Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". 9-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


ЦЕЛЬ УРОКА:

  • Формирование представления об авторской позиции (трактовке образов города Петербурга и Петра I ) в поэме "Медный всадник".

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Развитие навыков анализа художественного и литературоведческого текстов.
  • Развитие навыков грамотной устной речи, художественного чтения, систематизации материала, умения прослеживать причинно-следственные связи (мыслительной деятельности).
  • Развитие умения применять знание литературоведческой терминологии при анализе текста.
  • Воспитание гражданской позиции учащихся.
  • Расширение кругозора учащихся через привлечение материала смежных предметных дисциплин.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • тексты поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник",
  • репродукции А.Бенуа,
  • фотография скульптуры Э.Фальконе,
  • запись музыки Р.Глиэра, А.Вивальди, М.Мусоргского;
  • видеофрагмент "Ансамбли Санкт-Петербурга",
  • презентация.

ХОД УРОКА

Звучит музыка Вступления к балету Р.Глиэра "Медный всадник"

СЛАЙД № 2.

УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем разговор о поэме А.С.Пушкина "Медный всадник", звучит музыка композитора Р.Глиэра из одноименного балета. Это вступление, и вы, наверное, слышите его впервые. А вот если бы эта композиция прозвучала в петербургской школе, то многие ребята назвали бы имя композитора, так как с 2002 года это официальный гимн города.

О чем у нас сегодня пойдёт речь?

УЧИТЕЛЬ: Тема урока: "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник".

(Запись темы на доске)

СЛАЙД №3.

УЧИТЕЛЬ: Но прежде чем мы будем говорить о поэме, небольшая историческая справка.

(Сообщение ученика о строительстве Санкт-Петербурга, легендах о нём и двух мнениях, исторически сложившихся о городе, распечатки на доску.)

СЛАЙД № 4.

УЧИТЕЛЬ: Целью нашего урока будет разобраться, какое из этих двух мнений в 30-е годы было ближе автору, какими изображает А.С.Пушкин Санкт-Петербург и Петра в поэме?

Учитель отправляет работать творческую группу, озвучивает их задание: трактовки аллегорического образа скульптуры Фальконе "Медный всадник".

УЧИТЕЛЬ: Группа будет работать над этим же вопросом, но параллельно с нами, они самостоятельно изучают и анализируют материал, приходят к какому-то выводу. Посмотрим, совпадут ли наши выводы.

УЧИТЕЛЬ: А мы пойдём по порядку и будем говорить о городе. Где впервые звучит имя города?

ДЕТИ: В названии поэмы "Петербургская повесть".

УЧИТЕЛЬ: Где, в какой части поэмы, мы видим самое подробное (самое первое) описание города?

ДЕТИ: Во Вступлении.

ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ отрывка "Люблю тебя, Петра творенье:" под музыку А. Вивальди с видеорядом Петербурга.

УЧИТЕЛЬ: Откройте этот текст. Я предлагаю вам БЛИЦ-ОПРОС:

СЛАЙДЫ №№ 5-10

Что по форме, стилю напоминает эта часть? (гимн, ода)

Основная функция оды? (воспеть, возвысить)

Какое чувство переполняет автора? (восторг, восхищение)

Какое слово РЕФРЕНОМ проходит через весь отрывок? (люблю)

Сколько раз звучит слово "люблю"? (5)

УЧИТЕЛЬ: Обратимся к тексту. Что любит в Петербурге поэт? В любви к чему он признаётся? ("Стройный вид", "оград узор", белые ночи, бег санок, блеск балов, пирушки, парады, победный выстрел пушки)

УЧИТЕЛЬ: Объедините одним словом все черты, охарактеризуйте одним словом состояние души (праздник).

Какой из двух позиций это созвучно? (1 позиции)

СЛАЙД № 11.

УЧИТЕЛЬ: - Ответ найден? Можно закончить урок? Но ответьте мне на один вопрос:.

- Что поэт говорит о ЦЕЛИ строительства Петербурга. (назло соседу) - НА ДОСКУ

- АНТОНИМ к слову НАЗЛО - на благо. Есть ли разница: назло что-то сделано или на благо, результат-то одинаков?

(Сделанное назло зло и несёт.)

- Есть ли в поэме факты, что строительство Петербурга обернулось злом? (НАВОДНЕНИЕ)

СЛАЙД № 12.

УЧИТЕЛЬ: Послушайте ещё одно описание города и подумайте, к какой из двух позиций оно ближе?

ЧТЕНИЕ ВТОРОГО ОТРЫВКА НАИЗУСТЬ.

Работа с лексикой:

"обломки хижин", "пожитки бледной нищеты","снесенные мосты", "гроба с размытого кладбища", "всё гибнет: кров и пища!"

УЧИТЕЛЬ: - Обобщите смысл одним словом

- Охарактеризуйте состояние души - страдание

УЧИТЕЛЬ: К какой позиции эти строки ближе? (ко 2 позиции)

СЛАЙД № 13.

УЧИТЕЛЬ: - Кому в данном случае город несет зло? (Евгению, людям).

- Думал ли об этом Петр? О чем он заботился? ( о государстве)

- А как сам Петр, воплощенный в скульптуре, чувствует себя во время наводнения? Пострадал ли памятник?

Чтение отрывка:

И, обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.

УЧИТЕЛЬ: - Какое слово указывает, что Всадник для Стихии оказался недоступен? (неколебимая);напуган ли Всадник?

- Подумайте, а какая роль у Всадника: он возвышается над площадью, волны бьются о его подножие, а потом отступают? Кем он стал для города? (защитником, хранителем).

- А видит ли Всадник страдания Евгения? (Нет, он к нему спиной)

- Что это может символизировать? (равнодушие к человеку)

- Как поэт называет Всадника в этом отрывке? (кумир - по Д.З. - работа со словарём)

- Какой позиции это созвучно?

УЧИТЕЛЬ: Памятник работы скульптора Фальконе (СЛАЙД № 14) тоже в своё время породил множество трактовок, скульптура, конечно, аллегорическая , в её деталях автор пытался донести своё видение образа Петра, но ведь инструкция, расшифровка на памятнике не написана и поэтому каждый понимал, трактовал ее по-своему. Изучением этого вопроса и занимались сегодня наши исследователи, давайте послушаем, к каким выводам они пришли.

1 эксперт озвучивает содержание и результаты исследования,

2 эксперт записывает на доске цитаты.

УЧИТЕЛЬ: Конечно, разговор об образе Петра не закончен, нам предстоит ещё анализ кульминационного эпизода поэмы, но какие-то выводы мы сделать уже можем.

Возвращаемся к началу урока, к нашему вопросу. Каков же ответ?

СЛАЙД № 15, звучит музыка Глиэра.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке звучала музыка композиторов Р.Глиэра, М.Мусоргского и А.Вивальди. Оценки за урок. Ваше домашнее задание: закончите блок -схему и вклейте в тетрадь, Часть 2 - готовимся к анализу. Подумайте над цитатой Д.Гранина: два Петра и два Евгения в поэме.

Использованная литература.

  1. Алпатова Т.А. Автор и его герой в поэме - "петербургской повести" А.С.Пушкина "Медный всадник", - журнал "Литература в школе", № 1, 2, 3 -2007.
  2. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. - Л., 1990.
  3. Архангельский А.Н. "Стихотворная повесть А.С.Пушкина "Медный всадник". - М., 1990.