На уроке-семинаре работа над образом скупца в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» проводится в группах, в 2 этапа с итоговым обобщением.
Примечание: организационный момент, целеполагание, домашнее задание здесь не прописываются, каждый учитель выберет подходящие формы этих этапов урока исходя из того, урок ли это, факультативное или внеклассное занятие, т.е. когда, в каком классе, с какой целью применяется данная разработка.
Ход урока-семинара
I этап.
Группа 1.
Объясните смысл названия. Согласны ли вы с ним (соответствуют ли оно содержанию?) Почему писатель не назвал повесть «Дервиль» или «Поверенный в делах», ведь он рисует нам историю жизни Гобсека, Максима де Трай, Дервиля ... Последний, кстати, более достоин уважения: Гобсек умирает, а Дервиль заканчивает дела, играя уже ведущую роль, утверждая справедливость.
Ребята, работая с текстом, объясняют значение имени Гобсек и находят неоднократные подтверждения тому, что имя это «говорящее», обозначает оно Живоглот. (Проводят параллели с русской литературой (Гоголь, Салтыков-Щедрин), сравнивая цели, с которыми авторы их используют (здесь почти нет сатиры).)
Группа 2.
Дайте подробную характеристику персонажу папаши Гобсека.
- С чего начинается портретное описание? Какое сравнение использует Бальзак? Почему? (Оно сразу предопределяет главную черту Гобсека – страсть к деньгам.) Найдите подобные сравнения, который автор использует для описания цвета лица скупца. (Сравнивает с бронзой, серебром.)
- Речь. Какие средства усиливают, делают образ более выпуклым?
- Круг общения Гобсека. Почему таков? Объясните.
- Опишите его комнату. О чем это свидетельствует? Сравните с описанием дома Гобсека в конце жизни. Что изменилось в самом скупце?
- Наконец, самое главное. Поступки. Почему образ усложняется? Что вызывает наше неприятие? Что – уважение?
- Опишите отношение других персонажей к Гобсеку. Найдите подтверждение в тексте. Почему одни уважают его (Дервиль, слуга-инвалид), другие ненавидят (графиня де Ресто, ее сын, де Трай). Изменяется ли отношение со временем или в какие-то моменты жизни Гобсека, почему, как вы думаете?
Группа 3.
Учащиеся получают отрывок из текста со слов: «А у кого жизнь может быть такой блистательной, как у меня?» до слов «Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти». Сделайте вывод: в чем философия Гобсека? Можем мы сказать, что Гобсек – реалист? Докажите. Найдите еще цитаты, содержащие умозаключения Гобсека о жизни, о вреде добра, об удовольствии, которое он получает, заглядывая в глубины человеческих душ, о том, что имея достаточно денег, человек может купить «совесть человеческую». Что вас удивило в этом монологе? Нет ли тут парадокса? («Таких, как я, в Париже человек десять; мы властители ваших судеб – тихонькие, никому неведомые».) Какую оценку этой философии дает Дервиль? Согласны вы с ней, почему?
Группа 4.
В чем сложность, противоречивость Гобсека? Что ошеломляет даже Дервиля? Давайте сравним образ Гобсека с образом Плюшкина? Сначала внешность. (Цитаты – подсказки: «Иной раз, я даже спрашивал себя, какого он пола, если все ростовщики похожи на него, то они, верно, принадлежат к разряду бесполых », «О чем думает это существо?» и «Мужик, нет баба…»)
Теперь сравните, как они распоряжались своим богатством? («Деньги ради самого обладания властью и деньгами», а не для того, чтобы содержать хороший дом, приглашать друзей, путешествовать…)
Сравните отношение к наследникам. (Боялись оба.)
В чем проявилось высшее проявление скаредности на грани с безумием? (а) Как Плюшкин тащил в дом всякую брошенную бумажку, тряпицы, так и Гобсек принимал все, ничем не гнушался. Цитата «… Гобсек был ненасытным удавом…Все доставляли ему на дом, но ничего оттуда не выносили»; б) Как они приглашали редкого гостя к трапезе. в) Что хранилось в амбарах Плюшкина и в запертых комнатах дома Гобсека?)
Есть ли что-то общее с Коробочкой, с Чичиковым? Докажите.
Группа 5.
Опишите Максима де Трай. Есть что-нибудь общее у него и Гобсека? Почему Дервиль уважает его меньше, чем Гобсек, ведь он, вроде, безвредный, как мотылек, летает.
Образ графини де Ресто. Можно ли что- то сказать в ее защиту? Вспомните ужасную сцену, которую увидели Гобсек и Дервиль, войдя в комнату умершего графа. Зачитайте отрывок.
Группа 6.
Гобсек и Бальзак.
Можно ли сказать, что сам автор иногда проглядывает в речах ростовщика, то есть Гобсек выражает точку зрения автора на политику, государственное устройство, жизнь своих современников. Найдите эти строки. Когда Бальзак говорит устами Дервиля? (Описание холостяцкого ужина, отношение к ростовщику, наиболее полного раскрывшееся после его смерти.)
Какие детали использует автор для того, чтобы гиперболизировать главную черту образа?
II этап.
Перед постановкой вопросов- заданий для групп стоит спросить, чем понравилась повесть, какие ассоциации, слова-настроения связаны у ребят теперь с произведением, с которым они познакомились. (Страшная история, правда жизни, власть денег, власть над людьми, скупость…)
Поиск в героях повести того, что привлекло к ним отечественную литературу; называние основных, ведущих свойств личности центральных (Гобсек, Дервиль) и второстепенных героев (Максим де Трай, графиня и граф де Ресто). Каждая группа обращается к своим пометкам, цитатам, выводам, но уже с общим для всех вопросом: чем интересен образ Гобсека русской литературе? Какое развитее образ скупца получил в русской культуре в целом?
Учащиеся получили предварительные задания-сообщения:
- Образ главного героя в произведении «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина.
- Повесть «Гобсек» и театр.
Эти ребята делают сообщения, остальные учащиеся в группах получают текст сообщений на руки.