Русский язык
-
Урок-игра по теме "Частицы" в 7-м классе 2012
Презентация для проведения нестандартного урока в 7-м классе по теме «Частицы» (по программе под редакцией В.В. Бабайцевой). По ходу урока учащиеся, «путешествуя» от станции к станции, в занимательной форме повторяют теоретические сведения по теме «Частицы», а также совершенствуют практические навыки по грамотному употреблению данной части речи.
-
Урок-игра по теме: "Имя существительное" 2003
Урок-игра является наиболее интересным методическим приёмом при повторении и обобщении пройденного материала. Предлагаемый урок-повторение, спрятанный за принимаемой детьми игрой, пройдёт интересней, чем обычный традиционный урок по этой теме. Такая форма работы вызывает наибольший интерес у детей, воспитывает чувство ответственности при работе в группах, создаёт ситуацию успеха.
-
Урок-игра. Повторение изученного по теме "Глагол", 6-й класс 2009
Урок-игра по русскому языку с повторением изученного о глаголе; усовершенствование навыков правописания и употребления глаголов в речи.
-
Урок-игра. Повторение. Лексика. 7-й класс. КВН юных филологов 2011
На уроке используются различные виды занимательного материала познавательного характера, учащиеся приобретают навыки правильного и уместного употребления слова в речи, навыки пользования словарями.
-
Урок-изучение нового материала русского языка в 8-м классе по теме "Назывные предложения" 2009
На уроке важное значение приобретает формирование учебной деятельности, которая обеспечивает не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность. Развивает речевую культуру ученика.
-
Урок-импровизация по русскому языку как способ творческой самореализации учителя 2006
В Ангарском педагогическом колледже в рамках занятий, педпрактики, конкурса "Студент года" получила распространение практика проведения студентами уроков-импровизаций. Технологию их организации отражает статья и представленные конспекты уроков на темы: "Вводные слова" (5 кл.), "Летописание" (8 кл.); "Словообразование" (6 кл.); "Житие Александра Невского" (8 кл.). В приложении компьютерные презентации к урокам "Вводные слова", "Житие Александра Невского".
-
Урок-иследование по теме "Этот незнакомый и трудный жанр - эссе" 2009
Урок-исследование предполагает включённость каждого ученика в мыслительную деятельность. Учащиеся знакомятся с историей русской эссеистики, самостоятельно работают со словарями, занимаясь исследованиями, узнают о других жанрах — синонимах эссе: очерке, авторской прозе, "Скитце", анализируют тексты, находя в них характерные черты эссе. И в результате такой работы тема-вопрос превращается в тему-ответ: "Этот интересный и знакомый жанр - эссе".
-
Урок-исследование "Глаголы в тексте" 2008
Урок-исследование «Глаголы в тексте» завершает изучение глагола в 6-м классе, имеет интегрированный характер: единицей обучения выступают тексты произведений В.Г.Распутина. Главная задача урока – учить учеников видеть в тексте единство всех составляющих. Урок ориентирован на реализацию принципов личностно-ориентированного обучения: развивающая речевая среда, возможность выбора заданий и форм работы, диалог и полилог.
-
Урок-исследование "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" (9-й класс) 2009
Цель: повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике; формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения; обучать элементам исследования при изучении данной темы.
-
Урок-исследование "Использование предложений с однородными членами в тексте художественного произведения" 2012
Автор показывает учащимся, как используются в художественном произведении (рассказ Л.Н. Толстого "После бала") конструкции с однородными членами, их экспрессивные возможности. Ребята выясняют, как "работают" эти конструкции в языке рассказа для выражения авторской идеи. На уроке раскрываются некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого через погружение в язык его произведения.
-
Урок-исследование "Односоставные предложения". Урок – деловая игра "Корректор" 2010
Урок-исследование повышает интерес учащихся к выполнению задания: каждая группа ребят работала над поиском материала в определённом стиле речи; урок развивает умение работать в коллективе, способствует более глубокому усвоению темы по предмету, учит детей всматриваться в художественный текст.
-
Урок-исследование "Притяжательные местоимения" 2009
На уроке учащиеся должны познакомиться со смысловыми и грамматическими особенностями притяжательных местоимений, повторить такое языковое явление, как инверсия, развивать умение исследовать новый материал, находить самостоятельно отличительные признаки явления, делать выводы, развивать языковое чутье.
-
Урок-исследование "Союз как часть речи" 2014
Урок-исследование используется при объяснении нового материала и представляет собой поиск ответов на «узловые» вопросы темы урока. Формирует у учащихся понятие о союзе. Сочетание методов и приемов в ходе лингвистического эксперимента оптимально, поскольку учащиеся приобретают знания о функциях союза, осмысливают их важность для передачи мысли.
-
Урок-исследование "Тире в бессоюзном сложном предложении". 9-й класс 2020
Цель урока: построение знания о постановке тире в бессоюзном сложном предложении; формирование навыка постановки тире; развитие исследовательских умений видеть и формулировать проблему, анализировать, делать самостоятельный вывод.
-
Урок-исследование "Функции местоимений в художественном тексте" 2016
Данный урок-исследование предполагает повторение и синтез ранее усвоенного материала по теме «Местоимение» (умение находить местоимения в тексте; определять их грамматические признаки; выявлять текстообразующую роль местоимений).
-
Урок-исследование "Части речи" 2009
Урок-исследование направлен на формирование у учеников понятий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол». У детей развиваются умения распознавать части речи по их существенным признакам, вопросам и значению; обогащается словарный запас, развиваются умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов, воспитывается любознательность, интерес к родному языку.
-
Урок-исследование "Этимологическое исследование слов" 2016
Урок посвящен систематизации и обобщению изученного материала по разделу «Морфемика. Словообразование. Орфография», а также морфемному своеобразию слов русского языка. С помощью сравнительного анализа морфемной структуры слов с современной и этимологической точек зрения можно эффективно повысить орфографическую грамотность учащихся и развить логическое мышление детей.
-
Урок-исследование «Добро и зло в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина» 2023
Цели урока: определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям) и обучение приемам исследовательской деятельности.
-
Урок-исследование «Различение приставки НИ, частицы НИ, союза НИ» 2020
Цель урока: организация исследовательской деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Различение приставки НИ, частицы НИ, союза НИ», в результате чего учащиеся будут знать определения морфемы, частицы, союза и их роли в словообразовании и предложении, уметь различать приставку НИ, частицу НИ, союз НИ-НИ, применять полученные знания на практике.
-
Урок-исследование «Ты и твое имя» 2014
Урок-исследование по русскому языку расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, учит работать учащихся со справочной литературой, извлекать материалы из Интернета, формирует интерес к именам, развивает умение выступать перед аудиторией.
-
Урок-исследование в 11-м классе. "Русский язык в его историческом развитии, или Некоторые особенности исторических изменений в современном литературном языке" 2009
Представлена исследовательская групповая работа. Каждая группа старшеклассников получает задание проанализировать степень исторических изменений, произошедших в определенном ярусе языка на основе сопоставления текста XI века и его современного варианта. Результаты исследования позволяют учащимся сделать вывод о социализации языковых процессов и взаимосвязи всех ярусов языка. Именно эта взаимосвязь и позволяет формировать понятие о системе языка.
-
Урок-исследование в 5-м классе "Всегда ли глагол - сказуемое?" 2010
Активно формировать здоровый образ жизни учащихся можно не только на уроках физической культуры, биологии или специально подготовленных классных часах, но и практически на любом уроке. Предлагается урок русского языка в 5-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
-
Урок-исследование в 6-м классе по теме "Безличные глаголы" 2009
Данная работа представляет собой описание двух уроков, на которых обучающиеся исследуют особенности безличных глаголов, их выразительные возможности. Изучение безличных глаголов проходит на материале поэтических текстов. Работая в группах, обучающиеся ведут наблюдение и анализируют языковой материал, им раздаются инструкция для проведения анализа языкового материала и карточки с текстами.
-
Урок-исследование в 6-м классе по теме "Изобразительно-выразительная роль причастий" 2012
Урок в 6-м классе (обучение ведётся по учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова) призван организовать наблюдение за ролью причастий в художественном тексте; совершенствовать умение находить и выделять причастные обороты, анализировать и редактировать текст; повторить стили речи.
-
Урок-исследование в 9-м классе "Придаточные предложения условные, причины и цели" (на материале произведений А.С. Пушкина)" 2008
Данный урок входит в систему уроков по изучению сложноподчиненных предложений, а также преследует следующие цели: формировать умение определять структуру сложноподчиненных предложений с придаточными условными, причины и цели, стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными; способствовать эстетическому воспитанию; прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
-
Урок-исследование на тему "Действительные и страдательные причастия". 7-й класс 2011
Урок-исследование по русскому языку в 7-м классе (параллельный учебный комплекс, ред. В.В. Бабайцева) служит определению причастия как части речи с «унаследованными» признаками глагола и имени прилагательного, определению значения страдательных, действительных причастий в результате самостоятельного наблюдения учащихся за языковым материалом, формулированию выводов в ходе лингвистического эксперимента об особенностях образования всех форм причастий, роли причастий в художественных произведениях.
-
Урок-исследование на тему "Страницы из жизни М.Ю. Лермонтова и его стихотворение "Парус"" 2012
Урок-исследование изучает творчество М.Ю. Лермонтова, знакомит с некоторыми страницами биографии поэта. Учащиеся закрепляют умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его, вырабатывают умение обобщать материал с использованием таблицы. Урок воспитывает интерес к классическому наследию русской литературы, эстетический вкус.
-
Урок-исследование одного слова 2023
Цели урока: рассмотреть слово «заря» с разных точек зрения науки о русском языке, расширение лингвистического и читательского кругозора, воспитание любви к русскому языку и русской культуре; способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности, работы со словарями и справочниками; развивать устную и письменную речь учащихся.
-
Урок-исследование по русскому языку "НЕ с причастиями: слитно или раздельно?" 2015
Использование различного рода заданий исследовательского характера, использование компьютерной презентации, интерактивной доски позволяет в интересной форме познакомить учащихся с правописанием НЕ с причастиями. Особую роль в открытии нового знания учащимися играют домашние мини-исследования учеников (сравнение написания не с глаголами и причастиями, сравнения написания не с прилагательными и причастиями).
-
Урок-исследование по русскому языку "Неизвестное в известном" 2012
Цель урока: знакомство учащихся с этимологией как разделом языкознания, этимологический анализ слова. Учащиеся знакомятся с историческим и языковым происхождением слов.