Литература
-
Образ кедра в алтайской литературе 2009
Урок внеклассного чтения посвящен сбору материала об образе кедра в алтайской литературе.
-
Образ кота в литературе (по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"). 5-й класс 2014
Заключительный урок в цикле занятий «Животные в художественной литературе». Структура урока, формы работы соответствуют требованиям ФГОС ООО. Особое внимание уделено повторению учебного материала о жанрах рассказа, подготовке учащихся к восприятию нового материала. Показаны межпредметные связи с историей, русским языком. Предложено вариативное домашнее задание, дан список литературы по изученному материалу.
-
Образ кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе 2006
Данная тема интересна для учащихся 5–11-х классов.<br> На уроке прослеживается роль кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе.<br> Занимательно переплетение мифов, сказок, авторских произведений.<br> Основные цели и задачи урока-коференции: <br> 1. Познакомить учащихся с произведениями фольклора и русской литературы, раскрывающими образ кота. <br> 2. Обучить интерпретации художественного текста<br> 3. Формировать навыки анализа эпического произведения малой формы<br> 4. Формировать навыки выразительного чтения учащихся<br> 5. Развивать устную речь учащихся, умение слушать и слышать собеседника<br> 6. Развивать интерес к фольклору и литературным произведениям о животных.
-
Образ круга и его роль в рассказе В.Набокова "Круг". 11-й класс 2012
Урок входит в серию "Писатели русского зарубежья" и знакомит учащихся с особенностями творчества В.Набокова, с рассказом "Круг". Анализ текста "вслед за автором" помогает учащимся увидеть необычность художественной манеры писателя. Набоков не только пишет, но и учит читать по-новому.
-
Образ куклы в истории и литературе. 5-й класс 2010
Автор представляет учащимся куклу, как исторический и литературный образ. Прививает любовь к чтению произведений русской и зарубежной литературы.
-
Образ Лермонтова и лермонтовское окружение в повести Б.Пильняка "Штос в жизнь" 2010
Статья о соотношении реальности и вымысла в произведении Б.Пильняка. Для сравнения используются биография М.Ю. Лермонтова, а также глава «Княжна Мери» его романа «Герой нашего времени».
-
Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2012
Учащиеся анализируют образ главного героя произведения Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора, проблему произведения.
-
Образ Марьи Болконской в концепции семьи и брака Л.Н. Толстого 2011
В современной действительности проблема построения прочного, долгого семейного союза является важной. Автор пытается показать пути решения данной проблемы, предлагаемые русским классиком, уделявшим данному вопросу особое внимание, и в этом литературоведческая значимость работы. Освещаемая проблема интересна в связи с заявленной выше малоизученностью вопроса, что также обусловливает новизну данного исследования.
-
Образ Мастера в сказках П.П. Бажова (5-й класс) 2009
Авторы представляют цикл уроков литературы по программе 5-го класса. На примере изучаемых произведений – "Каменный цветок", "Горный мастер", "Хрупкая веточка" – раскрывается своеобразие и уникальность образа Мастера.
-
Образ матери в произведениях Н.А. Некрасова 2010
Данный урок позволяет выйти за рамки изучаемого материала в 10-м классе, так как одновременно анализируется и сравнивается несколько произведений: глава "Крестьянка" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо", поэма "Мать", стихотворение "Родина". Урок позволяет рассмотреть, как образ матери представлен в творчестве поэта Н.А. Некрасова.
-
Образ матери в русской литературе 2011
На занятии прослеживается, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери.
-
Образ молодого поколения 1941–1945 гг. в пьесах В.Розова "Вечно живые", А.Афиногенова "Накануне", К.Симонова "Русские люди" 2023
Молодое поколение 20-х годов 21 века, стремится узнать об ушедшей эпохе, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Узнать не только из учебника истории, из рассказов родственников о дедушках-фронтовиках, ушедших на войну молодыми, но и из литературных произведений. Они тоже помогают в процессе общего познания, понять характерные особенности молодого поколения, образ которого представлен в ряде пьес драматургов. Значимость проекта: раскрываются возможности использования результатов на практике, например, в школьном курсе «Литература» для образовательного уровня учащихся.
-
Образ неба в прозе и поэзии XIX века 2013
Урок предполагает обращение к знаковым произведениям русской литературы XIX века, где возникает образ неба. Для учеников важно увидеть в небе не элемент пейзажа, а сюжетную единицу, которая тесно связана с главными образами. Рассматривая эпизоды из уже прочитанных произведений, учащиеся имеют возможность взглянуть на героев подчас с неожиданной стороны, прочесть философский подтекст, глубже понять авторский замысел.
-
Образ няни Арины Родионовны в лирике Александра Пушкина 2011
Цель урока – дать наиболее полное представление о няне Александра Пушкина, Арине Родионовне, сыгравшей значительную роль в становлении Пушкина – поэта и человека. На примере взаимоотношений Пушкина с А.Р. Яковлевой воспитывать в учащихся «чувства добрые», уважение к старшему поколению. Совершенствовать навыки анализа поэтического произведения.
-
Образ осени в рассказе К.Г. Паустовского "Желтый свет". Цвет и звук 2013
Учащиеся на уроке знакомятся с рассказом "Желтый свет", композицией, изучают авторскую позицию, раскрывают своеобразие писательской манеры Паустовского. Выясняют, какими приемами пользовался автор для более сильного воздействия на читателя. Формируются навыки самостоятельного формулирования выводов, анализа эпизодов.
-
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского 2014
Цель урока: актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX в.; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения; совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.
-
Образ Петербурга и способы его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2014
Цель урока: освоить способ действий при рассмотрении пейзажа и интерьера на новом материале; расширить знания в области комплексного анализа художественного текста и выявления его особенностей; уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода (пейзажем и интерьером) и общим содержанием художественного произведения; уметь проводить параллели между образом Петербурга и городом в других художественных произведениях.
-
Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина (урок внеклассного чтения в 7-м классе) 2008
Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Петр I. На уроке мы поразмышляем с вами над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру; чем объяснить его интерес к этой личности.
-
Образ Петра. Становление личности в эпохе (по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый") 2018
Цели урока: познакомить с творчеством А.Н.Толстого; показать становление царя-реформатора; раскрыть закономерность и своевременность его появления и необходимость реформ; рассмотреть связь содержания произведения с социокультурным аспектом эпохи; совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы; выявить качества Петра,позволяющие и сегодня быть символом России.
-
Образ письма в творчестве И.Бродского. "Письма римскому другу" 2008
Урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности, работе над развитием критического мышления через чтение и письмо, ценностному самоопределению школьников.
-
Образ праведника в рассказе Н.С. Лескова «Однодум» 2015
В ходе урока раскрывается смысл названия произведения, понятия «праведность», «праведник»; выявляются особенности изображения русского национального характера. Учащиеся анализируют художественное слово произведений Н.С. Лескова.
-
Образ природы в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца". 6-й класс 2011
Урок направлен на развитие речевой, мыслительной деятельности, творческого воображения, поэтому основан на методе эвристической беседы. Индивидуальные и групповые формы работы, используемые на уроке, способствуют формированию исследовательских, надпредметных умений и навыков.
-
Образ птицы в поэзии Семена Данилова 2021
Автор знакомит читателей с якутским поэтом Семеном Даниловым.
-
Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина) 2011
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина).
-
Образ путешественника в сентиментализме 2015
Урок знакомит учащихся с понятиями «литература путешествий» и «путешественник», сентиментализмом как литературным направлением в литературе и живописи, основоположником русского сентиментализма Н.М. Карамзиным и его «Письмами русского путешественника».
-
Образ ребёнка и роль детали в произведениях о Великой Отечественной войне (по рассказу В.Осеевой «Отцовская куртка» и стихотворению Т.Шапиро «Телогрейка») 2020
Предложенный материал представляет собою план урока, отражающий логику построения учебного занятия в рамках технологии развития критического мышления. Кроме того активно применяются такие приёмы работы с текстом, как «Ассоциации», «Предвосхищение», «Кольца Венна», синквейн.
-
Образ Родины в лирике М.Волошина (11-й класс) 2009
Урок продолжает знакомство одиннадцатиклассников с жизнью и творчеством уникального поэта XX века Максимилиана Волошина.
-
Образ родины в произведениях шатурских поэтов 2013
Цель урока: расширить представления детей о малой родине.
-
Образ русалки в мифах, легендах и произведениях русских писателей 2009
На конкретных примерах исследуется образ русалки в славянских мифах и легендах, произведениях Пушкина, Лермонтова, других русских поэтов и писателей.
-
Образ русалки в поэзии М.Лермонтова (сопоставительный анализ) 2022
Образ русалки в стихотворении Лермонтова включен в поле романтический представлений русского поэта, развивает устойчивую тему одиночества в его творчестве, а в поэме Тукая «Су анасы» усилено назидательное начало, направленное на утверждение нравственных начал в поведении подрастающего поколения. Кроме того, в поэме проявляются черты национальной идентичности татарского поэта. Сила слова Тукая направлена на реальность того времени (начало XX века), жанровое же своеобразие произведение объясняется воздействием традиций восточной литературы и языка.