Пояснительная записка.
Цели программы:
- научить учащихся чувствовать слово, думать над ним, искать в нём истинный смысл, понимать его роль в тексте, что позволит выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию;
- приобщать ребят к творчеству, развивать их творческие способности;
- научить владеть нормами литературного языка;
- дать необходимые знания о русском языке, его ресурсах, формах реализации;
- формировать навыки анализа текста;
- учить детей редактировать тексты;
- углубить и закрепить знания о стилистических средствах языка, научить находить их в тексте;
- пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах:
- углубить знания о литературном наследии Краснодарского края, повысить интерес к литературе Кубани;
- развивать устойчивый интерес к изучению родного языка и литературы, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений;
- развивать духовные потребности будущих граждан нашей страны;
- воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного;
- воспитывать чувства коллективизма, гражданственности и патриотизма;
- воспитывать толерантность, учитывая совместное проживание на территории района разных народов, исповедующих православие, ислам и другие религии;
Задачи программы:
- показать место литературы Кубани в литературе России;
- предоставить потенциал каждому ребёнку самоутвердиться в наиболее значимых для
- него сферах жизнедеятельности, в которых наиболее полно могли бы раскрыться его индивидуальные качества и способности;
- поддерживать в учебных группах особо нравственное и эмоциональное поле, стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого учащегося;
- постоянно искать пути способы и средства для максимально полного раскрытия проявления личности каждого ребёнка, проявления и развития его индивидуальности;
- вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей учеников, практиковать совместное участие в проведении экскурсий, походов, конкурсов учеников и родителей;
Возраст учащихся: 10–16 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий:
формы: групповые и индивидуальные занятия, классные занятия и многочисленные экскурсии, походы, запись информации у носителей традиционной народной культуры, учебно-исследовательская работ, интеллектуальные игры, и т. д.
режим: 6 часов в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: в течение срока обучения учащиеся должны усвоить программу по дополнительному образованию, в качестве промежуточных результатов будут учитываться участие детей в выпуске школьной газеты, в викторинах, смотрах, конкурсах, в районных и краевых мероприятиях.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: итоговая выставка работ учеников, научно – практическая конференция, посвящённая 145-летию основания станицы Бжедуховской, создание книги об истории и культуре родной станицы, публикации работ учеников в школьной газете и в средствах массовой информации,
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Секреты текста. | 60 | 32 | 28 |
3 | Анализ литературного произведения. | 30 | 16 | 14 |
4 | Воплощение произведений в звучащем слове. | 16 | 8 | 8 |
5 | Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения. | 28 | 16 | 12 |
6 | Культура речи. | 30 | 18 | 12 |
7 | Литература Кубани.Кубанские просветители. | 42 | 22 | 20 |
8 | Диалекты Кубани | 8 | 2 | 6 |
Итого | 216 | 116 | 100 |
Содержание дополнительной образовательной программы «Художественное слово»:
Вводное занятие.
Живое слово и его значение. Основы художественного чтения.
Раздел 1. Секреты текста.
Слово?! Это интересно. От слова к тексту. Основные признаки текста. Стилевое единство текста единство частей текста. Формирование и функционирование стилей русского языка. Стилистические возможности языковых средств. Народное слово в литературном языке. Исследование фольклора. Типы словесного выражения. Словесные изобразительно – выразительные средства. Жанры творческих работ. Анализ текста.
Раздел 2. Анализ литературного произведения.
Вид и жанр в литературе. Жанр произведения. Сюжет. Идея, тема произведения. Характеристика героев. Анализ текста.
Раздел 3. Воплощение произведений в звучащем слове.
Цели исполнительских задач. Передача основных мыслей автора. Соблюдение правил логического чтения и выполнение построчных пауз.
Раздел 4. Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.
Упражнения на умение общаться, выполнять действенные задачи, на развитие наблюдательности. Упражнения, связанные с постановкой дыхания, дикции, голоса. Орфоэпически правильное произношение слов, звукосочетаний. Работа с художественными текстами.
Раздел 5. Культура речи.
Речь – главное коммуникативное средство общения людей. Роль речи в общей культуре человека. Правила разговорной речи, история их возникновения. Грамотная речь – залог успешного общения. Слова-«паразиты». Навыки ведения диалога в различных ситуациях, умения словами, мимикой, тоном разить своё отношение к человеку. Чтение как средство обогащения словарного запаса учащихся.
Раздел 6. Литература Кубани. Кубанские просветители.
История кубанского казачьего хора. Встреча с участниками бжедуховских народных коллективов, знакомство с их творчеством. Фольклор: щедровки, посевание на новый год. Вождение козы.
Казачьи сказки. Инсценировка сказок. Творчество Я.Г.Кухаренко. 8.Творчество К.К.Абазы. Творчество А.Е.Пивени. Т орчество К.Образцова. Творчество Ф.А.Щербины. Произведения поэтов-земляков.
Раздел 7. Диалекты Кубани.
Кубанская лексика. .Итоговая научно-практическая конференция.
Содержание дополнительной образовательной программы «Художественное слово»:
2 год обучения, 216 часов
Методическое обеспечение программы.
Программа занятий кружка «Художественное слово» рассчитана на детей, возраст которых 10 – 16 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются ценностные ориентиры в жизни, определяются склонности и интересы, которые в последствии могут стать основой будущей профессии литератора, учителя, журналиста, корреспондента. Но кем бы ни стал в будущем воспитанник, он должен хорошо знать родной язык и владеть словом.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате игровой, исследовательской, собирательской, экскурсионной и другой деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, в структуру занятий включено знакомство с мифами, легендами, фольклором народов, проживающих на Кубани. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, публичные выступления, написание стихотворений и очерков, работа над выпуском школьной газеты и сотрудничество со средствами массовой информации, собирание фольклора и оформление альбомов, работа в школьном музее – разбудят детскую фантазию, воображение, выдумку, разовьют творческие способности, что будет способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка, художественного слова. Дети любят слушать, но предпочитают услышанное увидеть. Этому будут способствовать выездные экскурсии в дома – музеи кубанских писателей и поэтов, экскурсии - экспедиции по станицам с целью сбора фольклорного материала.
Чтобы научить воспитанников любить книги, пользоваться дополнительной литературой, уметь написать сообщение, доклад, небольшой очерк, рассказ или статью в газету, в программу включены конкурсы, викторины, работа над выпуском школьной газеты, создание рукописной книги.
Кружок художественного слова способствует расширению интереса к родному языку и литературе, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывает художественный вкус, является школой гражданственности и патриотизма.
Техническую оснащённость программы обеспечивают телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, ДVД, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи праздников, отмечаемых в Белореченском районе, выступлений Кубанского казачьего хора и бжедуховских народных коллективов.
Основные формы занятий, планируемые по каждой теме, указаны в плане. Занятия планируются комбинированными: рассказ с показом видеофильма, практические работы с текстами, выпуск школьной газеты, подготовка к экскурсии ит.д.
Список литературы.
- Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи – М., 1977.
- Станиславский К.С. Работа актёра над собой (любое издание).
- ЛюстроваЗ.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. О культуре русской речи. М.,1987.
- Никита Е.И.Русская речь.8 -9 кл., М., 1995.
- Паскевич Н.Я.Уроки мастеров слова. Краснодар,2000.
- Вартаньян В.А.Путешествия в слова. М.,1986.
- Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.
- Югов А. Думы о русском языке. М., 1975.