Литература
-
Образ Богородицы в иконописи. "Владимирская Богоматерь" 2009
Для построения урока литературы используется "истоковская" технология, так как в школе ведется курс "Урал. Человек. Истоки", который призван сформировать у учащихся чувство благодарной любви, привязанности к Отечеству, к его святыням, культуре. В основе преподавания предмета лежит идея активного воспитания. На практике она воплощается с помощью социокультурных тренингов.
-
Образ весны в русской поэзии XIX века, в живописи и музыке. Урок литературы в 5-м классе 2011
Урок по программе под редакцией В.Я. Коровиной направлен на связь поэзии, живописи и музыки. Задания предполагают чтение наизусть, анализ стихотворений; развивают логическое мышление, речь, прививают любовь и бережное отношение к природе.
-
Образ вишневого сада в пьесе А.П. Чехова 2012
Цели урока: расширить представление о творчестве А.П. Чехова через анализ пьесы А.П. Чехова; закрепить теоретические знания - образ, символ.
-
Образ Владимира Дубровского (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") 2011
Урок помогает учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского. Автор показывает, как изображаются автором чувства, переживания героя. Ученики выясняют мотивы поступков героев; развивают навыки анализа текста.
-
Образ возлюбленного в стихотворениях Марины Цветаевой 2013
В статье автор рассматривает творчество М.Цветаевой сквозь призму мужского образа, отношений М.Цветаевой с Эфроном. На каждом этапе урока по-новому раскрывается образ возлюбленного. Особое внимание уделяется разнообразным формам работы на уроке: опережающее задание, групповая, самостоятельная работа.
-
Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2011
Роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова – один из интереснейших и загадочных в русской литературе. Демонологические образы в литературе упоминаются часто. Романный Воланд – это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы.
-
Образ Гамлета в русской поэзии ХХ века 2023
«Гамлет» для России — особая пьеса. Гамлет в трагедии говорит, что театр — это зеркало, в котором отражаются века, сословия и поколения, и цель театра — держать зеркало перед человечеством. Но и сам «Гамлет» — это зеркало. Кто-то сказал, что это зеркало, поставленное на большой дороге. И мимо него идут люди, поколения, народы, сословия. И каждый видит себя. Применительно к русской истории это особенно верно. Гамлет — это то зеркало, в котором Россия всегда стремилась увидеть свое лицо, стремилась через Гамлета понять себя. Мы в праве говорить о феномене «Русского Гамлета», который сыграл совершенно особую роль в развитии концепции вечных образов в культуре нашей страны.
-
Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" 2012
Вид данного урока – дидактическая игра-суд. По типу урок – комбинированный. Развитию познавательной активности обучающихся на уроке способствует применение ИКТ. Цель занятия – обсудить с обучающимися моральные нормы поведения человека в обществе и «Золотые правила», через дидактическую игру-суд. Занятие помогает задуматься о сложных взаимоотношениях людей с окружающим миром, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
-
Образ главного героя в романе И.Гончарова "Обломов". Понятие "обломовщина". 10 класс 2009
Осознать истоки русского национального характера, его особенности. Побудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической деятельности. Воспитать высокое чувство самосознания своей принадлежности к русскому народу, гордости за свой народ.
-
Образ главного героя. Причины появления "обломовщины" 2008
Урок литературы с учащимися 1-го курса по теме "Образ главного героя. Причины появления "обломовщины". На уроке учащиеся составляют портретную характеристику главного героя, пытаются проследить, как традиции и обычаи семьи отразились на характере героя. В разработке урока используется презентация Power Point, которая помогает интереснее провести урок.
-
Образ государства в повестях Ю.Тынянова и романе М.Булгакова 2009
Урок помогает организовать знакомство с произведениями Ю.Тынянова, его взглядом на исторический процесс; развивать навыки сопоставления произведений разных авторов.
-
Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова 2022
Цель урока: расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
-
Образ деревенского "святого" в рассказе А.Платонова "Юшка" и его проекция в современном мире 2012
Урок помогает сопоставить рассказ А.Платонова "Юшка" с художественной статьей священника А.Дьяченко "А кто из них умер?", выявить общую проблему в рассказе, написанном в середине ХХ века, и в статье священника, написанной в конце ХХ века.
-
Образ дома в поэзии Серебряного века 2010
Основная цель урока – актуализировать для учащихся значимость нравственных категорий человеческой жизни (дом, любовь к родине, почитание, уважение) на материале русской поэзии Серебряного века. В рамках учебного занятия обучающиеся познакомятся с понятиями «дисгармония», «эсхатология», «самостоянье», рассмотрят образ Дома, его составляющие в поэзии Серебряного века, сделают попытку проанализировать значимость категории Дома для поэтов XX века.
-
Образ домашнего питомца в повестях Холли Вебб о щенках 2024
Проект рассказывает об особенностях образа домашнего питомца в повестях английской писательницы Холли Вебб о щенках. Данная работа предлагает информацию о жизни пушистых домашних питомцев, а самое важное – дает понять: содержать щенка очень непросто. Книги Холли Вебб, на наш взгляд, могут помочь юным любителям домашних животных лучше понять своего питомца, узнать больше о его повадках и привычках, о его образе жизни. Подтверждением этого является наша работа, в которой мы постарались обобщить полезную информацию о четвероногих питомцах. Результаты работы могут быть использованы не только учащимися, которые любят читать, а также держат домашних питомцев и хотят больше узнать о них, но и учителями литературы для проведения уроков.
-
Образ Елески в рассказе Д.Н. Мамина-Сибиряка "Зимовье на Студеной" 2005
Урок направлен на постижение идеи художественного произведения через раскрытие образа главного героя, обучение анализу эпизода, подготовку к сочинению. Отрабатывается навык работы с текстом, закрепляются основные литературоведческие термины. Представленный материал может быть использован как в классах с повышенной обучаемостью, так и с учащимися, имеющими трудности в обучении.
-
Образ Емельяна Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел 2011
Урок помогает узнать историческую правду и особенности художественного вымысла; установить причины изменения образа Емельяна Пугачёва.
-
Образ звезды в стихотворении Н.Рубцова "Звезда полей" 2011
Урок – педагогическая мастерская представляет совокупность пространств: игрового, учебного, художественно-творческого. Ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания. Занятие проводилось в 6-м и 8-м классах. Шестиклассники учились анализировать стихотворение, а восьмиклассники отрабатывали навыки анализа стихотворного произведения.
-
Образ зеркала в творчестве Анны Ахматовой 2009
Учитель сообщает о значении зеркала, о его символике. Ученики выясняют, какое значение имел образ зеркала в определенный период творчества: с 1910 по 1960-е гг. Общий вывод: в разные годы образ зеркала у поэта приобретал новое значение. Через этот художественный образ А.Ахматова сумела показать не только судьбу отдельной личности, но и историю страны.
-
"Образ Зилова в контексте своего времени" (по пьесе А.Вампилова "Утиная охота") 2012
Известному сибирскому драматургу исполняется 75 лет. В пьесе «Утиная охота» А.Вампилов рассматривает основные мотивы духовного кризиса и поиска смысла жизни человека 70-х годов XX века. Драматург дает психологический портрет героя своего времени, обращается к внутреннему миру Зилова и ищет вместе с ним ответы на вечные вопросы: зачем человеку совесть, правда?
-
Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича" 2012
Урок в 7-м классе по программе Коровиной В.Я. характеризует образ Ивана Грозного. Характеристика расширяется благодаря межпредметным связям с историей, МХК. Урок содержит элементы проблемного обучения, строится на эвристической беседе с учащимися. Имеет воспитательную направленность, так как затрагивает проблемы чести и достоинства. Привлекаются биографические сведения из жизни Пушкина, Лермонтова.
-
Образ Ивана Чонкина в творчестве Владимира Войновича 2008
Урок внеклассного чтения был дан в 10-м классе после изучения творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявил традиции и новаторство автора. Семинар рассчитан на 2 часа. Анализ образа Чонкина позволяет выявить вековые симпатии русского народа: добродушие, отсутствие хитрости и прагматизма, альтруизм. Формулируем понятие русского национального характера. Используя межпредметные связи с историей, критикуем тоталитаризм, выявляем его последствия. Вызвала интерес у учащихся игра "Телемост Москва-Нью-Йорк".
-
Образ Иешуа – отражение Человека в романе мастера 2010
Не секрет, что одним из самых сложных произведений XX века является роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Роман и его герои вызывают бурю эмоций как у поклонников творчества писателя, так и противников. Чтобы прочувствовать всю глубину произведения, необходимо проникнуться его главной тайной: кто такой этот странный человек Иешуа Га-Ноцри, каково его место в романе и насколько его образ связан с его библейским прообразом.
-
Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока "Двенадцать" 2011
Урок литературы в 11-м классе. Поэма Блока остается до сих пор предметом спора, поэтому на уроке идет разговор о причинах этого нескончаемого спора, об особенностях в изображении загадочного образа Иисуса Христа. Ученики сравнивают Христа в поэме Блока и Христа, созданного русскими художниками XIX–XX веков, а также с изображениями на иконах XII–XV веков.
-
Образ исторического события в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" 2022
Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.
-
Образ камня в русской литературе, фольклоре и живописи 2016
Урок литературы проводится в 11-м классе при изучении лирики О.Э. Мандельштама. В основе урока - сопоставительный анализ стихотворений О.Э.Мандельштама и Ф.И.Тютчева. В процессе урока дети знакомятся с использованием образа камня в фольклоре, Библии, в скульптурном убранстве Санкт-Петербурга. Учащиеся анализируют картину В.М.Васнецова «Витязь на распутье». Результатом работы должна стать письменная работа.
-
Образ Кармен в мировом искусстве 2011
Урок знакомит с творчеством французского реалиста Проспера Мериме. У учащихся формируется представление о взаимосвязи и взаимопроникновении романтического и реалистического направлений; выясняются причинно-следственные связи от героя литературного произведения к «мировому» образу; выявляются черты образа Кармен.
-
Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры 2012
На уроке применяется развивающее обучение, метод "проблемное обучение". Цель урока: раскрыть качества героини драмы А.Островского «Гроза»; учить анализировать текст и работать с дополнительной литературой; подготовить к сочинению; развивать монологическую речь; совершенствовать технику и навыки выразительного чтения.
-
Образ Катерины (по пьесе А.Н.Островского "Гроза"). 10-й класс 2018
Цель урока: разобраться в поведении и поступках Катерины.
-
"Образ Катерины. Ее душевная трагедия" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза") 2014
В ходе урока учащиеся должны охарактеризовать образ Катерины, исходя из своей точки зрения и жизненного опыта, проследить, как формировался ее характер в детстве; сравнивать высказывания критиков о характере и образе Катерины и доказывать свою точку зрения; выражать свои чувства при помощи произведений различных видов искусства; определять и объяснять понятия.