Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Причина этого заключается в том, что большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д. Человек, работающий по этой специальности, постоянно находится в центре внимания. Есть и еще нравственный аспект данной профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими.
В литературном процессе XIX-XX веков духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовные искания самих писателей. В произведениях этого периода сформировался образ духовного наставника, человека с высокими моральными качествами.
Целесообразность отбора материала для урока по теме «Образ учителя в русской литературе» состоит в том, что он формирует и развивает литературно-художественные умения обучающихся как основу повышения эстетического постижения произведения, помогает накапливать опыт творческой деятельности, вызвать уважение к труду педагога.
Актуальность темы заключается в том, что при всей своей «изученности» литература «…живёт разной рецепционной жизнью в разные времена. Интерпретация обеспечивает постоянное воздействие произведения согласно его абсолютной художественной ценности независимо от изменчивости всей исторической ситуации…». Открывая для себя образ учителя в произведениях как одного, так и разных авторов, обучающиеся, прежде всего, учатся интерпретированию прочтения, а это, в свою очередь, воспитывает у них художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию.
Предлагаемый Вашему вниманию конспект урока литературы для 8 класса по теме «Образ учителя в русской литературе», где рассматривается произведение В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», опирается на изученные в 6 классе рассказы В.Г. Распутина «Уроки французского» и Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», проводится пропедевтическая работа: а) на изучение в 8 классе повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши», б) на курс 10 класса, где обучающимся ещё предстоит изучать произведения А.П. Чехова «Человек в футляре», А.Платонова «Песчаная учительница», В.В. Быкова «Обелиск».
В начале урока звучит музыка как эмоциональный эпиграф.
Анализ эпизодов произведений помогает более глубоко раскрыть характеры героинь, подчеркнуть объединяющие их качества.
Урок по данной теме дает обучающимся представление об образе учителя и его влиянии на личность человека.
Работа с иллюстрациями не имеет обязательного значения и предлагается тем обучающимся, которые не показали глубины в постижении темы. Описание или защита иллюстрации даёт возможность повторить выводы, прозвучавшие в речи учителя и других учеников.
Домашнее задание является продолжением урока. Оно рассчитано на самостоятельную творческую работу.
Цель урока: выявить общие черты образа учителя в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». (Слайд 2)
Виды учебной деятельности:
1) творческая:
- выразительное чтение отрывков из литературных произведений,
- написание творческой работы,
2) поисковая:
- установление ассоциативных связей художественных текстов с иллюстрациями к произведениям,
- комментированное чтение эпизодов,
- подбор цитат из текстов литературных произведений по заданной теме,
3) рецептивная:
- чтение и полноценное восприятие текстов,
4) репродуктивная:
- краткий пересказ эпизодов,
- осмысление характеров,
- ответы на вопросы по тексту произведений,
5) исследовательская:
- сравнительный анализ образов,
- анализ эпизодов,
- сравнение описания и иллюстраций.
Результаты изучения:
Личностный результат:
- воспитание уважительного отношения к нелегкому труду учителя.
Метапредметный результат:
- умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
- понимание темы изучаемых произведений русской литературы,
- умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев нескольких произведений,
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней,
3) в коммуникативной сфере:
- осмысленное чтение и адекватное восприятие литературных произведений,
- умение пересказывать отрывки из прозаических произведений, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания,
- написание сочинения на тему, связанную с тематикой изученных произведений,
4) в эстетической сфере:
- эстетическое восприятие произведений литературы.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, доска, иллюстрации к произведениям на тему «Образ учителя», компьютерная презентация.
Опережающее домашнее задание (Слайд 3):
- Прочитать рассказ В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
- Выписать цитаты из рассказов В. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» по темам: «Портрет учителя», «Методы воспитания, используемые учителем».
- Индивидуальное задание: нарисовать иллюстрации к произведениям В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
(Слайд 4) Эпиграф:
Нет на свете мудрее профессии
И нужней — для внедренья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем, — учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам
За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена, —
О добре речь идет иль о зле…
О, учитель! Пророк и наставник нам —
Вы остались посланцем Добра!
Игорь Ярцев
Ход урока представлен в Таблице.