Образ Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Урок проводится после знакомства учащихся с отрывками из произведения Б.Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский”.

Цель урока: раскрыть светлый образ С.Радонежского, отраженный в литературе и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

1) Познакомить с литературными произведениями, в которых отражен образ С.Радонежского;

2) Познакомить с произведениями изобразительного искусства, воспевающими С.Радонежского;

3) Учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

4) Воспитывать трудолюбие, скромность, нравственную чистоту на примере жизни С.Радонежского.

Оборудование: репродукции икон, покрова на гробницу, картин художников Нестерова, Рериха, Гадалова, Дубовского, Кириллова, тексты литературных  произведений, записи колокольного звона, “Литургии И.Златоуста” Рахманинова, фотографии игрушек Сергиева Посада.

Предварительная работа: класс делится на две группы, группа литературоведов прочитывает произведения, где отражен образ святого, группа искусствоведов ищет материал о различных произведения изобразительного искусства.

Ход урока

Эпиграф:

“Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”. (Евангелие)

Звучит колокольный звон, затем тихо звучит музыка “Из литургии И.Златоуста” С.Рахманинова.

1. Вступительное слово (на фоне музыки).

Учитель: “На всем обширном пространстве русской земли нет простого человека, который не знал бы Сергия Радонежского; на всем обширном пространстве русской земли не найдется простой женщины, которая не учила бы своих детей молиться”.

Ученица (в костюме монахини , крест в руках) читает “Молитву къ преподобному Сергию” на древнерусском языке [6 с.105]. Музыка прерывается.

Учитель: Более 600 лет приходят люди поклониться преподобному С.Радонежскому. Приходят со своими думами, мольбами, упованиями. Что уносят они с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надобно припомнить время, когда в народе жил страх и ужасы татарского нашествия. Это бедствие принесло не только материальное, но и духовное разорение, повергая народ в мертвое оцепенение. Примером своей жизни, высотой своего духа С. Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее.

“Желаю лучше учиться, нежели учить”, - говорил С.Радонежский ученикам. Но он учил, учил своим поведением, всем образом жизни, “учил собой”, как писал Борис Зайцев. Не случайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Евангелия: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”.

Светлый образ С.Радонежского всегда волновал сердца людей. На протяжении многих веков после его смерти и до наших дней писатели и художники обращались к нему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с литературными произведениями и произведениями изобразительного искусства, в которых нашел отражение образ. С. Радонежского, а в конце урока мы должны ответить на вопросы: Чем привлекал его образ писателей и художников? Что особенно подчеркивают они в нем?

2. Работа над произведениями искусства.

Учитель. Хочу представить вам литературоведов, которые расскажут о литературных произведениях, и искусствоведов, которые расскажут о произведениях изобразительного искусства. Слово литературоведам.

Литературовед. Учащийся, выступающий в роли литературоведа, рассказывает о том, кто писал о С. Радонежском, кто посвятил ему свои литературные произведения.

Основным источником для воссоздания жизненного пути и учения С.Радонежского служит его “Житие”, написанное в 1417-1418 годах учеником преподобного Епифание Премудрым и переработанное во второй четверти XV века известным агиографом (от греческого “агиос” - святой и “графо” - пишу) Пахомием Лагофетом. Помимо труда Епифания, о Сергии написано, в сущности, очень мало. В XIX веке крупнейший историк русской церкви Е.Е.Голубинский, анализируя и сравнивая различные списки жития, пользуясь данными летописей, попытался с максимальной точностью воссоздать внешнюю сторону биографии Сергия. Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В.О.Ключевский. Одновременно с Голубинским, к торжественно отмечавшемуся в 1892 году 500-летию со дня кончины преподобного, он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию очерк, посвященный “великому старцу”. Целый ряд новых черт образа Сергия в житии подметил тонкий и чуткий художник слова – писатель Б.К.Зайцев, работающий в эмиграции. В XX веке писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С.Радонежского. В одних он выступает как главный герой, в других – как эпизодический герой.

Учитель. Как видим, начиная с нач. XV века, когда было написано Житие Епифания Премудрого, и до наших дней образ С.Радонежского нашел отражение в литературных произведениях. Немало и произведений изобразительного искусства, посвященных Преподобному. И прежде всего это произведения древнерусских живописцев. Слово искусствоведам.

Искусствовед. Учащийся, выступающий в роли искусствоведа, рассказывает о шитье “Покров на гробницу Сергия Радонежского” (1420-е гг.), об иконе “Сергий Радонежский в житии” (XVI в.)

 2.jpg (98679 bytes)

Учитель. Как сказал искусствовед, в клеймах (небольших сценах, расположенных вокруг центральной фигуры по периметру) житийной иконы отражены основные события жизни святого. Давайте вспомним их. “Присмотримся же к его жизни”, - как писал Б.Зайцев.

Вопросы классу: Какое имя было дано ему при рождении? (Варфоломей). Как звали мать и отца Варфоломея? (Мария и Кирилл).

Учитель. Епифаний Премудрый пишет, что наука Варфоломею не давалась. Он очень упорен и старается, но успеха нет. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей только плачет и молится. И молитвы его были услышаны.

Вопрос классу: Что же произошло, что так изменило судьбу Варфоломея? (Встреча со старцем).

Это событие нашло отражение на картине художника М.В. Нестерова.

Искусствовед рассказывает кратко о художнике М.В.Нестерове и его картине “Видение отроку Варфоломею”.

Учитель. Была у Варфоломея мечта – служить Богу, но не в монастыре, а вне монастыря. Однажды он объявил родителям, что собирается уйти в монастырь. Узнав об этом, отец наотрез отказался благословить его. Церковные каноны запрещали родителям удерживать детей, пожелавших посвятить себя служению Богу. Но Варфоломей не бежал из дома, он слишком любил своих родителей, чтобы нанести им такой удар.

Когда же умерли родители, Варфоломей осуществил свою мечту. Вместе с братом Стефаном, который к тому времени овдовел, они пошли искать место пустынное.

Вопрос классу: Где они его нашли? (Близ г. Радонеж, местечко Маковец).

Но Стефан не выдержал одиночества и ушел. Варфоломей стал монахом в 23 года, дано ему было имя Сергий. Сергий остался один, два года жил в одиночестве. Пожалуй, лучше всего об этом написано в книге известного историка русской церкви Е.Е.Голубинского.

Литературовед читает отрывок из книги Е.Е.Голубинского. [6 с. 157-159].

Учитель. Слава о С.Радонежском расходилась по всей земли Русской. И стали приходить к нему люди проситься, чтобы принял их.

Вопрос классу: Сколько их было вначале? (12 человек).

Жили они, как пишет Б.Зайцев, “просто и сурово”. Носили ветхую одежду, часто приходилось голодать. В произведении Б.Зайцева мы читали, как однажды Сергий, проголодав 3 дня, пошел к некому Даниилу, чтобы заработать хлеб. А вот как об этом же пишет современный автор исторических романов Д.Балашов в своей книге “Ветер времени”.

Литературовед читает отрывок из книги Д.Балашова “Ветер времени”. [2 с. 21-22].

Вопрос классу: Чем занимались монахи в лесу? (Молились, много трудились, это был тяжелый физический труд: рубили деревья, строили кельи, носили воду, пекли хлеб, занимались рукоделием, переписывали книги, писали иконы и др.)

Учитель. Сергий во всем подавал пример и, как пишет Епифаний Премудрый, был для других как “купленный раб”. Он был крепкого телосложения, силен физически, был прекрасным строителем. По преданию, он вырезал деревянные игрушки и раздавал их детям прихожан, поэтому с его именем связывают зарождение народного промысла – изготовление игрушек Сергиева Посада (демонстрация фотографий).

Сергию-труженику посвящено немало произведений изобразительного искусства. Это картины художников: Н.К.Рерих “Сергий-строитель”, неизвестный художник “Труды преподобного Сергия с братией в хлебопекарне”, а также картины художника М.В.Нестерова.

Искусствовед рассказывает о триптихе (три картины, объединенные общим замыслом) М.В.Нестерова “Труды С.Радонежского”.

Учитель. Монастырь рос. Монахи стали требовать, чтобы С.Радонежский стал игуменом.

Вопрос классу: Кто такой игумен? (Настоятель, предводитель монастыря)

Сергий долго отказывался, но должен был уступить. Вот как пишет Б.Зайцев: “ И он решил не прекословить – перенести дело на усмотрение церковной власти. Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.. Афанасий без колебаний повелел принять игуменство. Сергий уже не мог отказываться... Священство получил на следующий день. И еще на следующий сам служил литургию...”

Звучит “Литургия Иоанна Златоуста” С.Рахманинова (“Сугубая и последующая ектинии”).

Учитель. Сейчас прозвучала “Литургия И.Златоуста” С.Рахманинова. Литургия – обедня – главное христианское богослужение. Песнопения – важная составная часть обряда. Но не каждый монах мог вести литургии, а только священник, игумен.

Вот картина художника Гадалова “Видение птиц преподобному Сергию”.

А теперь послушайте отрывок из книги Б.Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский” об этом событии из жизни героя.

Литературовед читает отрывок из книги Б. Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский” о видении птиц.

Учитель. А монастырь, который основал С.Радонежский, называется Троице-Сергиева лавра (демонстрируется картина Н. Дубовского “Троице-Сергиева лавра” и литография сер.XIX в. “Троице-Сергиева лавра”. Лавра – слово греческое, значит улица, переулок. Лаврами греки называли монастыри, где каждый монах жил отдельно в келии, жил как бы затворником. В России лаврами стали называть большие монастыри. Официальное название Троице-Сергиевой лавре было присвоено указом Елизаветы Петровны 8 июня 1744 г. Но уже во времена С.Радонежского, при его жизни Троице-Сергиев монастырь играл огромную роль в политической жизни страны. “...к нему в обитель едет Дмитрий за благословлением на страшный бой. До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял перед трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?.. Если на трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, православных...” - так пишет Б.Зайцев.

Эпизод благословления Д.Донского вам известен по книге Б.Зайцева. Я же предлагаю послушать, как об этом же событии пишет современный автор Ю.Лощиц в книге “Дмитрий Донской”.

Литературовед читает отрывок из книги Ю.Лощица “Дмитрий Донской”. [7 с.86-87].

Учитель. Необычно, согласно одному из преданий, закончилась жизнь Сергия Радонежского. Убедившись, что он не в силах побороть зло на земле, искоренить ложь и недостатки людей, он дает клятву замолчать и ни с кем никогда не разговаривать до конца дней своих. Что бы вокруг ни происходило, он, умевший говорить так, что все слушали его затаив дыхание, молчал. Безмолвствовал год, два, три и так и умер в молчании.

Вот мы и вспомнили все основные этапы жизни С.Радонежского. А теперь ответим на вопрос, который я задала в начале урока: чем привлекал образ С.Радонежского писателей и художников? (Ответы ребят).

3. Заключительное слово учителя.

А урок мне хотелось бы закончить словами Б.Зайцева: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого... Через 500 лет, всматриваясь в его образ, чувствуешь: да, велика Россия. Да, святая сила ей дана. Да, рядом с силой, истиной мы можем жить”.

Звучит отрывок из “Литургии И.Златоуста” С.Рахманинова – “Слава отцу и благочестивейшаго”.

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Мое восприятие С.Радонежского”.

Литература.

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 8 класс., М.: Дрофа, 2000.
  2. Балашов Д. М. Ветер времени/ Роман-газета, №1, 1990.
  3. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. - М.: Мол. гвардия, 2002. – (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып.836).
  4. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... - М.: Мол. гвардия, 1990.
  5. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 1999.
  6. Жизнь и житие С.Радонежского / Сост. В.В.Колесова. – М.: Сов. Россия, 1991.
  7. Лощиц Ю. Дмитрий Донской / Роман-газета, № 9-10, 1989.