Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Разделы: Литература


«Мертвые души» – это галерея застывших, стареющих, теряющих жизненные соки душ.

Ю.М.Лотман

Цели урока:

  • Обучающие:
    • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;
    • умение последовательно излагать свои мысли;
    • умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
    • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.
  • Развивающие:
    • развивать у обучающихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности Интернет;
    • способствовать развитию творческого воображения обучающихся.
  • Воспитательные:
    • формировать чувство уважительного отношения у обучающихся к русской культуре;
    • воспитывать эстетический вкус у обучающихся.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор с экраном;
  • мультимедийная презентация;
  • раздаточный материал для обучающихся.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

Разговор о героях поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» начнем с сопоставления различных точек зрения известных писателей, литературоведов.
Для Василия Васильевича Розанова (писателя, философа, публициста конца 19 века – начала 20 века) все герои  поэмы – мертвецы, «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства», автор представлялся ему «архиереем мертвечины», злым гением, чуть ли не антихристом.
В.В.Набоков видел в персонажах первого плана, группирующихся вокруг Чичикова, недочеловеков, порождение потустороннего, дьявольского мира. В самом Чичикове он согласен видеть отчасти человека, хоть и дурака. Он объясняет это тем, что «глупостью было торговать мертвые души у старухи, которая боялась привидений, непростительным безрассудством – предлагать такую сомнительную сделку хвастуну и хаму Ноздреву». Далее Набоков называет Чичикова «низко оплачиваемым агентом дьявола», потому что пошлость, которую герой олицетворяет, есть свойство дьявола.
Тем не менее писатель не хотел создавать карикатуры и чудовища, он создавал людей отнюдь не мерзких.
Вспомним,  что, когда Гоголь читал отрывки поэмы Пушкину, поэт произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». И это изумило Гоголя: «С этих пор я уже стал думать только о том, как бы смягчить то тягостное впечатление, которое могли произвести «Мертвые души».
Гоголь создал в «Мертвых душах» «типовые модели» разных вариантов огрубления, опошления человеческой души.
Чья точка зрения наиболее близка вам? Чтобы решить этот вопрос, продолжаем работу в группах.

2. Повторение изученного материала (вопросы к группам)

1 группа. История замысла поэмы «Мертвые души» и его реализации.

О  замысле  произведения Н.В.Гоголь сообщил в «Авторской исповеди» (1847 г.): «Пушкин  находил, что сюжет хорош для меня тем, что  дает полную свободу изъездить вместе  с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Сюжет построен по принципу путешествия героя. Достаточно самостоятельные сцены и эпизоды скрепляются образом Чичикова, путешествующего по просторам России. Дорога в поэме – самостоятельный сквозной образ. В письме к А.С.Пушкину от 7 октября 1835 года «Мертвые души» упоминаются впервые, но не как поэма, а как роман: «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». И роман, который…будет сильно смешон». В письме к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 г. Гоголь говорил уже о поэме: «…какой огромный, какой оригинальный сюжет!...Вся Русь явится в нем!». Так замысел принял широкий размах, зародилась авторская сверхзадача.
Замысел был действительно грандиозным: в 1 томе он «хотел обнаружить…что ни есть внутри  Руси, чтобы мы почувствовали, из какого множества разнородных начал состоит  наша почва». Во 2 и 3 томах Гоголь хотел, окончательно открыв тайну русской жизни и русского народа, показать пути реализации этой тайны и предложить «рецепт» преображения каждому. Разговор шел не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека. При этом приблизительная цепочка «избавлений  от скверны» мыслилась Гоголем так: «свое собственное очищение – очищение царей и повелителей мира – очищение малых сил – очищение России – очищение всего человечества.
Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте,  что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (1 том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2 том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей части (3 том) изобразить всех в «раю». Законченным остался только 1 том.
Взяв в главные герои «насквозь» современного человека, «гения копейки», Гоголь надеялся превратить его энергичное, но сугубо меркантильное, сугубо горизонтальное движение в «вертикальное», в порыв к высокому – по такому образцу совершает движение сам автор в лирических отступлениях. Горизонтальное перемещение Чичикова (первая сюжетная линия, романная) рассматривается автором с «высоты» его собственного перемещения по вертикали (вторая сюжетная линия, то, что превращает  роман в поэму).
В произведении нет главных и второстепенных персонажей. Герой, который произносит несколько слов, играет такую же важную роль в структуре  произведения, как Чичиков.

2 группа. Композиция 1 тома поэмы «Мертвые души» (Приложение 1, слайд 2)

1 глава – «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развить автором (приезд Чичикова в губернский город  N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры);
2-6 главы – изображение жизни российских помещиков;
7-10 главы – изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Как и помещики, чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого  проявляется в «Повести о капитане Копейкине».
11 глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.

3 группа. Определение слова «деталь» в художественном произведении (слайд 3)

Деталь – (от фр. Detail) – часть, подробность – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д.. В произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.

4 группа. Деталь как средство типизации (слайд 4)

1. Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).
2. Деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: речь, дом, кабинет, еда).

5 группа. Композиция «помещичьих глав» (слайд 5):

портрет (первый – беглый, второй – более подробный);
авторская характеристика;
пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или  «зеркало») души героя;
интерьер помещения (с теми же функциями);
сопутствующие персонажи9члены семьи, прислуга, другие гости);
диалог Чичикова о мертвых душах 9раскрывается наиболее важный аспект характера помещика);
имена и фамилии помещиков.

3. Групповая работа. Образы помещиков (анализ 2-6 глав)

Каждая группа получает карточку с вопросами, по которым будет проходить беседа. Задача обучающихся – распределить эти вопросы между собой и на каждый из них подготовить развернутый ответ.

1 группа. Образ Манилова (слайд 6)

Карточка 1

1. Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?
2. Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним?
3. Расскажет ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему?
4. Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова?
5. Что подчеркивают имена детей Манилова?
6. Какие черты  составляют  «ядро» характера  Манилова?
7. Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?

Слово учителя.  В творческой лаборатории Н.В.Гоголя (слайд 7)

1 редакция: «У всякого человека есть какой – нибудь конек…»
2 редакция: « У всякого есть какое – нибудь влечение…»
3 редакция: «У всякого есть свой задор…»
7 разновидностей задора: «обратился на борзых собак», сильный любитель музыки…», «мастер лихо пообедать», «сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена», «…как бы пройтись…с флигель-адъютантом, напоказ своим приятелям…», «…заломить угол…бубновому тузу или двойке…», «рука…лезет произвести …порядок…»).

Какой задор у Манилова?

2 группа. Образ Коробочки (слайд 8)

Карточка 2

1. Расскажите, как и почему Чичиков попал к Коробочке, ведь он собирался к Собакевичу, с которым познакомился в городе?
2. В чем смысл романтического начала главы о Коробочке (ночь, гром, дождь)?
3. Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы  Коробочки?
4. Как Гоголь подчеркивает типичность образа Коробочки?
5. Сравните два портрета Коробочки. Что достигается портретной характеристикой?
6. Какие черты составляют «ядро» характера Коробочки?
7. Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мертвых душ?
8. В чем смысл  фамилии Коробочки?
9. Сравните поведение Чичикова во 2 и 3 главах. Что нового открывается в герое?

Индивидуальное сообщение обучающегося. Обратимся к «толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля (слайд 9)

– скородумки – вост. яичница выпускная или глазунья;
– пряглы – творожные оладьи, толстый блинок, лепешка в масле;
сняток – пирог с рыбкой вандышем;
– шанишки – род ватрушки, сочня или простой лепешки (вост.сиб.); пресные оладьи, пышки, блинки, пряженые на сковороде (нвг.); ватрушка с кашей, мятым картофелем или с творогом, смазанная сверху сметаной (влгд., арх., прм., сиб.);
– лепешки со всякими припеками – с луком, с маком, с творогом, со снетками и т.д.

Слово учителя. Прием контраста, используемый Н.В.Гоголем при создании 2-3, 4-5 глав (слайды 10, 11)
Контраст, -а, м. Резкая противоположность (толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)

3 группа. Образ Ноздрева (слайд 12)

Карточка 3

1. Как происходит встреча Чичикова с Ноздревым  и его зятем? Какова роль  этого персонажа?
2. Прочитайте описание внешности Ноздрева. Что в герое, несмотря на его здоровый вид, выдает мертвенность души?
3. Почему Гоголь называет Ноздрева «историческим человеком»?
4. Назовите отличительные черты характера Ноздрева, которые проявляются в отношении Чичикова?
5. Какие детали в описании кабинета Ноздрева особенно ярко раскрывают его характер?
6. Назовите черты характера Ноздрева, о которых читатель узнает не только из 4 главы?
7. Из каких побуждений действует Ноздрев?
8. Как ведет себя Ноздрев во время разговора о мертвых душах?
9. В чем смысл появления капитана-исправника у Ноздрева?
10. Каково отношение к Ноздреву в обществе?

4 группа. Образ Собакевича (слайд 13)

Карточка 4

1. Как Гоголь подготавливает встречу читателей с Собакевичем?
2. Чем отличается Собакевич от других помещиков?
3. Что настораживает читателей в описании крепкого хозяйства Собакевича?
4. Какие детали внешности подчеркивают мертвенность Собакевича?
5. Какова роль описания деталей быта при раскрытии образа Собакевича?
6. Подготовить комментированное чтение сцены торга (Обратите внимание на сочетание внутренней речи героев с их высказываниями, на внутренний монолог Чичикова).

5 группа. Образ Плюшкина (слайд 14)

Карточка 5

1. В чем смысл фамилии этого гоголевского героя?
2. Почему дом Плюшкина сравнивается с замком?
3. Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: «Лицо его  не представляло ничего особенного…».  Какая деталь  в портрете Плюшкина является особенно значимой и почему?
4. Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме?
5. Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как проходил процесс его деградации?
6. Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя?
7. Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина?
8. Какова реакция Плюшкина  на предложение Чичиков «платить подати за всех крестьян»?
9. Почему после такого приема Чичиков был «в самом веселом расположении духа»?
10. Зачем, по-вашему, на страницах, посвященных Плюшкину, появляется образ помещика, кутящего, как говорится, «насквозь жизнь»? Что роднит этого помещика и Плюшкина при всей разнице их характеров и образа жизни?

4. Задание группам. Укажите, деревня какого помещика описана. По какой детали вы смогли это определить? (слайд 15)

1. «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребер».
2. «Деревенские избы мужиков тож срублены  были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было  пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли».

5. Сделайте вывод о роли художественной детали при создании образов помещиков в поэме «Мертвые души» (слайд 16)

6. Индивидуальное сообщение обучающегося  с использованием мультимедийной презентации «Иллюстрации  П.М.Боклевского  к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (Приложение 2)

"Мертвые души" Гоголя были настольной книгой Боклевского. В кругу друзей художник любил читать вслух отрывки из поэмы Гоголя, и, по общему признанию, чтение это было мастерским, артистическим. (слайд 1)

Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.
К портретам персонажей "Мёртвых душ" Боклевский приступил, по-видимому, в середине 50-х годов, когда началось его сближение с кружком Островского. Публикация гоголевских типов из "Мёртвых душ" началась в 1875 году с журнала "Пчела". В 1882 году впервые появился в печати "Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского". Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. Наиболее полно представлены рисунки П.М.Боклевского в Полном собрании сочинений Н.В.Гоголя, вышедшем в 1912 году под редакцией Овсяннико-Куликовского1.
Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
В многочисленных портретах Чичикова  (слайд 2) Боклевский сумел передать и мягкую вкрадчивость Павла Ивановича и твёрдость его характера, скрытого под этой кажущейся мягкостью. Круглое лицо, цветущие щёки, полный подбородок, волосы, гладко и аккуратно зачёсанные, почтенные, лысеющие височки говорят о степенности благонамеренного человека. Плавные, круглые линии овала лица Павла Ивановича находятся в контрасте с острыми, косыми штрихами, резко вычерчивающими хищный нос, тонкие брови, хитрые глаза Чичикова. На губах "херсонского помещика" застыла заученная, любезная улыбка. Так художник создаёт образ осторожного хищника, человека, ведущего двойную игру.
Приторную любезность отъявленного плута замечательно передает эскизный портрет Чичикова во весь рост. Павел Иванович идет на зрителя. Он склонился в почтительном полупоклоне, на лице улыбка, в знак приятности он снял картуз и держит его в левой руке. Правая – у сердца, причем мизинец  жеманно отставлен, так как Павел Иванович не чужд изящных манер. Коварные замыслы Чичикова выдают только походка да глаза в узких щелках. Павел Иванович едва переступает, он крадется, соблюдая осторожность вора. Его глаза, окруженные сетью морщинок, явно смеются над простаками, которые так легко доверяются ему.
Манилов  (слайд 3) представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.
Коробочка (слайд 4) – "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов". Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.

Ноздрев (слайд 5)

Собакевич  (слайд 6) – помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки. Губы сложены в брюзгливую гримасу. Таков Собакевич в ряде погрудных изображений. Акварельный же портрет Собакевича в коричневом костюме с ногами, повёрнутыми носками внутрь, заставляет вспомнить о сходстве нашего героя с "медведем средней величины".

Плюшкин (слайд 7)  изображён у Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. Плюшкин живёт отшельником, в каждом человеке видит вора. На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей "заплатанного". Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются. Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное.

7. Домашнее задание

А) Написать сочинение на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) (по выбору обучающегося)

Слайд 17.

Б) Повторение примерного плана характеристики художественного образа-персонажа (слайд 18):

8. Подведение итогов урока