Класс: 5
Предмет: литература
Тип урока: открытие нового знания, урок-исследование
Оборудование урока: карточки с заданиями, иллюстративный материал.
Цели урока: работа над образом литературного героя.
Задачи:
- Обучающие: закрепить знания обучающихся о художественном образе и эпитете;
- Развивающие: формировать навыки работы с художественным текстом и навыки устного высказывания о литературном персонаже;
- Воспитательные: воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению художественного своеобразия сказки Пушкина. Речь пойдет об образе главного героя «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой - убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то - али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». - Первый раз - 12 дней, второй - 24, третий - 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»
Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.
- Ребята, проанализируйте запись Пушкина и сделайте предположение, кто центральный герой в сказке.
- Тема нашего урока «Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Дайте определение термина ОБРАЗ.
В центре художественного произведения находится человек с его чувствами и переживаниями, удачами и неудачами, положительными и отрицательными качествами. Человек показан мастерами слова через образы.
Образ героя - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Герой может вызывать восхищение или отталкивать, совершать поступки, действовать.
- Давайте рассмотрим схему 1.
- Из каких элементов состоит художественный образ?
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое эпитет в сказке.
- Ребята, перед вами слова ОБРАЗ - ЦАРЕВНА - КРАСОТА - ИДЕАЛ. Подумайте, как связаны эти слова.
- Еще раз посмотрите на тему урока и слова, записанные на доске. Сформулируйте вопрос, на который мы ответим сегодня на уроке.
IV. Анализ художественного текста. Фронтальная работа с классом
- Чтобы образ царевны был полным, обратимся к тексту.
Задание 1: Как зовут царевну? Почему у героини нет имени, как вы думаете?
Задание 2: Что вы можете сказать о родителях царевны? Почему звучат эпитеты «желанный», «жданный» в строках на с.72:
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный…
Задание 3: Найдите в сказке строки, описывающие внешность царевны. Красива ли была девушка? Выразительно прочитайте отрывок «Но царевна молодая…» - Нраву кроткого такого…» (с.73). Какое настроение создает ритм в этом стихотворном отрывке? Как ритм подчеркивает характер царевны?
Задание 4. Найдите эпизод, в котором повествуется о жизни царевны у семи богатырей. Как Соколко встретил царевну? Почему? Какие черты характера открываются нам в царевне? Приведите примеры из текста. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».
- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие - строгая нравственность, чистота).
Задание 5. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».
- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
- Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?
Задание 6. Найдите в тексте строки, описывающие отношение героини к любви, к Богу («засветила Богу свечку» «Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей».
- Можно ли сказать, что царевна была красива не только внешне, но и внутренне? Можно ли сказать, что героиня воплощает идеал внешней и внутренней красоты? (идеал - высшая цель, к которой стремятся люди).
V. Физкультминутка
VI. Игра
«Литературные «крестики-нолики» с взаимопроверкой
Ребята, перед вами карточки с игровым полем для всеми любимых «Крестиков-ноликов». Каждый квадратик здесь пронумерован. Ваша задача внимательно прослушать утверждения, которые я для вас подготовила. Если утверждение верное, то вы ставите «0», если неверное, то - «Х». Победит тот, у кого сойдутся в одном из направлений - по горизонтали, вертикали или диагонали - крестики или нолики. У кого так получилось, тот обыграл учителя.
1х |
2х |
30 |
4х |
50 |
60 |
70 |
8х |
90 |
Утверждения:
- Царевна нерелигиозна.
- Царевна капризная.
- Царевна верна своему жениху.
- Царевна завистлива.
- Царевна доброжелательная
- Царевна - пушкинский идеал.
- Царевна была милосердная.
- Царевна не наделена внешней красотой.
- Царевна олицетворяет победу добра над злом.
VI. Итог урока (рефлексия деятельности)
Устное рисование
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы.
Задание: нарисуйте устно портрет царевны, начав зарисовку так: «Читая сказку, я познакомился с …»
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Домашнее задание.
С.93 «Творческое задание».