Литература
-
"Обыкновенная история": Вечер-спектакль по рассказам И.А. Бунина 2007
Предлагается сценарий спектакля по рассказам И.Бунина.
-
Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П. Чехова 2009
Главное в уроке – раскрыть для студентов мир А.П. Чехова, писателя и человека. Показать общество, которое видел А.П.Чехов, его несостоятельность, духовное банкротство.
-
"Обыкновенные" и "необыкновенные" люди в рассказах В.Распутина 2012
Урок-обсуждение рассказов В.Распутина посвящен 75-летию писателя. Сквозная тема 3 рассказов писателя – преодоление «поживательства и пожинательства», в том числе и в сфере человеческих чувств и отношений. Перед выпускниками стоит цель: создание эссе по содержательной, емкой распутинской прозы.
-
Ода родному краю 2011
Цель урока: воспитание патриотизма и любви к родному краю, родной земле, людям, живущим на ней. Продолжить знакомство с творчеством алтайских поэтов, воспевающих красоту, богатство и щедрость Алтая, воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, развивать умения и навыки выразительного чтения.
-
Однородные члены предложения. 8-й класс 2013
Урок повторения и систематизации знаний об однородных членах предложения. Цели урока: совершенствовать умения находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания при однородных членах; выявить уровень правильного интонирования и определения стилистической функции предложений; формирование приема «диалог с текстом».
-
Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.Есенина (интегрированный обобщающий урок в 8-м классе) 2008
Своеобразие, оригинальность односоставных предложений заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена предложения указывает на то, что особенно важно для говорящего: действие или название явлений. Многие стихотворения Сергея Есенина положены на музыку. Возможным это стало потому, что они музыкальны, мелодичны и лаконичны. И во многом это заслуга односоставных предложений.
-
Оды М.В.Ломоносова как произведения классицизма (материалы к урокам) 2021
Цель статьи: оказать помощь тем, кто обращается к такому непростому жанру, как ода. Материал статьи может быть также использован учителем-словесником при под-готовке к урокам по изучению творчества М.В.Ломоносова в 9-м классе.
-
Ожидание чуда. Японские трехстишия – хокку (или хайку) и их создатели. Урок в форме литературного клуба 2010
Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Всего на изучение данной темы в 7-м классе отводится 2 часа. В системе уроков данный - первый.
-
"Окопная" правда в романе В.П. Астафьева "Веселый солдат" 2011
Урок по роману В.П. Астафьева «Веселый солдат» можно использовать как урок внеклассного чтения в 9-м классе при изучении темы «Герои и проблемы современной литературы» по программе любого автора; в 11-м классе (профильный и базовый уровни) при изучении темы «Современная литература»; как занятие по теме «Военная тема в современной литературе» элективного курса «Современная русская литература» под редакцией проф. Б.А. Ланина.
-
Олимпиадное задание по литературе. 11-й класс (школьный этап) 2011
На школьном этапе олимпиады по литературе учащимся 11-го класса предлагается познакомиться с текстом рассказа А.И. Бунина «Часовня» и ответить на вопросы к данному тексту. В работе предложены ответы на все вопросы. Задания рассчитаны на учащихся общеобразовательной школы.
-
Олимпиады по литературе для обучающихся 5-, 10–11-х классов 2021
Представлены задания для проведения олимпиад по литературе для обучающихся 5-, 10–11-х классов.
-
Олимпийские игры (игра-зачет по теме "Легенды и мифы Древней Греции") 2016
Зачет в форме игры по теме «Легенды и мифы Древней Греции» не только проверяет знания учащихся, полученные на уроках. Готовясь к нему, ребята учатся работать с различными источниками информации, отбирать необходимое и представлять своим одноклассникам. Рассказы о богах, пересказ самых интересных легенд, подбор иллюстративного материала, работа с фразеологизмами – все это, несомненно, служит всестороннему развитию учащихся.
-
Олимпийские игры (по мифам Древней Греции) 2015
Урок проводится в игровой форме. Такая форма урока очень нравится школьникам и не вызывает у них чувство страха, опасности, а учителю дает возможность проверить знание многих учащихся. Цель урока: обобщить ранее изученный материал, приобщить учащихся к мифологии древних греков, повысить интерес учащихся к изучению истории и литературы, развить ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
-
Он был титаном, борющимся с богами (литературно-музыкальная гостиная) 2003
"Он был титаном, борющимся с богами"- тема музыкально-литературной гостиной. Эффективность данной формой работы подтверждается новыми разработками, появляющимися в периодической печати. Способствует повышению уровня музыкальной культуры, формированию мировоззрения, эстетического вкуса и расширению кругозора.
-
"Он в каждой песне, им от сердца спетой…" (О сонете И. Северянина "Игорь Северянин") 2006
Сонет "Игорь Северянин" - сонет-автопортрет. В нём отразились представления поэта о мире и своём месте в нём, о назначении поэзии. Теза (мир поэта) и антитеза (мир толпы) в сонете противопоставлены не только содержательно, но и на лексическом и синтаксическом уровне. Снятие противопоставления происходит в синтетической части сонета, где создается образ поэтического мира Северянина, являющегося отражением его внутреннего мира и реакцией на происходящее во внешнем мире.
-
"Он весь – дитя добра и света…" 2011
Литературная композиция представляет основные этапы жизни и творчества великого поэта Серебряного века, помогает понять и прочувствовать сложную и противоречивую атмосферу XX века на примере лучших образцов лирики А.Блока.
-
"…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Ю.Айхенвальд) 2008
Учитель использует в своей педагогической деятельности технологию подготовки и проведения урока, предложенную профессором М.М.Поташником. В течение четырех лет на уроках русского языка и литературы используется групповая форма учебной деятельности учащихся. Группы составлены на основе психофизиологических и социально-психологических особенностей учащихся. Когда ученики работают в группах, черты их темперамента могут влиять на конечный результат. Ученик может развиваться как творческая личность, когда учитель создает учебную ситуацию, в которой ученик применяет и совершенствует способ выполнения задания, характерный для его типа темперамента. Использование данной технологии создаёт условия для конструктивного диалога с учащимися на уроках и развития положительной мотивации к обучению.
-
"Он не был создан для людей". Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды.( 9-й класс) 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды». Это стихотворение позволяет увидеть, услышать и, возможно, понять поэта. Послушайте стихотворение и скажите, какие образы возникают при его прочтении?
-
Он пел любовь… (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2006
Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина" призван познакомить учащихся с любовной лирикой поэта и музыкой, написанной на стихи А.С. Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта.
-
"Он пел любовь…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2004
Изучение любовной лирики А.С. Пушкина эффективно с прослушиванием романсов, написанных на стихи Пушкина. Интегрированный урок литературы и музыки способствует качественному усвоению нового материала, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.
-
«Он сердцем принял боль времен и сделал собственною боль…» (к 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского) 2010
Учащиеся знакомятся с творчеством А.Т. Твардовского, совершенствуют навыки выразительного чтения. На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста. Выявляются характерные особенности стихов А.Твардовского на военную тему.
-
Они родились третьими 2013
30 октября Всероссийский День памяти жертв политических репрессий, день боли и скорби людей, переживших страшные времена. Напоминание нам, ныне живущим, о самых зловещих страницах нашей истории. Всего с 1930 по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало 18 млн. человек. Каждый пятый из них - политзаключённый. Расстреляно 786 тысяч человек. Цинично и страшно звучат слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и подозреваемые.
-
Онлайн-экскурсия по Тверскому бульвару 2023
Цели и задачи экскурсии: развитие интереса к истории города Москвы, знакомство с историческими личностями, оставившими след в истории и культуре Москвы и России; расширить, углубить и закрепить у школьников знания по литературе, истории, искусству, краеведению; развитие мотивации к изучению истории и литературы; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к истории родного города и страны.
-
Оноре де Бальзак. "Гобсек" 2011
В небольшой повести О.Бальзака «Гобсек» (1830) возникает гротескная, уродливая фигура истинного хозяина жизни, образ огромной обобщающей силы: ростовщик, делатель денег из денег.
-
Опережающие задания на уроках русской литературы в старших классах 2011
Современные программы для старших классов предусматривают изучение сложного систематического курса литературы, который базируется на текстуальном изучении художественных произведений, их анализе. Основная функция текущего учета знаний – обучающая. Вопросы и задания направлены на закрепление и повторение пройденной темы.
-
Описание игрового комплекса "Морской бой" для проведения предметных недель 2009
Имея в распоряжении компьютерную игру, учитель может быстро организовать мероприятие по своему предмету. Описан порядок работы с программой и весь путь от разработки вопросов для игры до проведения мероприятия. Учебный комплекс "Морской бой" интересен учителям естественнонаучного и гуманитарного циклов.
-
Опорные схемы к изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
Данный материал помогает расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, опираясь на опорные схемы, при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
-
Опыт анализа стихотворения 2012
В работе предлагается план урока, построенного на синтезе репродуктивного и поискового методов. Ученикам даётся подробный план анализа стихотворения, предлагается анализ стихотворения А.А. Фета "На заре ты её не буди", выполненный учителем (на уроке об этом или не говорится, или говорится не сразу, чтобы ученики не боялись высказывать критические замечания). Таким образом, в отборе различных педагогических технологий лежит процессуально-действенный аспект.
-
Опыт анализа стихотворения Анны Ахматовой "Лотова жена". 11-й класс 2014
В работе представлен один из вариантов анализа стихотворения А.А. Ахматовой «Лотова жена». Работа опирается на системно-субъектный подход, и целью ее является с помощью анализа текста стихотворения, в котором раскрываются прямооценочная и косвенно-оценочная точки зрения, показать позицию автора стихотворения как субъекта, организующего лирический текст, и соотнести его с реальным автором – А.А Ахматовой.
-
Опыт организации интегративных образовательных экспедиций по родному краю в 5-м классе 2003
Интегративные образовательные экспедиции - технология, которая разрабатывается в Вятской гуманитарной гимназии на протяжении последних пяти лет. Описываются возможности применения данной технологии в процессе литературного образования в 5-м классе.