Методические рекомендации
Литература сейчас, пожалуй, единственный предмет, где серьезно обсуждаются духовно-нравственные проблемы.
В конце XX – начале XXI вв. в России актуализируется идея сохранения национальной самобытности, наблюдается тенденция возвращения к национальным традициям. В силу этого возрождается интерес к феномену юродства.
Юродство – древняя форма подвижничества, существовавшая в России в XV – XVII вв. Несмотря на то, что корни этого явления византийские, оно является исключительно русским феноменом, не свойственным, как утверждают исследователи, больше ни одной культуре. Церковные реформы времен раскола привели к его угасанию как религиозного феномена, но на протяжении нескольких веков юродство продолжает существовать как культурное явление. Юродство как способ религиозного подвижничества в своей «канонической» форме массово почти не встречается с конца XVII в., так как в таком виде оно было не востребовано светской культурой. Но сама идея юродства прочно укрепилась в русской культуре как отражение национально-исторических особенностей нашей страны.
В настоящее время юродство как отличительная черта национального характера, воплощающая русскую странность, осознается и в России, и на Западе.
В последние годы появилось большое количество работ о творчестве А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова.
Взгляд исследователей на произведения русской литературы существенно изменился, что связано с усилением интереса к роли традиционных духовных основ православия.
Возможность серьезного и основательного изучения реализации феномена юродства в литературе появилась после выхода в свет многих авторитетных работ, исследующих древнерусскую культуру, и в частности, юродство. Ему посвящены главы в книгах Д. С. Лихачева, A. M. Панченко, Н. В. Понырко «Смех в древней Руси» и Г. Федотова «Святые древней Руси». На основе древнерусской житийной литературы, устных легенд, документов того времени в названных исследованиях описаны основные принципы юродства, высказаны предположения о действительном характере его бытования. Житийная литература изображала юродивого в соответствии с традиционными формами описания христианской святости, из которых он выпадал по условиям подвига.
Использование понятия юродства в XIX в. выходит за рамки литературных образов. С его помощью интерпретировались особенности личностной позиции великих русских писателей.
Так, П. Бартенев, первый биограф А. С. Пушкина, как «продуманное юродство» объясняет странность в поведении поэта, который «и не стремился сознательно приноровить свою частную жизнь к идеалам собственного творчества. Он будто бы умышленно прикидывался буйным развратником».
Юродство Л. Н. Толстого, по мнению, Д. С. Мережковского складывается из соединения в одной личности покорности, самомоистязания, самопоругания и возвеличивания.
В нашей работе мы обращаемся к образу юродивого как к сложившемуся в национальном самосознании в том виде, в каком он представлен в трудах Д. С. Лихачева, A. M. Панченко, Г. П. Федотова, опиравшихся при его изучении на материалы древнерусской литературы и на устные легенды, предания и традицию.
Материалом нашего исследования являются такие произведения русской литературы первой и второй половины XIX века, в которых появляются либо герои, обозначенные автором как «юродивые», либо принцип их существования напрямую соотносим с юродством.
Образ юродивого детально проанализирован в таких произведениях русской литературы, как трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, повесть «Детство» Л. Н. Толстого, повесть «Очарованный странник» Н. С. Лескова, романы «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М.Достоевского.
1 – 13 слайды посвящены истории вопроса, этимологии слова и источникам возникновения феномена юродства.
14 – 23 слайды обращают внимание на причины появления юродивых в России, содержат краткую информацию о юродивых. Обращается особое внимание на сходство их судеб, что соответствует канону житийной литературы.
24 – 39 слайды раскрывают образ юродивого в русской литературе XIX века. Иллюстративный материал сопровождается цитатами из источников и кратким комментарием.
40 – 43 слайды содержат обобщающие вопросы к учащимся после проработки демонстрационного материала, сопоставительные таблицы и выводы.