Литература
-
Урок групповой работы по теме "Домострой. Послание и наставление отца сыну". 9-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с главой «Послание и наставление отца сыну» из памятника средневековой литературы «Домострой». У учащихся формируется представление об авторе произведения, протопопе Сильвестре и роли «Домостроя» в становлении духовной, социальной и семейной жизни Руси.
-
Урок для 9-го класса по изучению романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" 2013
Данный урок является помощником по составлению характеристики литературных персонажей, главного героя реалистической литературы, а также по различению образа автора и автора как физическое лицо.
-
Урок доброты (по повести Г.Н.Троепольского "Белый Бим Черное ухо") 2017
Данный урок заставляет учащихся задуматься об отношении к «братьям нашим меньшим», воспитывает умение отличать добро и зло, не быть равнодушными людьми.
-
Урок доброты (по рассказу Ю.Я. Яковлева "Баваклава") 2011
Урок внеклассного чтения по литературе в 5-м классе – урок раздумья, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек: что такое дружба? Как стать необходимым людям? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем? Ответить на эти вопросы помогают книги. Урок содержит презентацию, выполненную в программе Power Point.
-
Урок доброты по произведениям В.Распутина "Уроки французского" 2013
Урок-обобщение подробно анализирует рассказа В.Распутина «Уроки французского» в форме беседы. Повторяются понятия "автор" и "авторская позиция", "характеристика героев", "портрет" и его виды, "композиция" и ее составные части. Соприкосновение с текстом активизирует у ребят душевные качества: доброту, милосердие, сопереживание.
-
Урок древнерусской литературы в 6-м классе "Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим" 2012
Цель урока: знакомство с литературными произведениями, созданными в первой половине XV века при новгородском епископе Евфимии II, в которых воскрешается история Великого Новгорода.
-
Урок древнерусской литературы с презентацией "Сказание о белгородском киселе" 2012
Автор на уроке знакомит учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе".
-
Урок зарубежной литературы в 10-м классе по роману М. Митчелл "Унесенные ветром" или "Как выжить в эпоху перемен?" 2005
Современность требует от человека способности к диалогу культур, умения видеть мир через призму другого менталитета. Способствовать пониманию особенностей мировосприятия другого народа помогает изучение зарубежной литературы. В возрасте 16-17 лет активно формируется мировоззрение подростка, определяется позиция в отношении этических ценностей. Художественная реальность, созданная писателем, не только "высвечивает" личную проблему подростка, но и поднимает ее на общечеловеческую высоту, показывает те грани проблемы, о которых молодой человек ранее не задумывался. Для того, чтобы достичь этой цели, в Вятской гуманитарной гимназии был создан курс "Нравственно-этическая проблематика на материале литературы США". Один из уроков данного курса представляется автором.
-
Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера". 6-й класс 2007
Материал урока должен заинтересовать начинающих педагогов. В нем представлен интересный биографический материал американского писателя Марка Твена, история создания повести "Приключения Тома Сойера". Работа с текстом поможет формированию умения анализировать систему образов произведения, определить отношение автора к своему герою. Система вопросов аналитической беседы позволяет сохранить ощущение сопричастности событиям, разворачивающимся на страницах повести, не потеряться в глубоких дебрях литературоведческих анализов, которыми порой подменяется простое читательское общение с любимыми героями.
-
Урок зарубежной литературы: "Песнь о Нибелунгах"— немецкий героический эпос 2005
Изучение русского героического эпоса - русских былин сопряжено не только с трудностью восприятия текста, стилистических приемов создания образов, но и осознания мотивации поступков главных героев. Поэтому целесообразно вначале обратиться к западноевропейскому героическому эпосу.
-
Урок игра "Сочинялки-2". 5–6-й классы 2013
На уроке детям объясняется, что такое рифма и какую роль она играет в стихосложении. Дети пробуют сочинить двустишия и таким образом сами решают, легко ли быть поэтом.
-
Урок изобразительного искусства по теме "Уральская природа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка" 2009
Урок построен в виде урока-презентации, где учащиеся узнают о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. В презентации представлен иллюстративный фотоматериал с изображением уральской природы и репродукции с картин уральских художников. Разбираются два живописных приема при изображении пейзажа пуантилизм (возникшее на основе течения в живописи постимпрессионизма) и жировые мелки + акварельные краски.
-
Урок изучения нового материала в 7-м классе "Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»" 2008
Образы Ивана Грозного, Кирибеевича и купца Калашникова. Урок посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова. Использование исторического материала обеспечивает более глубокое понимание смысла поэмы. Произведение заставляет размышлять над вечными проблемами долга, чести и справедливости.
-
Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2009
Обращение к рассказу "Один день Ивана Денисовича" позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Предлагается текстуальное изучение данного произведения на уроках литературы в 11-м классе.
-
Урок изучения стихов современного детского поэта Марины Бородицкой 2012
На уроке учащиеся обучаются анализу поэтического текста, у них расширяется читательский кругозор и воспитывается интерес к чтению поэзии.
-
Урок казахской литературы в 11-м классе 2006
Урок закрепления новых знаний по повести казахского писателя Тахави Ахтанова позволяет учащимся 11-го класса выявить проблематику произведения. На основе материала осуществляется воспитание уважительного отношения к труду чабана, заложившего в национальный характер высокую ответственность за социальный образ человека. Вопросы рассчитаны на знание содержания повести, на понимание и осмысление сложного внутреннего мира героев.
-
Урок КВН в 10-х классах по творчеству Н.А. Некрасова 2009
Лирика Некрасова Н.А., его произведения - новый этап в развитии русской поэзии. Часто его герои заканчивают свой путь на распутье, заставляя нас задуматься: куда ведет нас дорога жизни, что ждет нас впереди? Урок-КВН по творчеству поэта проводится на последних занятиях по изучению произведений Н.А. Некрасова.
-
Урок комбинированного типа "Человек-солдат в стихотворениях К.М. Симонова" 2010
Урок комбинированного типа построен с учетом требований дифференцированного подхода к обучению литературе. Автор опирается на личностные особенности ученика и на специфику идейно-эстетической и родо-жанровой природы произведения. Используются разнообразные формы работы, разработана система заданий различной сложности.
-
Урок контроля знаний учащихся по теме "Типы предложений по строению грамматической основы" 2020
Почему в живописи и даже в поэзии не так много произведений, посвященных поздней весне, именно все о ранней. Оказывается в весне, начинающей, есть такой импульс жизни, который и привлекает поэтов. Поэтому в стихах о любви много сравнений с весной… мотив обновления, пробуждения…. Как выстроить этот урок? Обязательно у учеников должны быть тексты, не будем забывать, что главное на уроке литературы – текст. Заранее подготовленные распечатки. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Познакомьтесь со стихами. Расположите их по хронологии. Есть ли какое созвучие картины… и стиха? Как передается это настроение в стихе и в картине (ритм, цвет).
-
Урок краеведения "Да ведают потомки наши родного города минувшую судьбу" 2014
Прошлое служит настоящему и будущему. Интегрированный урок истории, литературы и музыки посвящен городу Самара. Представляет собой маленький гимн родному городу, воспитывает любовь, уважение к его истории и культуре. Ребята совершат прогулку по родному городу и увидят Самару, которую мы потеряли, увидят яркий, колоритный культурный и торговый центр Поволжья, который называли маленьким Парижем. Счастлив будет тот, кто на этом уроке прикоснется к судьбе родного города и откроет его для себя.
-
Урок краеведения по теме "Листая страницы семейного альбома…". 8-й класс 2012
Старые фотографии учат нас помнить своих близких, с уважением относиться к их жизни. Они побуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы родных и знакомых. Семейная память хранит жизненные уроки, содержит основы нравственного воспитания молодого поколения. Ведь от пожелтевших фотографий, дневников, писем, как от отчего порога, начинается познание истории страны.
-
Урок культурологического размышления "Дон-Аминадо. "Города и годы" 2012
Тема стихотворения ‒ любовь к родине, России. Запах снега ‒ поэтическое обобщение России, символ России. Запахи Лондона, Неаполя, Гамбурга, Севильи, Парижа ‒ физические. Аромат России воспринимается духовным взором автора.
-
Урок культурологического размышления "Что такое осень?" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с новыми художественными произведениями, учатся видеть в тексте образы-символы и постигать их содержание. Североказахстанский поэт и писатель Анатолий Хорольский назвал Россию «осенней страной». В текстах песен Юрия Шевчука «Последняя осень» и «Что такое осень?» осень - время для размышлений о жизни, о будущем, о Родине, «о самом главном».
-
Урок лекция-исследование по изучению творчества В.Маяковского "Истоки творчества Маяковского" (11-й класс) 2010
На уроке старшеклассники знакомятся с истоками творчества Маяковского-футуриста, анализируют факты автобиографии, ранние стихи поэта, статьи сборников манифестов.
-
Урок литературного краеведения "На Ямале мы живем. Леонид Васильевич Лапуций" 2010
Урок позволяет расширить знания учащихся о традициях, обычаях "малых" народов Севера, воспитывать уважение к историческим корням тех народов, на территории которых мы живем, в частности народов Ямало-Ненецкого автономного округа.
-
Урок литературного краеведения "Память, священная память…", посвященный 65-летию Победы 2011
Материалы урока литературного краеведения знакомят учащихся с творчеством местных поэтов: А.Н. Молькова и В.Г. Верстакова. Урок носит интегрированный характер, т.к. для мотивации школьников, развития их мышления и эстетического вкуса наряду с литературными произведениями используются произведения живописи и музыки. Групповая форма работы, применяемая на отдельных этапах урока, формирует у учащихся коммуникативные навыки.
-
Урок литературного краеведения по рассказу Н.И. Фотьева "Запах кедра" (роль пейзажа) 2010
Изучению данного произведения можно посвятить два (три) урока. Знакомство и первоначальное осмысление произведения подготовит почву для глубокого понимания содержания рассказа, нацелит учеников на выявление основной мысли данного произведения.
-
Урок литературного чтения 2010
Цели урока: дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным миру, пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают, развитие художественных интересов детей.
-
Урок литературного чтения "А. Прокофьев. "Березка"" 2012
Содержание урока направлено на формирование навыка анализа художественного текста стихотворения; продвижение учащихся в постижении художественных образов и стилистических особенностей читаемых произведений; умение "видеть" в стихотворениях образы русской берёзы, созданные известными поэтами С. Есениным, А. Фетом, А. Прокофьевым, А. Пришельцем, русским народом; формирование художественного вкуса, умения работать с книгой; воспитание любви к родной природе.
-
Урок литературного чтения "А.Блок "На лугу". 2-й класс 2015
Цель урока: вовлечь учащихся в деятельность, направленную на формирование умения понимать на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления средствами стихотворения А.Блока «На лугу».