Литература
-
Описание игрового комплекса "Морской бой" для проведения предметных недель 2009
Имея в распоряжении компьютерную игру, учитель может быстро организовать мероприятие по своему предмету. Описан порядок работы с программой и весь путь от разработки вопросов для игры до проведения мероприятия. Учебный комплекс "Морской бой" интересен учителям естественнонаучного и гуманитарного циклов.
-
Опорные схемы к изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
Данный материал помогает расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, опираясь на опорные схемы, при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
-
Опыт анализа стихотворения 2012
В работе предлагается план урока, построенного на синтезе репродуктивного и поискового методов. Ученикам даётся подробный план анализа стихотворения, предлагается анализ стихотворения А.А. Фета "На заре ты её не буди", выполненный учителем (на уроке об этом или не говорится, или говорится не сразу, чтобы ученики не боялись высказывать критические замечания). Таким образом, в отборе различных педагогических технологий лежит процессуально-действенный аспект.
-
Опыт анализа стихотворения Анны Ахматовой "Лотова жена". 11-й класс 2014
В работе представлен один из вариантов анализа стихотворения А.А. Ахматовой «Лотова жена». Работа опирается на системно-субъектный подход, и целью ее является с помощью анализа текста стихотворения, в котором раскрываются прямооценочная и косвенно-оценочная точки зрения, показать позицию автора стихотворения как субъекта, организующего лирический текст, и соотнести его с реальным автором – А.А Ахматовой.
-
Опыт организации интегративных образовательных экспедиций по родному краю в 5-м классе 2003
Интегративные образовательные экспедиции - технология, которая разрабатывается в Вятской гуманитарной гимназии на протяжении последних пяти лет. Описываются возможности применения данной технологии в процессе литературного образования в 5-м классе.
-
Опыт проведения урока внеклассного чтения в форме читательской конференции. "Романы Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан" и "Двадцать тысяч лье под водой" 2009
Конференция повышает интерес учащихся 6-8-х классов к жанру фантастики; пропагандирует уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе, воспитывает у детей любознательность и прививает чувство ответственности за порученное дело.
-
Опыт прочтения произведений малой солженицынской прозы ("Крохотки") 2013
Книги Солженицына – история не только страны, но и души человека. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям. В статье анализируются произведения писателя.
-
Опыт прочтения рассказа А.Проханова "Убить отца" 2010
Урок по рассказу А. Проханова – урок по современной литературе. А.Проханов раскрывает в своем рассказе важнейшие ценности человека: отношение к Родине, соотечественникам, родителям. Это опыт прочтения рассказа в сельской малокомплектной школе.
-
Опыт работы в проектно-исследовательском режиме в урочном пространстве. Философия жизни Н.А. Некрасова 2011
Логика работы позволяет учащимся освоить методологическую культуру проекта и исследования, осознанно подойти к решению поставленных проблем, реализовать свои творческие потенциалы, сформировать коммуникативные возможности. Цель урока – расширить представление о жизни Н.А. Некрасова, чтобы глубже и полнее понять его творчество.
-
Опыт работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы 2012
В статье описан опыт работы автора по развитию творческих способностей учащихся на уроках якутской литературы.
-
Опыт реализации интергрированного подхода в преподавании русской литературы и английского языка в старших классах средней школы 2010
В ходе урока осуществляется развитие творческого потенциала учащихся и учителей в результате использования интегративного подхода в преподавании предметов гуманитарного цикла и создания серии уроков и программ интегративных курсов.
-
Опыт создания собственного поэтического текста. Творческая мастерская поэзии в 8–9-х классах 2023
Писать стихи интересно, но непросто. Данный коллективный проект имел цель – выпустить литературный альманах «Проба пера». Для достижения цели необходимо было освоить основы стихосложения и законы создания поэтического произведения, создать собственные художественные тексты и подготовить их к публикации, представить сборник учащимся и педагогам гимназии.
-
Опыт сопоставительного анализа стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и "Пленный рыцарь" М.Ю. Лермонтова. 8-й класс 2009
На уроке ученики овладевают умением сопоставлять стихотворные тексты, находить общие мотивы и образы. Продолжается работа по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения.
-
Опытно-педагогическая деятельность по формированию навыков смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения 2021
В современном мире все больше поднимается вопрос о читательской культуре подрастающего поколения. Школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Поэтому в настоящее время навык чтения у детей младшего школьного возраста приобретает бессознательный характер. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.
-
"Опять весна" (мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по лирике Б.Л. Пастернака) 2011
Преподавание поэзии – одна из сложнейших проблем. Статья содержит материал для проведения мастерской по лирике Б.Л. Пастернака. Технология проведения основана на индивидуальном и совместном творческом поиске, направлена на формирование у учащихся мировоззренческих установок, на приобретение прочных знаний и аналитических навыков. На занятии широко применяются приёмы, воздействующие на эмоциональную сферу старшеклассников, что помогает увидеть своеобразие пастернаковской поэтики.
-
Оранжевый город у Финского моря 2012
Презентация приглашает на экскурсию в удивительное место, которое неслучайно называют жемчужиной в короне Санкт-Петербурга. Это его пригород Ораниенбаум, которому в этом году исполнилось 300 лет. Выстроенная в форме виртуальной экскурсии, как азбука для начинающих путешественников, от буквы к букве, от слайда к слайду, презентация раскроет вам мир удивительного уголка Санкт-Петербурга.
-
Орг-диалог на уроках литературы «Жемчужина русского юмора Надежда Тэффи». 11-й класс 2015
Творчество Надежды Тэффи в некоторых программах по литературе значится в списках, рекомендованных для самостоятельного чтения. Занятие посвящено тонким, остроумным рассказам писательницы Серебряного века.
-
Организация внеклассной работы по предмету "Литература" 2010
В основе структуры разработанных по плану мероприятий лежит технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности. Данная технология помогает включить учащихся в разные виды деятельности, позволяет им находить место в коллективной работе сообразно своим интересам и способностям. В качестве примера прилагается сценарий театрализованного классного часа по мотивам книги С.Алексиевич «У войны – не женское лицо».
-
Организация внеклассной работы ученика и учителя с применением ИКТ". Участие школьников в создании стенгазеты 2012
Общешкольная газета в системе воспитательной работы является одним из эффективных средств организации коллектива классов и школы в воспитании и образовании подрастающего поколения. Она помогает отражать достижения и недостатки в жизни коллективов и отдельных учащихся и указывает пути преодоления трудностей.
-
Организация диалога на уроках литературы 2007
Профессиональная задача учителя – помочь ребенку увидеть в общей проблеме то, что соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать учащимся в постановке новых проблем на уроке. В отличие от традиционного урока на уроке-диалоге происходит порождение смыслового общения между учащимся и педагогом. Используются специальные приемы и методы вовлечения детей в пространство совместной деятельности. Основными источниками работы послужили труды Е.Н. Ковалевской и Г.Н. Прозументовой (Ковалевская Е.Н. Диалог на уроках литературы в Школе Совместной деятельности).
-
Организация и проведение литературного вечера "Няне А.С. Пушкина посвящается" 2011
Данная статья представляет собой паспорт творческого проекта, разработанного и реализованного группой учащихся 9–11-х классов под руководством учителя русского языка и литературы.
-
Организация исследовательской деятельности лицеистов по предметам социально-гуманитарного цикла 2022
Статья посвящена выявлению особенностей организации исследовательской деятельности лицеистов на разных ступенях обучения по предметам социально-гуманитарной направленности. В статье описываются основные этапы организации исследования со школьниками, обозначены методы работы, ключевые компетенции, особенности и тематика написания работ по лингвистике и праву. Обозначена актуальность выбора работ в контексте профильности классов, профориентационной составляющей, нормативно-правовой базы, а также необходимостью развития у школьников лингвистических компетенций, осознания языка в культурологическом и правовом аспектах. В результате выявлено, что исследовательская деятельность учащихся лицея по предметам социально-гуманитарного цикла способствует развитию интереса, расширению знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, развитию представлений о межпредметных связях; развитию интеллектуального потенциала учащегося; созданию предпосылок для развития научного образа мышления и др.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе (из опыта работы) 2018
Главное в моей педагогической деятельности является развитие интеллектуального потенциала учащихся. А организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе. Конечно, работа ведется во внеурочное время и на уроках.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях курса по выбору "Жизнь моя - Россия". (Творчество В.Шукшина в контексте русской культуры) 2009
В 2009 году исполнится 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М. Шукшина. Курс по выбору предусматривает углубленное изучение предмета, основанное на сопоставительном анализе произведений В.М. Шукшина и произведений других авторов; экранизаций его рассказов и повестей; виртуальном посещении музея писателя и экскурсии в с. Сростки.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2011
Программа научно-исследовательской ориентации учащихся нацелена на выявление и последующее развитие склонности учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков исследовательской работы и умения претворять свою идею в новый интеллектуальный продукт.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся по литературе в системе работы учителя 2014
В статье описываются возможные варианты организации исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются творческие работы по различным предметам в учебное и внеучебное время, в том числе и по литературе, которые предполагают различные виды деятельности школьника и учителя.
-
Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 2011
В статье говорится о том, как исследовательская и проектная деятельность учащихся в ОУ помогает организовать самостоятельную работу над выбранной темой, работать с различными источниками информации.
-
Организация поисково-познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы 2023
Материалы предлагаемой педагогической практики касаются первоначального этапа формирования исследовательских навыков – организации поисково-познавательной деятельности в урочное время. Сама исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей обучающихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее обучающиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. Именно эти навыки являются универсальным способом освоения действительности. При этом у детей развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция, формируется исследовательская компетенция.
-
Организация проектно-исследовательской деятельности как фактор достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в учебной деятельности 2019
Проектно-исследовательская деятельность на сегодняшний день в лицее — одна из самых востребованных форм образовательного процесса. Организация такой работы влияет на развитие личности самого педагога, позволяя активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве. В настоящее время можно говорить о системном характере исследовательской деятельности лицеистов, об их участии в научно-практических конференциях, рост интеллектуальных умений и навыков.
-
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как основной способ формирования метапредметных результатов обучения 2021
Необходимо через различные формы организации (урок, элективный учебный предмет, групповую, индивидуальную работу, работу в парах и т.д.) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся – ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.