Статья посвящена изучению способов художественного создания северного пространства и персонажей в произведениях Юрия Казакова.
Объектом исследования в нашей работе выступает проза Ю.Казакова.
Предметом исследования является образ Русского Севера.
Цель нашего исследования состоит в комплексном анализе произведений Юрия Казакова, воссоздающих образ Русского Севера как художественное пространство.
Цель исследования обусловила следующие основные задачи:
- Изучить научно-критическую литературу о творчестве Ю.Казакова.
- Выделить произведения Ю.Казакова о Русском Севере.
- Исследовать пространственно-временные аспекты в произведениях Ю.Казакова о Русском Севере.
- Структурировать систему персонажей прозы Ю.Казакова о Русском Севере, выявить их типологическую общность.
- Синтезировать полученные наблюдения, уточнить авторскую позицию.
Актуальность темы обусловлена тем, что образ Севера занимает важное место в прозе Ю.Казакова, который создает свой вариант литературного локального текста, а именно текста о русском Севере, или Поморье. Значимость этого образа отмечал целый ряд критиков и литературоведов, но до сих пор нет исследований обобщающего характера.
Новизна данной работы заключается в попытке сгруппировать рассказы Ю. Казакова и рассмотреть их с точки зрения реализации в них северного текста, проследить то, как развиваются, эволюционируют темы и мотивы Северных рассказов Ю.Казакова.
Практическая значимость – полученные результаты исследования могут быть использованы при изучении произведений Ю. Казакова, в том числе в рамках элективных и специальных курсов по изучению русской литературы ХХ в. в школах, колледжах и других учебных заведениях.
Из рассмотренных точек зрения литературоведов и критиков на прозу Юрия Казакова нами выделены основные доминанты:
- Исследователь творчества писателя Игорь Кузьмичев считает, что Юрий Казаков продолжил традиции русского классического реализма XIX века (И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой) и XX века (И.А.Бунин, М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский)
- Проза Юрия Казакова лирически напевна, музыкальна. Это рассматривается как стилевая черта писателя критиками – литературоведами Игорем Георгиевичем Штокманом и Игорем Петровичем Золотусским. Музыка звучит буквально с каждой страницы рассказов Юрия Казакова: это и пение талантливого самородка Егора из рассказа «Трали – вали», и звучание джазовой композиции в рассказе «Осень в дубовых лесах», и та гармония его рассказов со звуком, тоном, единственно необходимым данному произведению.
- Исследователь творчества Юрия Казакова Наталья Георгиевна Махинина говорит о ноте романтизма в произведениях писателя. По мнению литературоведа на это прямо указывает страсть к путешествиям, к неизведанным далям, образы дороги и детства в его рассказах.
- По мнению другого исследователя Сергея Романовича Федякина одной из художественных составляющих рассказов Юрия Казакова является ностальгия. В произведениях Юрия Казакова часто звучит грустная лирическая интонация, навеянная воспоминаниями.
- Центром эстетического постижения Юрий Казаков считал то, что прячется глубоко в человеческой душе: живое, естественное, природное.
Для исследования пространственно-временных аспектов в текстах Юрия Казакова о Русском Севере мы рассмотрели такие рассказы, как «Поморка», «Никишкины тайны», «Манька», «Трали-вали», «Адам и Ева», «На Мурманской банке», «Калевала», «Белуха», «Какие же мы посторонние?», «Нестор и Кир», «И родился я на Новой Земле», «Белые ночи», «Осень в дубовых лесах».
В ходе исследования нами было определено, что художественное пространство в северных рассказах Ю.Казакова представлено такими образами, как: Белое море, Северная Двина, Белые ночи, белый снег, Архангельск, церковь, поморский крест, дорога, тундра, северное сияние. Мы определили, что художественное пространство в северных текстах Юрия Казакова амбивалентно. Оно включает в себя многие и разные времена и пространства (от затерянной где-то в лесах избушки или одинокого креста на берегу моря, до крупного промышленного города). По нашему мнению такого эффекта писатель достигает поэтикой сюжетостроения, ретроспективным повествованием: герой – повествователь в рассказах Ю.Казакова обращается к минувшим событиям своей жизни. При небольшой протяженности текста сюжеты рассказа выстраиваются по цепочке, нанизываются различные, нередко значительно отстоящие друг от друга хронотопы. На примере рассказов «Никишкины тайны» и «Калевала» мы определили, что пространство Русского Севера, это ещё и сказочное пространство. Кроме того, пространство Русского Севера представлено в рассказах Юрия Казакова различными лингвистическими средствами, которые являются важным языковым ресурсом концептуализации образа Русского Севера и ориентирами путевых маршрутов писателя. Это гидронимы, топонимы и микротопонимы, обобщённые названия (Поморье, Беломорье). Лексема Север у Ю.Казакова пишется с прописной буквы, поэтому её тоже можно рассматривать как топоним.
Образы северян выведены в прозе Юрия Казакова с разной степенью индивидуализации – от простого упоминания до развёрнутого портрета. По нашему мнению, основных персонажей рассказов Юрия Казакова о Русском Севере условно можно распределить по трём типологическим группам:
1). Природный человек - Марфа («Поморка»), Манька («Манька»), Никишка («Никишкины тайны»).
2). Герой с растревоженной душой – Агеев (Адам и Ева), Егор («Трали-вали»).
3). Герой – труженик - Тыко Вылка («И родился я на Новой Земле»), Котцов («Северный дневник»), Нестор («Нестор и Кир»).
Нами определено, что Русский Север в прозе Юрия Казакова, с одной стороны, предстаёт как царство первозданности, как «неподвижная точка абсолюта среди «водоворота эпохи», как та константа, которая находится за пределами обжитого пространства и времени». С этой стороны, одним из важнейших для характеристики северного пространства мотивов в рассказах Ю.Казакова выступает мотив тишины, ассоциирующейся с остановкой времени, погружённостью человека в самого себя, в состояние между сном и явью, бытом и бытиём. С другой стороны, основным мотивом в северных рассказах писателя выступает мотив движения, переходящий в мотив обжитости Северного края. «Мотив движения приобретает всеобъемлющее значение, становясь синонимичным понятиям «жизнь», «способ существования». Нами выделено, что главной приметой Севера у Юрия Казакова становятся прежде всего характеры, нравы, обычаи «северян, поморов, людей уникальных и обыкновенных, великих в своей простоте».
Рассмотрев примеры образов Русского Севера в прозе Юрия Казакова, мы можем сделать вывод о том, что Русский Север является для писателя особой частью России, неотъемлемой от национального культурного кода, но отличающейся индивидуальным обликом, наднациональным колоритом, связанным с особым взаимодействием природы и человека.