Цели урока:
- формирование умения выявлять языковые особенности текста: отработка умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, особенности и колорит языка художественного произведения;
- раскрытие в поэтическом описании поездки образ «суровой и прекрасной Родины»;
- приобщение к богатствам отечественной художественной литературы;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы проведения урока: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь, тексты произведения.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Вступительное слово учителя
29 января 2010 года мы будем отмечать 150 лет со
дня рождения А.П. Чехова.
«Я хотел бы быть свободным художником и – только,
и жалею, что Бог не дал мне силы, чтобы быть им…
Моя святая святых – это человеческое тело,
здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и
абсолютнейшая свобода от силы и лжи, чем
последние две не выражались», – так напишет в
одном из писем 1882 г. А.П.Чехов… Ему тогда было 24
года. О чем он мечтал? Что ценил?.. Это придет к
нему потом, а сначала было детство… (Приложение,
слайды 1, 2, 3, 4, 5)
Начинающий писатель Чехов не раз излагал события
и наблюдения о судьбах подростков в своих
произведениях, среди них повесть «Степь». (Приложение, слайды 6-11).
Перед нами отрывки из повести. Попытайтесь
предугадать содержание текста.
III. Групповая работа
Учитель записывает ключевые слова на доске и
учащиеся в группах работают в течение 3-5 мин.,
затем читают написанное.
( из уездного города выехала бричка…; мальчик
всматривался в знакомые места, а бричка бежала
мимо и оставляла все позади…; между тем
расстилалась широкая, бесконечная равнина…;
какова-то будет эта жизнь?)
IV. Целеполагание
– Сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть талант писателя в создании образа «суровой и прекрасной Родины» в поэтическом описании степи.
V. Мозговой штурм (выход на проблемный вопрос)
– Какие ассоциации связаны у вас со словом «степь»?
Примерные предположения уч-ся записываются с
левой стороны доски ярким фломастером.
А что у Чехова? Какой показывает Чехов степь в
своей повести?
Это именно та проблема, над которой сегодня мы с
вами будем работать.
VI. Работа с текстом художественного произведения
Фронтальная работа с классом.
– Перед вами отрывки из текста повести «Степь». Прочитайте выразительно и обратите внимание на прилагательные, которые использует автор в описании пейзажа, подчеркните их.
1) Работа над 1 отрывком повести. (…Мальчик
всматривался в знакомые места, а ненавистная
бричка бежала мимо и оставляла все позади. …
Егорушка в последний раз оглянулся на город,
припал лицом к локтю Дениски и горько заплакал.)
Вывод учащихся совместно с учителем: контраст
белого цвета с черным выражает впечатление
Егорушки от поездки. Мальчику жаль
расставаться с прошлой жизнью, мрачные
картины жизни будущей представляет наш герой.
2) Работа над 2 отрывком (… Между тем перед
глазами ехавших расстилалась уже широкая,
бесконечная равнина, перехваченная цепью
холмов….Для разнообразия мелькнет в бурьяне
белый череп или булыжник; вырастет на мгновение
серая каменная баба или высохшая ветла с синей
ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик,
и – опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…)
– Какими красками описывает Чехов степь?
– Какие средства художественной
выразительности он использует? (Подчеркивают
уч-ся эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.)
– Как вы понимаете смысл фразы «Как душно и
уныло!»
Учитель. А.П.Чехов собирался писать
продолжение «Степи» и формулировал основную
мысль так: «Простора так много, что маленькому
человечку нет сил ориентироваться».
– Как вы думаете, как чувствует себя Егорушка в
«чужом, непонятном мире»?
– С чем сравнивает степь писатель? (с образом
Родины).
3) Работа над 3 отрывком (… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром… Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…).
Учитель. Ребята, эта глава имеет
важное значение в содержании повести. В ней автор
выразил гнетущую атмосферу, тягость, тоску до
отчаяния не только в создании образа грозы, но и
состоянии нашего героя.
– Какие контрастные краски использует
писатель в описании этого природного явления?
(черный и белый цвета)
– Каково состояние героя во время
грозы?
– Какие метафоры использует автор в
описании этого природного явления?
Вывод учащихся и учителя. Звукопись, используемая Чеховым совместно с цветовыми эпитетами делает выразительным описание грозы, заставляя нас услышать и своими глазами увидеть происходящее, почувствовать напряженность момента. Итак, цветовая гамма и пятна играют особую роль в восприятии читателя: они помогают отразить душевное состояние героя Егорушки, раскрыть его внутренний мир.
4) Работа над 4 отрывком (… На другой день утром приходили прощаться Иван Иваныч и о. Христофор… Какова-то будет эта жизнь?)
– Как вы ответите на этот вопрос автора?
– Каким предстал перед вами главный герой
повести?
VII. Подведение итогов работы с тестом
– Финал этой повести мы прочли. На этом
писатель прерывает повествование.
Сам Чехов не прогнозирует дальнейшую судьбу
главного героя Егорушки. Это должны сделать мы,
читатели. Запишите с правой стороны доски
фломастером, как изобразил писатель степь в
повести и сравните со своими ответами.
VIII. Решение проблемного вопроса. Подведение итогов мозгового штурма
Сравните ряды ассоциаций.
Писатель не говорит прямо о проблемах героя и путях её решения, он оставляет это нам, читателям. Именно в этом заключается великая сила художественной литературы, своеобразие литературы как искусства слова.
IX. Рефлексия
– Какой предстала перед нами степь в изображении Чехова? Напишите небольшое сочинение-эссе. (5-6 предложений). Чтение сочинений.
X. Итог урока
Домашнее задание: составьте устный рассказ на тему: «Каким я представляю главного героя повести».
Список использованной литературы:
- Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации. Литература 6 класс. М., «Дрофа», 2001 г.
- Шадрина С.Б. Литература 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.П.Полухиной. Волгоград: Учитель, 2006 г.
- Таганрог – родина Чехова. Буклет. М.,Советская Россия, 1978 г. (портреты и иллюстрации к презентации)
- Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009 г.
- Буклет к 120-летию повести «Степь». Таганрог, Лукоморье, 2009 г. (иллюстрации к презентации).
- Чеховские места в Таганроге. Путеводитель. Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник., 2004 г. (иллюстрации к презентации).
- Повесть «Степь» А.П.Чехова. Таганрог, Лукоморье, 2009 г. (отрывки на стр. 5, 7, 51, 103-105)
Комментарии к слайдам (Приложение)
Слайды 1-5 (портрет Чехова со словами; домик Чехова; лавка Чехова; гимназия, где учился Чехов).
«Родился я в доме Болотова (так говорит моя
мать), или Гнутова, около Третьякова В.Н., на
Полицейской улице, в маленьком флигеле во дворе.
Дома этого, вероятно, нет». Ошибся А.П.Чехов. Дом, в
котором он родился, бережно храним и часто
посещаем его соотечественниками.
«В детстве у меня не было детства», – скажет уже
взрослый Чехов. Мещанская уездная бедность
семьи; отец, заставляющий петь в церковном хоре и
торговать в лавке; домашняя работа…
В 1868 году отец отдал Антона в гимназию.
Учиться в гимназии было сложно, поэтому он дважды
оставался из-за неуспеваемости на второй год. Но
сидение в лавке дало Чехову раннее знание людей,
сделало его взрослее. Так появляются рассказы
«Святой ночью», «Студент», «Архиерей», «Святые
горы».
Слайды 6-11 (иллюстрации к повести А.П.Чехова «Степь»)
Самым сильным впечатлением от встречи Чехова
со своей юностью в 1887 году была встреча со степью.
«Степь» – это повесть о родине, о ее необъятных
просторах, о красоте ее природы, о людях, о их
счастье, а «действие происходит на юге, недалеко
от Таганрога», – писал Чехов.
Антон Павлович работал над «Степью» с большой
любовью, с творческим увлечением и считал ее
одним из лучших своих произведений. «Она мой
шедевр, лучше сделать не умею», – говорил он. В 1977
году был снят фильм по одноименной повести.