Цель: познакомить учащихся с этимологией как разделом языкознания, дать представление об этимологическом анализе слова.
Задачи.
Образовательные:
1. Дать сведения о происхождении слов с точки зрения исторической и языковой.
2. Способствовать расширению познаний учеников в области этимологии.
3. Выявить лексическое значение слов и исследовать происхождение их.
4. Показать связь между историческим значением слова и его написанием в современном языке.
5. Способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.
6. Развивать навыки исследовательской работы.
7. Расширять активный словарный запас учащихся, кругозор.
8. Повышать интерес к изучению родного языка.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию интереса к языку, истории и культуре русского народа, уважение к культуре других стран, патриотизма, эстетического вкуса.
Методические:
1. Создать условия для проявления индивидуальности, познавательной активности учащихся.
2. Показать методику проведения урока-исследования с использованием групповой работы.
3. Организовать разнообразные формы деятельности учащихся на уроке, направленные на развитие универсальных учебных действий учащихся.
4. Отразить в учебном занятии метапредметный подход к достижению результатов учащихся.
5. Провести интегрированное учебное занятие, выстроив межпредметные связи (русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка).
Оборудование и оформление.
1. Мультимедийное оборудование.
2. Рабочие места для работы трех групп.
3. На столах рабочих групп - материалы для групповой работы (технологические карты для каждой из трех групп).
4. Презентация к учебному занятию.
5. Этимологические словари.
Ход учебного занятия
1. Введение. Актуализация темы.
Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз -
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, - означено словами.
Одно - давно привычно нам, другое - незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромно море - море слов
Купаться ежечасно.
А. Шибаев.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какова роль слова в нашей жизни?
- А работать мы будем в группах, вносить свои ответы предлагаю вам в рабочие листы.
2. Работа по теме урока.
1. Этимология как наука.
Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
За бумажными горами,
Карандашными лесами
Жила-была этимология!
- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются?
- Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология.
Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов.
"Этимон" - истинное, исходное значение слова.
"Логос" - учение, наука.
- Впишите термин "этимология" в свои рабочие листы.
- Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени! "Хромое слово - хромая речь",- гласит русская пословица.
- Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не "хромой", а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
- Позвольте мне открыть вам одну лингвистическую тайну.
- Верите ли, друзья, что слова "соль" и "сладкий", такие разные по вкусу, имеют один и тот же исторический корень! А это действительно так. Говоря о слове "сладкий", я хочу удивить вас! Сладкий - это значит…соленый, в этимологическом плане, конечно. Это странно только на первый взгляд. Ведь древнерусская форма этого слова была "солодкий", на слух оно ближе к "соли". В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи - соль. Сладкого, не считая меда да некоторых плодов, люди не пробовали, и "солодкое" - соленое - было для них самым " вкусным". Время шло. Разнообразнее становилась еда, появлялись новые вкусовые ощущения, узнал человек и прелесть сладкого. И вот старое слово "солодкий", которым, как упоминалось, русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое приятное вкусовое свойство. Удивительные вещи происходят в русском языке, не так ли?
- Откуда я узнала такие интересные сведения?
- Как появилось слово, какова его история и происхождение, как складывается судьба слова, как оно меняется со временем? На эти вопросы отвечает очень интересная и серьезная наука - этимология.
- Ученые - этимологи русских слов серьезно изучают, как рождалось слово, как складывалась его судьба. Не хотите ли Вы сами побывать в роли исследователей?
2. Работа в группах (исследовательская).
- Попробуйте "раскопать", как произошли слова "солдат", "коньки", "грильяж".
- А результатом вашей работы станут гипотезы происхождения данных слов.
- Работая в группах, выдвигайте предположения, ответ оформите в специальных бланках.
3. Работа со словарями. (Устройство словаря: содержание и структура словарной статьи)
- Где же нам найти научное объяснение - этимологию этих слов. Хотите узнать? (Этимологический словарь)
- Найдите, пожалуйста, статьи о тех словах, которые указаны в вашем задании. Объясните происхождение этих слов. Какая же группа оказалась ближе всех к правде?
(Дети работают со словарем, читают сведения, высказывают свои суждения).
- "Многие знают, что листать словари - огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов".
- Действительно, есть специальные Этимологические словари. Как они устроены?
- Найдите, пожалуйста, статьи о тех словах, которые указаны в вашем задании. Объясните происхождение этих слов.)
4. Практикум (работа со словарем).
- А теперь каждой группе выдается задание на листках с перечнем слов:
Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково происхождение известных вам слов: "каникулы", "шпаргалка", "карандаш"?
3. Постановка целей урока.
- Ребята, посмотрите на экран, что перед вами? (Родовое древо)
На доске изображение - "родовое" дерево.
- Что представляет оно из себя?
- Зачем люди выстраивают его? (Чтобы знать историю своей семьи)
- Мы сегодня узнали, что историю слова можно найти в этимологическом словаре. Как вы думаете, что станет нашей основной задачей на уроке? (Построить родовое древо слова)
- О чём может рассказать вам это дерево? (О том, что у слов, как и у людей, есть родственники; о том, что у слов есть корень, который несет главный смысл слова, от которого рождаются другие слова)
- Так же как это дерево уходит своими корнями глубоко в землю, так и история языка уходит в глубокую, далекую древность. Ребята, как мы узнаем об истории? О том, что было очень давно?
- Из летописей, результатов археологических раскопок, рассказов ученых, историков, из книг.
- Совершенно верно. Сохранились древнейшие письменные источники, в которых рассказывается о далеком прошлом.
- В Новгороде вели раскопки и нашли берестяную грамоту мальчика Онфима, жившего в ХШ веке. Вот она.
- Совсем еще маленький был этот новгородский грамотей. Однако его грамоты оказались очень интересны для учёных.
Ты живешь в мире слов. Каждое слово - это маленькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь. Как человек оно рождается, растет, стареет и умирает. Подружись со словом - и ты откроешь удивительную страну родного языка.
- Какой наказ дает вам, живущим в 21 веке, Онфим?
- Какую букву надо вставить?
- Какими словами проверить?
- Значит, зная о том, откуда произошло слово, т.е. его этимологию, мы можем правильно его писать.
- Что значит родной язык?
- Главное слово для любого народа - Родина.
- Какой корень у слова Родина?
- Изучая мифы славян, вы говорили о том, что Род - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.
Род - божество. По мнению некоторых исследователей - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.
4. Задание группам.
- Попробуем создать родовое древо слова "род".
- Подберите однокоренные слова к слову "род", разместите их на родовом дереве.
- Обозначьте корни во всех родственных словах.
- Какой вывод можно из этого сделать? Что бы вы хотели сказать?
- Зная, как произошло слово, можно и правильно написать его.
(Оказывается, этимология слова помогает найти букву в слабой позиции в корне слова)
5. Исследование "Биография слова".
- Раз уж мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова Родина. Работать будем в группах, а итоги нашей работы обобщим.
Мы будем работать по такой схеме:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3. Подбор однокоренных слов.
4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.
5. Слово "Родина" во фразеологических оборотах.
6. Слово "Родина" в текстах художественной литературы.
Задание для группы № 1:
1. Определить лексическое значение слова "Родина".
2. Определить этимологическое значение слова "Родина".
Задание для группы № 2:
1. Подберите однокоренные слова к слову "Родина"
2. Подберите синонимы и антонимы к слову "Родина".
Задание для группы № 3:
1. Объясните значение следующих фразеологизмов:
Родиться в сорочке (рубашке).
Родиться под счастливой звездой.
2. Перед вами части разных половиц и поговорок о Родине.
Задача: подобрать к 1-ой части 2-ую.
За морем теплее, а у нас светлее.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Выйду на путь - слезки текут; вспомню своих - и тошно по них.
На родной стороне и камушек знаком.
6. Творческая работа. Мини-сочинение.
- Ребята, понятие Родины у каждого свое. Например, на данном видеоряде ведь тоже выражено понятие Родины, только красками. Попробуйте за художников назвать это (демонстрируется видеоряд с картинами русских художников).
- Запишите эти слова. Родина - это…
6. Рефлексия урока.
- Вот видите, как происходит. Бывшее, давнее родство не забывается. Далеко в земле корни нашего дерева, далека история славян, далеки наши предки. Но есть от наших предков самый могущественный вечный памятник. Это "слово". И мы, юные языковеды, изучаем этот памятник и открываем удивительную страну родного языка.
- Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю.
- В качестве напутствия позвольте зачитать стихотворение С. Острового:
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины! -
У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! -
Это значит:
- Берегами меня окружи! -
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.