Литература
-
Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2013
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению, обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринева и Швабрина; познакомить учащихся с особенностями сравнительной характеристики двух литературных героев; сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи, воспитывать любовь к художественным произведениям.
-
Обучение школьников созданию произведений в жанре сказки 2017
Формирование речевой культуры - одна из главных задач литературного образования. Программа 5-го класса требует совершенствовать навыки учащихся в работах повествовательного характера с использованием описания. Заканчивая тему «Сказки», мы проводим урок по обучению составлять собственные сказки. Речевые уроки включают в себя речеведческие и литературоведческие сведения, необходимые для формирования понятия о жанре речевого высказывания, коммуникативно-речевые задачи, игровые приемы.
-
Общая характеристика литературы XX века (2 часа). 11-й класс 2019
Цель урока: показать ученикам, как отражались исторические события в литературе, и как история формировала литературу.
-
Общественный смотр знаний "Художественный мир Достоевского" 2008
Общественные смотры знаний стали доброй традицией в нашей школе. Они помогают вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, предоставляют учащимся возможность демонстрировать свои знания не только перед учителем и одноклассниками, но и перед родителями.
-
Общечеловеческая ценность комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Проблема жанра и метода 2009
Итоговый урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Цель: показать общечеловеческую ценность данного произведения и его тесную взаимосвязь с мировой литературой: трагедией Софокла «Царь Эдип», комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», драмой В.Шекспира «Гамлет». На уроке идёт разговор об особенностях жанра: почему «Горе от ума» не трагедия, а комедия?
-
"Обыкновенная история": Вечер-спектакль по рассказам И.А. Бунина 2007
Предлагается сценарий спектакля по рассказам И.Бунина.
-
Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П. Чехова 2009
Главное в уроке – раскрыть для студентов мир А.П. Чехова, писателя и человека. Показать общество, которое видел А.П.Чехов, его несостоятельность, духовное банкротство.
-
"Обыкновенные" и "необыкновенные" люди в рассказах В.Распутина 2012
Урок-обсуждение рассказов В.Распутина посвящен 75-летию писателя. Сквозная тема 3 рассказов писателя – преодоление «поживательства и пожинательства», в том числе и в сфере человеческих чувств и отношений. Перед выпускниками стоит цель: создание эссе по содержательной, емкой распутинской прозы.
-
Ода родному краю 2011
Цель урока: воспитание патриотизма и любви к родному краю, родной земле, людям, живущим на ней. Продолжить знакомство с творчеством алтайских поэтов, воспевающих красоту, богатство и щедрость Алтая, воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, развивать умения и навыки выразительного чтения.
-
Однородные члены предложения. 8-й класс 2013
Урок повторения и систематизации знаний об однородных членах предложения. Цели урока: совершенствовать умения находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания при однородных членах; выявить уровень правильного интонирования и определения стилистической функции предложений; формирование приема «диалог с текстом».
-
Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.Есенина (интегрированный обобщающий урок в 8-м классе) 2008
Своеобразие, оригинальность односоставных предложений заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена предложения указывает на то, что особенно важно для говорящего: действие или название явлений. Многие стихотворения Сергея Есенина положены на музыку. Возможным это стало потому, что они музыкальны, мелодичны и лаконичны. И во многом это заслуга односоставных предложений.
-
Оды М.В.Ломоносова как произведения классицизма (материалы к урокам) 2021
Цель статьи: оказать помощь тем, кто обращается к такому непростому жанру, как ода. Материал статьи может быть также использован учителем-словесником при под-готовке к урокам по изучению творчества М.В.Ломоносова в 9-м классе.
-
Ожидание чуда. Японские трехстишия – хокку (или хайку) и их создатели. Урок в форме литературного клуба 2010
Урок спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Всего на изучение данной темы в 7-м классе отводится 2 часа. В системе уроков данный - первый.
-
"Окопная" правда в романе В.П. Астафьева "Веселый солдат" 2011
Урок по роману В.П. Астафьева «Веселый солдат» можно использовать как урок внеклассного чтения в 9-м классе при изучении темы «Герои и проблемы современной литературы» по программе любого автора; в 11-м классе (профильный и базовый уровни) при изучении темы «Современная литература»; как занятие по теме «Военная тема в современной литературе» элективного курса «Современная русская литература» под редакцией проф. Б.А. Ланина.
-
Олимпиадное задание по литературе. 11-й класс (школьный этап) 2011
На школьном этапе олимпиады по литературе учащимся 11-го класса предлагается познакомиться с текстом рассказа А.И. Бунина «Часовня» и ответить на вопросы к данному тексту. В работе предложены ответы на все вопросы. Задания рассчитаны на учащихся общеобразовательной школы.
-
Олимпиады по литературе для обучающихся 5-, 10–11-х классов 2021
Представлены задания для проведения олимпиад по литературе для обучающихся 5-, 10–11-х классов.
-
Олимпийские игры (игра-зачет по теме "Легенды и мифы Древней Греции") 2016
Зачет в форме игры по теме «Легенды и мифы Древней Греции» не только проверяет знания учащихся, полученные на уроках. Готовясь к нему, ребята учатся работать с различными источниками информации, отбирать необходимое и представлять своим одноклассникам. Рассказы о богах, пересказ самых интересных легенд, подбор иллюстративного материала, работа с фразеологизмами – все это, несомненно, служит всестороннему развитию учащихся.
-
Олимпийские игры (по мифам Древней Греции) 2015
Урок проводится в игровой форме. Такая форма урока очень нравится школьникам и не вызывает у них чувство страха, опасности, а учителю дает возможность проверить знание многих учащихся. Цель урока: обобщить ранее изученный материал, приобщить учащихся к мифологии древних греков, повысить интерес учащихся к изучению истории и литературы, развить ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
-
Он был титаном, борющимся с богами (литературно-музыкальная гостиная) 2003
"Он был титаном, борющимся с богами"- тема музыкально-литературной гостиной. Эффективность данной формой работы подтверждается новыми разработками, появляющимися в периодической печати. Способствует повышению уровня музыкальной культуры, формированию мировоззрения, эстетического вкуса и расширению кругозора.
-
"Он в каждой песне, им от сердца спетой…" (О сонете И. Северянина "Игорь Северянин") 2006
Сонет "Игорь Северянин" - сонет-автопортрет. В нём отразились представления поэта о мире и своём месте в нём, о назначении поэзии. Теза (мир поэта) и антитеза (мир толпы) в сонете противопоставлены не только содержательно, но и на лексическом и синтаксическом уровне. Снятие противопоставления происходит в синтетической части сонета, где создается образ поэтического мира Северянина, являющегося отражением его внутреннего мира и реакцией на происходящее во внешнем мире.
-
"Он весь – дитя добра и света…" 2011
Литературная композиция представляет основные этапы жизни и творчества великого поэта Серебряного века, помогает понять и прочувствовать сложную и противоречивую атмосферу XX века на примере лучших образцов лирики А.Блока.
-
"…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Ю.Айхенвальд) 2008
Учитель использует в своей педагогической деятельности технологию подготовки и проведения урока, предложенную профессором М.М.Поташником. В течение четырех лет на уроках русского языка и литературы используется групповая форма учебной деятельности учащихся. Группы составлены на основе психофизиологических и социально-психологических особенностей учащихся. Когда ученики работают в группах, черты их темперамента могут влиять на конечный результат. Ученик может развиваться как творческая личность, когда учитель создает учебную ситуацию, в которой ученик применяет и совершенствует способ выполнения задания, характерный для его типа темперамента. Использование данной технологии создаёт условия для конструктивного диалога с учащимися на уроках и развития положительной мотивации к обучению.
-
"Он не был создан для людей". Комплексный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Небо и звёзды.( 9-й класс) 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Небо и звёзды». Это стихотворение позволяет увидеть, услышать и, возможно, понять поэта. Послушайте стихотворение и скажите, какие образы возникают при его прочтении?
-
Он пел любовь… (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2006
Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина" призван познакомить учащихся с любовной лирикой поэта и музыкой, написанной на стихи А.С. Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта.
-
"Он пел любовь…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2004
Изучение любовной лирики А.С. Пушкина эффективно с прослушиванием романсов, написанных на стихи Пушкина. Интегрированный урок литературы и музыки способствует качественному усвоению нового материала, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.
-
«Он сердцем принял боль времен и сделал собственною боль…» (к 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовского) 2010
Учащиеся знакомятся с творчеством А.Т. Твардовского, совершенствуют навыки выразительного чтения. На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста. Выявляются характерные особенности стихов А.Твардовского на военную тему.
-
Они родились третьими 2013
30 октября Всероссийский День памяти жертв политических репрессий, день боли и скорби людей, переживших страшные времена. Напоминание нам, ныне живущим, о самых зловещих страницах нашей истории. Всего с 1930 по 1953 год в бараках лагерей и колоний побывало 18 млн. человек. Каждый пятый из них - политзаключённый. Расстреляно 786 тысяч человек. Цинично и страшно звучат слова наркома Ежова о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и подозреваемые.
-
Онлайн-экскурсия по Тверскому бульвару 2023
Цели и задачи экскурсии: развитие интереса к истории города Москвы, знакомство с историческими личностями, оставившими след в истории и культуре Москвы и России; расширить, углубить и закрепить у школьников знания по литературе, истории, искусству, краеведению; развитие мотивации к изучению истории и литературы; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к истории родного города и страны.
-
Оноре де Бальзак. "Гобсек" 2011
В небольшой повести О.Бальзака «Гобсек» (1830) возникает гротескная, уродливая фигура истинного хозяина жизни, образ огромной обобщающей силы: ростовщик, делатель денег из денег.
-
Опережающие задания на уроках русской литературы в старших классах 2011
Современные программы для старших классов предусматривают изучение сложного систематического курса литературы, который базируется на текстуальном изучении художественных произведений, их анализе. Основная функция текущего учета знаний – обучающая. Вопросы и задания направлены на закрепление и повторение пройденной темы.