личностные, коммуникативные универсальные действия.
Позиционно-ориентированные предметы: история, обществознание. Предполагают многозначность позиций, неоднозначность трактовок событий и фактов социальной жизни. Эти предметы способствуют формированию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных действий.
Таким образом, литература как смысло-ориентированный предмет направлен на формирование, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных действий.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Применимо к литературному образованию личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формируют нравственную культуру личности.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Эти действия могут формироваться на уроках литературы в ходе проектной деятельности, в ходе уроков-дискуссий, дебатов, семинаров, научных и читательских конференций.
Однако образовательный потенциал любого школьного предмета может быть выявлен, если представить этот предмет одновременно как структурно-ориентированный, смысло-ориентированный и позиционно-ориентированный.
структурно-ориентированный | смысло-ориентированный | позиционно-ориентированный | |
Литература | Обращение на уроках к теории
литературы, законам построения художественного
произведения. В ходе анализа художественного текста отрабатываются важные предметные навыки. Усвоенные алгоритмы деятельности позволяют дать качественную оценку любому другому литературному произведению в контексте исторической, социальной, духовной жизни общества в ту или иную эпоху. |
Содержание предмета литературы: историко-литературный процесс, творческие биографии писателей, художественные произведения - способствуют развитию творческого воображения, эстетического вкуса, формируют читательскую культуру. При этом литература даёт свободу выбора способа самовыражения | Восприятие и интерпретация
художественного текста - диалог с автором,
личностное прочтение. Литературное произведение
допускает многозначность трактовок,
предполагают определенную долю субъективности. Обеспечивает возможность коммуникативно-диалогового способа моделирования окружающей реальности. |
Данные таблицы позволяют говорить о возможности формирования на уроках литературы познавательных и регулятивных универсальных действий.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные и регулятивные действия на уроках литературы развиваются в ходе решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.
Требования к результатам должны быть учтены при организации современного образовательного процесса по литературе.
В этой работе мы предлагаем рассмотреть возможность формирования универсальных учебных действий с помощью различных заданий по литературе. Формулируемые в ходе изучения литературы вопросы и задания должны проверять знания историко-литературных и теоретико-литературных понятий, умение самостоятельно анализировать художественный текст, сопоставлять его с другими произведениями сходной проблематики, давать ответ на поставленный вопрос с разной степенью развёрнутости.
Рассмотрим формулировки вопросов с точки зрения их направленности на формирование универсальных учебных действий на уроках литературы в 6 классе.
Вопросы | Формируемые универсальные учебные действия | |||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |
Как называются созвучия окончаний стихотворных строк? | Умение анализировать объект, подводить
под понятие. Умение применять теоретические знания в практике анализа текста. |
Волевая саморегуляция, мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на поставленный вопрос. | ||
Какому элементу в развитии сюжета соответствует данный фрагмент? | Умение выделять основные структурные компоненты художественного текста, видеть логику в развитии сюжета. | Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. | ||
Какой приём художественной выразительности использует автор: "дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво"? (И.Крылов "Листы и корни") | Развитие навыков познания через художественное произведение. | Умение анализировать объект, подводить под понятие, рассуждать и делать выводы. | Волевая саморегуляция, мобилизация мыслительной деятельности для односложного ответа на поставленный вопрос. | Умение использовать изучающее чтение для решения учебной задачи. |
Какие олицетворения помогают автору создать картину вечернего ненастья? (А.Пушкин "Зимнее утро") | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение. | Умение выделять ключевые слова и
авторские выражения, которые необходимы для
решения задания. Умение анализировать объект, подводить под понятие. |
Волевая саморегуляция. Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. |
Умение использовать разные виды чтения (просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи |
Какова роль описания природы в этом фрагменте? | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение | Умение анализировать объект, применять
теоретические знания в практике анализа текста. Умение структурировать, рассуждать и делать выводы. |
Умение ставить цель, планировать,
осуществлять.
|
Умение использовать разные виды чтения
(просмотровое, изучающее) для решения учебной
задачи Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
Сформулируйте своими словами мораль этого произведения. (И.Крылов "Листы и корни"). | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение. | Умение выделять главную идею текста. Умение интерпретировать текст. Умение преобразовывать художественный текст в текст сочинения - рассуждения. |
Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. | Умение использовать разные виды чтения
(просмотровое, изучающее) для решения учебной задачи Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
Что сближает сказ о левше с произведениями устного народного творчества? | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение | Умение анализировать объекты,
подводить под понятие, сопоставлять, делать
выводы. Умение структурировать материал, рассуждать, обобщать, делать выводы. |
Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. | Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
Каково отношение автора к мальчикам,
героям рассказа? (Тургенев "Бежин луг") |
Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение | Умение выделять ключевые слова и
авторские выражения, в которых заключена
основная мысль фрагмента. Умение интерпретировать текст. |
Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. | Умение использовать разные виды чтения
(просмотровое, изучающее) для решения учебной
задачи Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
Как раскрываются характеры главных героев в этом фрагменте? | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение | Умение выделять ключевые слова и
авторские выражения, в которых заключена
основная мысль фрагмента. Умение структурировать материал, формулировать выводы и делать выводы. |
Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. | Умение использовать разные виды чтения
(просмотровое, изучающее) для решения учебной
задачи Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
В чём смысл названия рассказа А.Чехова "Мальчики"? | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение | Умение определять основную идею
художественного произведения и способы её
выражения. Умение самостоятельно формулировать выводы и делать обобщения Умение интерпретировать текст. |
Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. | Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
Какие чувства испытал Владимир при встрече с родным домом, няней и отцом? (А.Пушкин "Дубровский") | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение | Умение выделять ключевые слова и авторские выражения, в которых заключена основная мысль фрагмента. | Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять | Умение использовать разные виды чтения
(просмотровое, изучающее) для решения учебной
задачи Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
Что помешало счастью Владимира Дубровского и Маши Троекуровой? (А.Пушкин "Дубровский") | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение | Умение определять основную идею
художественного произведения и способы её
выражения. Умение интерпретировать текст. Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять. | Умение самостоятельно формулировать
выводы и делать обобщения. Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
В чём сходство и в чём различия в развитии сюжета в повестях "Дубровский" и "Барышня-крестьянка"? | Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение | Умение видеть проблему. Умение анализировать объекты, сопоставлять, делать выводы. |
Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять | Умение самостоятельно формулировать
выводы и делать обобщения. Умение строить речевое высказывание в письменной форме. |
Овладение учащимися универсальными учебными действиями открывает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.