Образовательный проект, направленный на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы

Разделы: Литература


Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельной работы и осознанного подхода к учебному процессу. Проблема формирования мотивации учебно-познавательной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

Актуальность проекта заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся способствует формированию мировоззрения личности учащегося, интенсификации учебно-воспитательного процесса и как следствие формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.

Цель и задачи проекта

Характер проблемы, заявленной в названии, определил цель данного проекта - разработка условий, способствующих развитию мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках литературы во имя достижения целей саморазвития.

Объект исследования - учебно-познавательная деятельность школьников на уроках литературы.

Предмет исследования - управление развитием мотивации старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.

Гипотеза исследования - литературное образование станет средством развития мотивации старшеклассников при условии, если разработано и обосновано содержание образования, включающее специально спроектированные задания и упражнения, направленные на развитие мотивации;

  • выбраны такие технологии обучения, которые позволят сформировать на оптимальном уровне мотивацию учебно-познавательной деятельности и учитывают индивидуальные различия, а также творческие способности учащихся;
  • систематически ведется мониторинг за развитием личностных качеств учащихся на основе использования комплексной методики определения уровня развития мотивации.

В соответствии с целью проекта, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать содержание обучения, позволяющее развивать мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
  2. Спроектировать технологии обучения, гарантирующие успех учебно-воспитательного процесса, направленного на повышение мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников.
  3. Определить методы диагностирования результативности образовательного проекта.
  4. Проследить динамику развития мотивации учебно-познавательной деятельности старшеклассников.

Содержание образования учащихся, направленное на повышение мотивации к учебной деятельности, представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для создания ситуации успеха и высокой результативности.

При отборе содержания образования учащихся мы руководствовались тем, что мотивация к учебной деятельности формируются в процессе изучения достаточно большого числа тем по литературе и русскому языку, поэтому между этими учебными предметами устанавливаются преемственные связи.

За основу взята программа литературного образования для 10, 11 классов общеобразовательной школы (автор Т.Ф. Курдюмова).

Литература как один из предметов художественного цикла содержит в себе большой заряд гуманистического, нравственного содержания, от нее идет душевность и духовность, что определяет ее особую роль и место среди учебных дисциплин в школе.

Учитывая специфику учебной дисциплины, предлагается модифицировать, внести коррективы в содержание и методику преподавания литературы с целью развития мотивации учебно-познавательной деятельности.

Содержание образовательного проекта, направленное на развитие мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературы, представлено ниже.

Содержание образовательного проекта развития мотивации учебно-познавательной деятельности

Раздел Тема Время, необходимое для изучения Перечень основных изучаемых и формируемых понятий

(словарь)

Типы упражнений по развитию учебной мотивации Характеристика упражнений
1 2 3 4 5 6
10 класс
Характеристика эпохи Реализм как явление XIX века 1 час Реализм - литературное течение.

Роман как жанр реализма

Синкретизм - соединение разных видов искусства.

Художественный метод, направление, течение.

Выявите черты реализма в предложенном отрывке из произведения. Направлено на формирование интереса к новому знанию и побуждает к самостоятельному приобретению знаний
Творчество А.С. Пушкина Философские мотивы в лирике 1 час Философская лирика, мировоззрение, философ, элегия, цитата. Подберите цитаты, характеризующие гражданскую позицию поэта, и выскажите свое отношение к ней. Обучает объективно оценивать гражданскую позицию.
Духовные искания Евгения Онегина. 2 час История создания произведения, онегинская строфа, лирический герой, интеллигент, нравственность 1. Подготовьте с опорой на текст анализ контактов Онегина (со светским обществом, провинциальным и городским дворянством). Формирует социально-личностные мотивы на основе рассмотрения примера.
Творчество М.Ю Лермонтова Так что же за этот человек этот Печорин? 1 час Социальная позиция человека. Литературный суд с участием судьи, прокурора, адвоката, подсудимого. Учитель стремится создать ситуацию, позволяющую ученикам получить положительные эмоции от коллективной работы и осознать ее необходимость

 

1 2 3 4 5 6
Творчество Н.В. Гоголя Чичиков и чичиковщина 1 час Поэма, композиция 1.Докажите, что Чичиков является выразителем общественной морали своего времени. Развивает способности аргументировано доказывать свою точку зрения и побуждает к вступлению в полемику.
Творчество А.Н Островского Катерина в борьбе за человеческие права 1 час Драма как литературный род, человеческое достоинство, противоречия жизни Прочитайте наизусть монолог Катерины.

Ответьте на вопрос: “В чем заключается сила Катерины?”

Направлено на обучение выражать эмоции через прочтение и осмысление монолога.
Творчество И.А. Гончарова Образ главного героя. Понятие “обломовщина” 1 час Обломовщина, жизненная позиция и активность, преодоление, антипод. Сопоставьте характеристики, даваемые критиками Н.А. Добролюбовым и Л.В. Дружининым Обломову и “обломовщине”. Чье мнение из предложенных характеристик вам ближе? Сформулируйте и обоснуйте свое отношение. Развивает аналитические умения при работе с первоисточниками
Творчество И.С. Тургенева Мировоззренческий кризис Базарова. 1 час Нигилизм, естественные и гуманитарные науки, искусство Выделите в нигилизме Базарова его отношение к науке.

Напишите сочинение-размышление “Роль науки в жизни человека”

Задания формируют отношения к науке как сфере человеческой деятельности.
Творчество Н.А. Некрасова Как понимают счастье герои и автор поэмы “Кому на Руси жить хорошо?” 1 час Детали и приемы в художественном произведении, форма, поэтика. 1. Выделите эпизоды поэмы, в которых дается ответ на вопрос о счастье, проанализируйте и соотнесите с вашим мнением о счастье. Учитель стимулирует учеников выражать свое отношение к поиску своего места в жизни и обществе

 

1 2 3 4 5 6
Творчество Ф.И. Тютчева Лирика 2 часа Философская и любовная лирика, тема, идея, проблема, конфликт, пафос; стихотворный размер, художественный образ, “космическая бездна”. Прочитайте наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева (на выбор)

Подберите музыкальный фон к отдельным стихотворениям.

Задание направлено на осознанный выбор и нахождение правильных интонаций при декламации.
Творчество А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике. 2 часа Пейзажная лирика, рифма, интонация, метафора, эпитеты, олицетворение. 1.Прослушайте аудиозапись романса А. Варламова “На заре ты его не буди”.

2. Во время прослушивания нарисуйте иллюстрацию к этому романсу.

Развивает умение слушать и выражать свои чувства средствами изобразительного искусства.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Проблема “отцов и детей” в сказке Салтыкова – Щедрина “Премудрый пескарь” 1 час Сатира, гротеск, гипербола, “эзопов язык”, аллегория, иносказание. Сопоставить заветы отцов – героев своим детям в произведениях русской классики (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, “Горе от ума” А.И. Грибоедова “Мертвые души” Гоголя Н. В.) с заветом, данным отцом – пескарем своему сыну.

К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки ?

Развивает умения обобщать и готовность учащихся ставить жизненные цели.
Творчество Ф. М.Достоевского Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. 1 час Исповедь души, воскрешение, индивидуалистический бунт, теория. 1.Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?

2. Напишите письмо одному из героев романа.

Вырабатывает положительные изменения в творческом мышлении, акцентируя внимание на чувствительности учащихся к нравственным проблемам.

 

1 2 3 4 5 6
Творчество Н. С. Лескова Путь спасения души в повести Лескова “Очарованный странник” 1час Эпизод, исповедь, художественная деталь, символ, Составьте цитатный план, отражающий траекторию жизненного пути души И. Флягина к спасению. Активизация потребности учащихся в самоопределении и самореализации.
Творчество Л. Н. Толстого По страницам великой жизни. Толстой – человек , мыслитель, писатель. 2часа Мыслитель, дневниковые записи, эпоха. 1. Подготовьте опорный конспект “Характеристика исторической эпохи XIX века”.

2. Соберите иллюстративный и музыкальный материал, ассоциирующийся у вас с творчеством писателя.

3.Как вы трактуете дневниковые записи Толстого, позволяющие проследить формирование личности автора, его идеи?

Поисковые задачи (исторические, архивные, искусствоведческие, библиографические) направлены на развитие интереса к самообразованию через различные формы. Анализ дневниковых записей позволяет трансформировать подобный опыт на себя.
Творчество Л. Н. Толстого Отечественная

война 1812 года а романе “Война и мир”

2 часа Роман – эпопея, военная лексика, позиции сил. Урок в форме интеллектуальной игры “Умники и умницы” Урок позволяет диагностировать и корректировать знания учащихся через игровую форму.
Творчество А.П. Чехова А.П. Чехов-драматург 2часа Семинар, интеллигент, структура драматического произведения Урок-семинар по вопросам:

1. Как вы считаете, в чем заключалось новаторство в пьесах, созданных А.П. Чеховым?

2. Каков он чеховский идеал человека?

3. В чем заключается подлинность и мнимость “интеллигентности” в пьесах?

Урок направлен на активизацию логических рассуждений, затрагивающих проблему разностороннего развития личности

 

1 2 3 4 5 6
11 класс
Русская литература рубежа XIX – XX веков. Анализ рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” 1 час Критический реализм, символ, деталь, Докажите, что использование образов-символов в рассказе не случайно. Доказательство формирует отношение к предсказаниям, предзнаменованиям как к ценности.
Русский символизм в творчестве А.А. Блока 1 час символизм Выделите идеи объединения образа Христа и красногвардейцев в поэме “Двенадцать”. Способствует становлению социальных мотивов гражданского долга
Творчество Н.С. Гумилева. 1 час Акмеизм, неоромантизм, романтика, поэтика, ассонанс, цветовая гамма.

“гогеновская” черта.

Перечислите основные черты, составляющие неповторимый облик поэтики Н. С. Гумилева.

Раскройте их на примере стихотворений поэта.

Предложите музыкальный фон, помогающий понять художественную красоту.

Развивает мотивы выбора жизненного пути.
Творчество В.В. Маяковского 1 час Футуризм, звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих ( лесенка Маяковского), тоническое стихосложение. Прочитайте наизусть одно из стихотворения, раскрывающее тему будущего.

Урок “Издание книги “Люблю!”

Содействует потребности обращения к планам в будущее.

Направлен на поиск творческого решения.

Советская литература Мифологические параллели в “Старухе Изергиль” М.Горького 2 час Библейская мифология, сказка, фольклор Найдите общее и отличительное в образах горьковского Данко и библейского Моисея. Формирует знания о библейских заповедях как основополагающих жизненных установках
Творчество С.А. Есенина. 1 час Мир поэзии Есенина.

“Литературный салон”

В чем заключается, по мнению поэта, важность жизненной позиции в судьбе человека ? Развивает мотивы осмысления бытия.

 

1 2 3 4 5 6
Советская литература Сатира М.А. Булгакова (по роману “Собачье сердце”) 1 час Сатира и ее виды, средства сатиры, профессиональная компетентность Определите факторы, препятствующие успеху профессиональной деятельности профессора Преображенского и его ассистента. Формирует ответственность за принимаемые решения в профессиональной деятельности
Метафоричность художественного мышления А.А. Платонова в повести “Котлован” 1 час Метафора, образы-символы, ключевые слова Найдите ключевые слова и фразы, метафоры, необходимые для понимания замысла писателя. Знакомит с мотивами политической деятельности советского времени.
Урок – сопоставление (“Поднятая целина” М. А. Шолохова и “Котлован” А. П. Платонова) 1 час Коллективизация, двадцатипятитысячники, народный фольклор Напишите сочинение-размышление на тему: “Если бы вам была предоставлена возможность составлять программу по советской литературе, то какое бы из этих двух произведений вы порекомендовали бы для изучения в разделе “Советская литература 30 – х гг. Изображение процесса коллективизации””? Развивает навыки самостоятельной работы.
“Мне дали имя при крещенье – Анна…”

Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А. А. Ахматовой.

2 часа Художественные приемы, ахматовский стиль, “женская лирика” Составьте перечень вопросов ответы, на которые вы бы хотели узнать.

Подобрать музыкальные произведения и тексты стихотворений, характеризующее творчество А.А. Ахматовой.

Развивает умения организационно практические умения и интеллектуальные.

 

1 2 3 4 5 6
Советская литература Творчество В. Хлебникова. 1час Символ, музыкальность стихотворений, “язык птиц” Найдите причину, с чем связан интерес к миру пернатых у В. Хлебникова?

Подберите строки из стихотворений поэта, свидетельствующие о любви к пернатым и профессиональном знании их повадок.

Углубляет умение сопоставлять и находить аналогии
Русская литература за рубежом.1917-1941 годы. В. В. Набоков “Защита Лужина” 1 час Феномен, шахматная терминология, вещественность Дайте трактовку названия произведения. Обучает выделять исходные идеи, принципы, перерабатывать текст.
Ад глазами Юрия Керженцева (по произведению Виктора Некрасов “В окопах Сталинграда”) 1 час Исповедь героя, военная лексика Инсценируйте понравившиеся эпизоды повести. Развивает учебную мотивацию за счет положительных эмоций от свободы выбора.
Литература 50-90-х годов. Жизнь и судьба А.Солженицына. 1 час Лексика публицистического стиля, периодические издания, мемуарная литература, реабилитация, культ личности Составьте библиографию по периодическим изданиям 1990 года, в которой говорится об истоках духовности, “культовости” А. Солженицына. Стимулирует интерес к периодике и “динамическому чтению” крупными синтагмами.
Поэзия Н. Рубцова. 1 час Эпический анализ, ассоциация Выявите в творчестве поэта черты его предшественников (А.А. Блок, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др.) Исследование выступает в качестве средства развития самообразовательных умений.
1 2 3 4 5 6
Литература 50-90-х годов. Деревенская проза” В.М. Шукшина. 1 час Язык народной речи Напишите рецензию на один из рассказов В.М. Шукшина. Воспитывает на примере житейской мудрости и историческом опыте народа.
“Городская” проза. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова “Обмен” 1 час Гипотеза, проблема, аргумент, тезис, доказательство Заполните таблицу, используя материал текста: Задание обучает не только мыслительным действиям, но и практическим, а также доказательству
Проблема Гипотеза решения Логическая проверка гипотезы
     
Стечение обстоятельств в пьесе “Старший сын” А. Вампилова. 1 час Драма, пьеса, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, реплика, действующие лица, ремарка, декорации... Объясните причину изменения названия произведения в процессе его написания. Развивает интерес к процессу создания драматургического произведения.
Авторская песня как литературно-музыкально искусство. 2 часа Авторская песня, художественно-выразительные средства, синкретицизм Литературно-музыкальная гостиная Воспитывает культуру и прививает интерес к авторской песне
Литературно- художественные журналы. Их роль в культурной жизни страны. 1 час Рубрика, титульный лист, шмуцтитулы Деловая игра “Заседание редакционной коллегии литературного журнала” Развивают коммуникативные умения.

 

1 2 3 4 5 6
Литература 90-х годов. Литература последних десятилетий 1 час Синтаксическая конструкция, эпизод, тема, проблема, сюжет, композиция Подготовьте литературный обзор произведений последних десятилетий. Развивает аналитические умения.
Литература на современном этапе. Постмодернизм. 1 час Стиль, синтаксическая конструкция, языковые средства, литературная норма Занятие практикум по обнаружению и устранению коммуникативно значимых ошибок Развивает умения различать и оценивать стилистическую окраску языковых средств, умение подбирать стилистические синонимы

Методический модуль

При развитии, у учащихся, мотивации к учебной деятельности используется ряд технологий обучения: проблемное обучение, игровые технологии и технология уровневой дифференциации и интеграции.

1. Проблемное обучение включает в себя постановку проблемы, формирование гипотез, их обсуждение, изложение теоретических и исследовательских положений по гипотезам, формулировка правильной гипотезы с приведением теоретических доказательств и опытов. Одним из видов проблемного обучения по М.И. Махмутову является творчество: научное, практическое, художественное.

Научное творчество предполагает теоретическое исследование, то есть поиск учеником новых знаний. В основе - постановка и решение теоретической проблемы.

Примером такого творчества является урок-обозрение по теме: “Быть знаменитым некрасиво…” (По творчеству Б.Л. Пастернака). Для проведения такого урока учащихся заранее разделяют на следующие группы: “литературоведы”, “искусствоведы”, “артисты”. Каждая группа получает задание.

Задание для “литературоведов” было сформулировано следующим образом:

  1. Определите, к каким видам литературных течений в разное время принадлежали произведения Б. Пастернака?
  2. Найдите цитатный материал, свидетельствующий о дружбе Б. Пастернака и В. Маяковского?
  3. Выскажите свое мнение о значения поэзии Б.Пастернака.

Задание для “искусствоведов” было сформулировано следующим образом:

1. Найдите в биографии поэта эпизоды, способствующие расцвету его таланта?

2. С кем из представителей отечественной культуры он поддерживал тесные отношения?

Задания для “артистов” было сформулировано следующим образом:

Найдите нужные интонации для передачи основной мысли в одном из стихотворений: “Когда я устаю от пустозвонства…”; “Про эти стихи”; “Давай ронять слова”; “О знал бы я, что так бывает…”; “Золотая осень”; “Любить иных - тяжелый крест”; “Смерть поэта”; “После дождя”; “Быть знаменитым некрасиво…”; “Ночь”.

Выпишите строки, которые особенно взволновали и побудили к размышлению.

Выполнение таких дифференцированных заданий предполагает знакомство с критической и мемуарной литературой, которое должно расширить кругозор учащихся, а также научить формулировать аргументированные ответы на вопросы, строить связный монолог.

Выполнение подобного научного исследования позволит у учащихся развить умение самостоятельного поиска новых знаний и получить от этого процесса удовлетворение, что является одним из учебно-познавательных мотивов.

Практическое творчество - поиск практического решения, то есть поиски способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. Например, на уроке “Издание книги В.Маяковского “Люблю!””. Ученикам дается задание подготовить макет печатного издания. Все учащиеся делятся на микрогруппы “литературоведы”, “критики”, “художники”, После вступительного слова учителя урок открывает заседание “редколлегии”, главный редактор ставит задачи составителям книги.

“Литературоведы” предварительно готовят вступительные статьи к книге. Вот фрагменты одной из статей:

1.“Цель книги - развеять ложное представление о Маяковском как об исключительно “глашатае идей”.

2. Многие не представляют себе, насколько лиричен и нежен был поэт. Им созданы удивительные метафоры: “Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца”.

3. Современному юноше стоит поучиться у Маяковского рыцарскому отношению к женщине: “Любить – это значит отдавать все”. Поучись, читатель, у великого поэта силе чувств, чистоте помыслов, умению откликаться на чужую боль”.

“Составители” порекомендуют в книгу понравившиеся им стихотворения, после их выразительного чтения.

“Художники” выносят на обсуждение иллюстрации, останавливают внимание на выборе цвета, говоря о том, что переплет книги, суперобложка и форзац выполнены преимущественно в голубых и розовых тонах: “…Нам кажется, что эти цвета наиболее выразительны и удачно сочетаются с содержанием книги: это цвета мечты, чего-то несбывшегося…”.

Ученики комментируют выбор иллюстрации к стихотворению “Лиличка!”… следующим образом: “..Это настоящая буря эмоций, вулканическое извержение сердечных мук, трагедия одиночества. На рисунке - просвет окна. В нем два силуэта. Когда- то за этим окном он, лирический герой, был счастлив….”. Подобные комментарии ученики дают для всех предложенных иллюстраций в книги.

“Критики” вносят коррективы, добавления и свою оценку в работу каждой микрогруппы

Готовя этот урок, учитель максимально учитывает интересы учащихся, что обеспечивает их познавательную активность и стимулирует их любознательность. В свою очередь, интерес к предмету разговора меняет атмосферу самого урока: речь ученика и он сам более раскованны, ребята учатся выражать свою точку зрения, слушать собеседника. Они чувствуют себя авторами урока и реализуют свои творческие возможности. При этом ученик ставится в ситуацию, когда ему предстоит сделать для себя маленькое открытие. Важно и то, что на уроке рождается материальное его продолжение – рукописная книга, с которой будут работать другие ученики.

Художественное творчество - это художественное отображение действительности на основе творческого воображения. Данный вид творчества включает написание сочинений, рисование иллюстраций.

Так при изучении темы “Дети на страницах романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему “Какие отношения между людьми я могу назвать дружбой?”. Данная тема сочинения позволяет развить социальные мотивы учащихся такие, как стремление к духовным контактам со сверстниками.

Благодаря этому знания оказываются достаточно осознанными, легко усваиваются, их легче преобразовать в убеждения, напряженность работы памяти умеренная. В основе проблемного обучения лежит моделирование практических ситуаций. Это позволяет учащимся духовно обогатиться.

Примером использования данной технологии является урок “Спор “отцов” и “детей” на страницах романа И.С. Тургенева”. Дидактическая цель данного урока - развить у учащихся стремление к диалогу с представителями другого поколения.

На организационном этапе урока учитель формулирует проблему в виде противоречия между необходимостью вести диалог с представителями другого поколения и желанием вести этот диалог.

2. Технология игровая предусматривает введение нового знания в виде игры.

В теоретической литературе игра рассматривается как особое отношение личности к окружающему миру и как деятельность, в результате которой происходит усвоение самого разнообразного содержания.

Главными особенностями игр являются занимательность, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность, т.е. такие особенности, которые способствуют развитию мотивации к учебной деятельности.

Примером такой игры может послужить урок-литературный суд на тему: “Так что же за человек этот Печорин?”. Участниками судебного процесса являются судья, адвокат, прокурор, обвиняемый - Печорин, свидетели и автор.

В экспозиционной части урока учитель сообщает о целях урока. Далее выступает автор и коротко цитирует “Предисловие”, вводя слушателей судебного процесса в эпоху того времени.

Судья открывает судебное заседание, представляя его участников. Затем слово предоставляется прокурору, который предъявляет обвинение Печорину. И строго сохраняя форму ведения судебного процесса, заслушиваются обвиняемый, защита, свидетели.

Лейтмотивом суда являются показания господина Печорина: “Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец!... И то и другое будет ложно”.

По итогам судебного заседания ребята дают свою оценку Печорину:

  • Это Онегин своего времени…
  • Это благородный умный человек
  • “душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля”
  • Он бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду.
  • Горько обвиняет себя в своих заблуждениях.
  • Печорин – часть того мира, который он отрицает, и в этом его трагизм…

А время, в котором жил герой учащиеся охарактеризовали так: “Время, конечно, подлежит обсуждению, но и каждый из нас, находящийся в этом времени, тоже подлежит обсуждению”.

Данная ролевая игра интенсифицирует творческую мыслительную деятельность учащихся в условиях коллективного взаимодействия по выработке решения в искусственно созданной ситуации; создает условия для глубокого и полного усвоения учебного материала на основе системного применения знаний. Участие в ролевой игре стимулирует развитие творческого потенциала обучающихся, формирует интерес и эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности, что является очень важным моментом в развитии мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

3. Технология уровневой дифференциации и интеграции позволяет обучать учащихся на уровне возможностей и с учетом индивидуальных особенностей, ликвидирует усреднение процесса обучения, создает условия для более полного усвоения дисциплины одаренными учащимися.

Дифференциация обучения определяется как структурирование педагогического процесса, разделение его на части с учетом индивидуальных различий обучаемых. Другими словами, дифференциация обучения - это разделение компонентов педагогической системы (обучаемых, целей обучения, его средств и т.д.) на группы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Дифференциацию обучения рассматривают в психологическом, педагогическом и методическом аспектах, выделяя разные ее виды.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учеников на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины и полноты.

Целью уровневой дифференциации является обеспечение движения в пространстве знаний по индивидуальной траектории, создание комфортных, благоприятных условий для всех, особенно для тех, кто проявляет повышенный интерес к обучению.

На основе уровневой дифференциации обучения происходит развитие учебной мотивации, интенсивное развитие познавательных мотивов и целеполагания, усиливается их интеграция, что обусловливает развитие внутренней мотивации, ведущей к формированию учебной деятельности в целом.

Данная технология может реализоваться при проведении интеллектуального марафона “Умники и умницы”. Учащемуся предлагается выбрать самостоятельно уровень трудности заданий и вопросов. В зависимости от этого учащиеся делятся на три дорожки: зеленую (наименьший уровень трудности), желтую (средний) и красную (наивысший уровень трудности).

Приводим фрагмент финальной части такой интеллектуальной игры по теме “Отечественная война 1812 года”. Выбор данной темы не случаен, поскольку это позволит обобщить и систематизировать знания по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Учащимся, находящимся на зеленой дорожке предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Для решения, какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

2. Какой памятник освободителям был построен в Петербурге? Где он находится?

Учащимся, находящимся на желтой дорожке предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

2. Назовите автора картины “Бородинская битва”. К какой дате она написана? Где находится?

Учащимся, находящимся на красной дорожке предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Кто из русских художников чаще других обращался в своем творчестве к теме Отечественной войны?

2. Какой храм был построен в Москве в честь победы над армией Наполеона? Какова судьба этого памятника?

При ответах на вопросы учащиеся используют свое знание текста романа “Война и мир”, материалы истории и курса “Мировая художественная культура”. При этом проявляется интеграция в установлении связей между различными предметами, изучаемыми в школе. Межпредметные связи позволяют целостно представить и построить художественно-историческое пространство 1812 года.

Модуль результативности

Мониторинг предполагает наличие планомерного контроля результатов обучения. Мониторинг включает элементы диагностирования и прогнозирования результатов. Мониторинг должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Он выполняет такую важнейшую управленческую функцию, как обратная связь.

Образовательный проект реализовывался на базе Гайской средней общеобразовательной школы №3. Общее число учащихся составило 150 человек, принявших участие в проекте за три года.

Мониторинг при реализации образовательного проекта осуществляется применением следующих методов:

  • анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации;
  • изучение продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий);
  • наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.

Долгосрочный эффект от образовательного проекта оценивался проведением повторного мониторинга путем анализа изменений через некоторое время (год-два, три).

Оценка результативности образовательного проекта производится по следующим показателям:

  • удовлетворенность от выполнения учебных заданий (в том числе и от самостоятельной работы);
  • положительная реакция на повышение трудности этих заданий;
  • стремление к реализации духовных запросов личности;
  • направленность к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний и саморазвитию личности.

Остановимся более подробно на методах мониторинга.

Опросный метод анкетирование использовался в целях:

  • проведения самооценки учащихся для выявления уровня развития мотивации к учебной деятельности; результаты самооценки сопоставлялись с оценкой преподавателя для повышения достоверности полученных результатов;
  • выявления затруднений, испытываемых учащимися в учебной деятельности.

Анкеты позволили автоматизировать проверку; снизили время контрольной деятельности преподавателя, что позволило повысить частоту и систематичность проверок.

Так для оценки диагностики учебной мотивации использовалась нижеприведенная анкета.

Анкета изучения наличие мотивов учебной деятельности

Прочитайте нижеприведенные мотивы и дайте им оценку из значимости для вас по двухбалльной шкале

  Мотивы учебной деятельности “+” или “- ”
1 Иногда на уроке бывает интересно.  
2 Нравится учитель.  
3 Нравится получать хорошие отметки.  
4 Заставляют родители.  
5 Учу, потому что интересно.  
6 Предмет интересен и полезен для будущей жизни.  
7 Узнаю много нового.  
8 Заставляет много думать.  
9 Получаю удовольствие, работая на уроке.  
10 Легко дается.  
11 С нетерпением жду урока.  
12 Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.  

На основании полученных результатов определился мотивационный комплекс личности учащихся.

Результаты анкетирования были получены при проведении анкетирование в двух классах (контрольном и экспериментальном). В экспериментальном классе велось обучение согласно предложенному образовательному проекту. В контрольном классе велось обучение по традиционной методике. Первый срез является результатом обследования до обучающих процедур, а второй срез после обучения.

Таблица 3 - Распределение учащихся по уровням готовности к проведению инженерного эксперимента

Классы срез Наличие мотивации к учебной деятельности
Имеют ситуативный интерес Учатся по необходимости Имеют устойчивый интерес к предмету Имеют повышенный познавательный интерес всего
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
Контрольный 1-й 5 20 9 36 5 20 6 24 25 100
Контрольный 2-й 4 16 7 28 7 28 7 28 25 100
Экспериментальный 1-й 6 24 7 28 5 20 7 28 25 100
Экспериментальный 2-й 3 12 4 16 9 36 9 36 25 100

Анализ результатов анкетирования показывает, что в контрольном классе устойчивый и повышенный интерес к предмету после обучающих процедур возрос с 44% (во время проведения 1-го среза) до 56% (во время проведения 2-го среза). Тогда как в экспериментальном классе этот прирост составил с 48% до 72%.

Динамику изменения мотивации к учебной деятельности в контрольном классе можно отследить по диаграмме, представленной на рисунке 1. Динамика изменения мотивации к учебной деятельности в экспериментальном классе представлена на рисунке 2. Из рисунков видно, что динамика больше в экспериментальном классе, что свидетельствует о правильности выбранной методики обучения.

Рисунок 1 - Динамика изменения мотивации к учебной деятельности в контрольном классе

Рисунок 2 - Динамика изменения мотивации к учебной деятельности в экспериментальном классе

Изучение уровня мотивации учащихся проводилось также с использованием вопросника, содержащего следующие вопросы:

  • Почему мне нравится учиться в школе?
  • Что является целью моей жизни?
  • Какие уроки по форме мне интересны и почему?

На первый вопрос ответы учащихся содержали следующие высказывания:

“Учиться мне в школе нравится, потому что это мне необходимо для:

  • дальнейшей жизни;
  • поступления в вуз;
  • создания карьеры и т.д.”

Необходимо отметить, что отвечать на поставленные вопросы учащимся было сложно, так как ответ на каждый вопрос содержал мини-сочинение-рассуждение. В сочинении учащиеся показали свое умение выделять значимые мотивы в учебной деятельности.

Наблюдение за поведением учащихся во время уроков за учебной деятельностью использовалось как самостоятельный способ изучения уровня учебной мотивации. В процессе наблюдения прослеживались и оценивались отдельные составляющие учебной мотивации.

В результате использования предложенных методик все учащиеся распределились по трем уровням сформированности мотивации к учебной деятельности. Это разделение на оптимальный, допустимый и недопустимый уровни показано на рисунках 3- 6.

Рисунок 3 - Распределение учащихся по уровням сформированности мотивации к учебной деятельности в 2004/2005 учебном году

Рисунок 4 - Распределение учащихся по уровням сформированности мотивации к учебной деятельности в 2005/2006 учебном году

Рисунок 5 - Распределение учащихся по уровням сформированности мотивации к учебной деятельности в 2006/2007 учебном год (по данным на 24.04.2007)

Анализируя, полученные данные за три года, можно отметить, что снизился уровень учащихся, находящихся на недопустимом уровне с 5 чел. (20%) в 2004/2005 учебном году до 2 человек (8%) в 2005/2006 учебном году.

В то же время увеличилось число учащихся, находящихся на оптимальном уровне с 9 чел. (36%) в 2004/2005 учебном году до 13 человек (52%) в 2005/2006 учебном году. Эти ученики получают удовлетворенность от целенаправленного получения знаний, от реализации духовных запросов личности; осознанное стремление к расширению кругозора, углублению и систематизации знаний, саморазвитию личности.

Фактом, подтверждающим результативность данного образовательного проекта является то, что из 25 учеников 10 “а” класса 7 человек являются отличниками, 11 человек - хорошистами.

Заключение

Основная задача данного образовательного проекта состояла в том, чтобы показать возможности развития мотивации к учебной деятельности.

При развитии мотивации через различные формы учебной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности старшеклассников и все стороны развития личности.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна, М., 1995.- 237 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.– СПб.: Издательство “Питер”, 2000.– 304 с.
  3. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении №9 2002 с. 123.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология Москва “Логос” 2002.- 384 c.
  5. Лукьянова М.-Учебная мотивация как показатель качества образования. Народное образование №8 2001 с. 77.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр “Академия”, 2001.- 176 с.
  7. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения. Иваново 2001
  8. Немов Р.С. Психология. Москва ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С.Грибоедова 2001
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.– М.: Азбуковник, 1999.– 944 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Питер С-Пб 2002.
  11. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова.– 5-е изд.– М.: Политиздат, 1985.– 590 с.
  12. Журнал “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР” №8, 1990