Цели урока:
- Повторение изученного о глаголе.
- Формирование языковой компетентности учащихся: умение видеть глаголы в тексте, понимать их роль в речи.
- Обучение элементам лингвистического анализа текста.
- Развитие культуры диалогового общения, навыков работы в парах и группе.
- Воспитание вдумчивых читателей.
Оборудование урока:
- Тексты рассказа В.Г. Распутина “В тайге над Байкалом”, повествования “На реке Ангаре”.
- Опорные карточки с заданиями (на выбор).
- Наглядность: книги, иллюстрации о Байкале.
ХОД УРОКА
Беглый опрос. Синтаксический разбор предложения. Слово учителя. Целеполагание. Планирование. Исследование. Дискуссия. Обобщение. Грамматические задания (на выбор).
Учащиеся работают коллективно, индивидуально, в парах, в группах (по желанию).
I. Запись предложения и его анализ.
Я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике рассказал сказку. (К.Паустовский)
Беглый опрос.
Словарная работа.
II. Слово учителя с элементами беседы.
- Мы часто говорим, что любим наш родной язык. Но не пустые ли это слова? Что надо делать во имя этой любви? Что это значит – любить родной язык?
- Да, необходимо развивать в себе умение “вслушиваться, вдумываться в слово”. Только как мы научимся хорошо владеть языком, а также понимать глубоко и правильно произведения писателей.
С произведениями В.Г. Распутина мы работали несколько уроков.
- Чем дорог нам этот писатель?
III. Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы вспомним изученное о глаголе, а также поучимся искусству чтения текста, внимательному, вдумчивому, которое становится сотворчеством с автором. Нашими помощниками вновь станут произведения В.Г. Распутина.
- Иногда вместо слова “текст” употребляется описательный оборот (перифраза) “словесная ткань”. Почему? [Заранее подготовленный ученик даёт справку по словарю Ожегова: “Текст – словесная ткань…]
- Слово “помнит” своё изначальное значение, поэтому мы можем услышать применительно к анализу текста такие выражения: прикоснуться к словесной ткани, словесная ткань пронизана…
- Обратимся к “словесной ткани” рассказа В.Г. Распутина “В тайге над Байкалом” и повествования “На реке Ангаре”.
[Перед каждым учеником лежит хрестоматия для 6-х классов “Писатели Восточной Сибири” с текстами]
- Миниатюра “Я это видел” и “336 и одна”.
IV. Планирование.
- Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают тексты и задания к ним /перед учащимися лежат листы с заданиями. См. приложение.
- Определите текст и задания, интересные вам, сформулируйте группы. [Группы формируются произвольно: по 2, по 3 и более человек, кто-то захочет работать индивидуально]
- Опорные карты и словари на отдельном столе.
V. Исследование.
- Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальные консультации учителя. Работа в группах.
VII. Дискуссия.
- Самый главный этап. Учащиеся устно выступают с результатами своих исследований.
VIII. Обобщение учителя и учащихся.
- Что мы стремились сделать, читая и анализируя тексты?
[Мы пытались пройти нелёгким путём вдумчивого читателя, рассматривали тексты как речевое произведение, наблюдали за глаголами и их “поведением” в конкретном тексте]
- Что же увидели?
[В тексте важно всё: и слова, и звук, и интонация. Важно, как он начинается. Велика роль выразительных средств в тексте: они помогают автору более точно, ярко выразить мысли и чувства. Каждый из вас понимал текст по-своему. Это значит, что произведения В.Г. Распутина неисчерпаемы. И чем больше мы будем “всматриваться в словарную ткань”, тем больше её тайн нам откроется]
- Оценка ответов.
- Что было интересно?
- Что было трудно?
Письменная самостоятельная работа на повторение изученного о глаголе.
Задание: выполнить разборы и грамматические задания к текстам (на выбор) или написать о глаголе мини-сочинение (этюд).
Д/з: размышление на тему: “Что может открыться вдумчивому читателю?”.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
“336 и одна”. (В.Г. Распутин)
- Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
- Как вы поняли его содержание?
- Какое значение имеет первое предложение? Как оно связано со всем текстом?
- Найдите ключевые слова текста, важные для его понимания.
- Назовите художественные образы этого текста. Найдите слова, помогающие представить каждый образ в отдельности.
- Какова роль глаголов в тексте? Выпишите словосочетания с глаголами (5–6). Охарактеризуйте глаголы (1–2).
- Напишите этюд о глаголе, который вас заинтересовал в этом тексте.
- “Я это видел” (В.Г. Распутин).
- Определите тему и основную мысль текста. В каких словах она (мысль) передается?
- Какие образы произвели на вас сильное впечатление?
- Какие чувства испытывал Саня? Выберите слова, передающие его душевное состояние.
- В четвертом абзаце найдите глаголы, употребленные в переносном значении. Объясните их роль в раскрытии основной мысли текста.
- Объясните смысл названия. Есть ли связь между заглавием и последним предложением? Какая?
- Напишите этюд о глаголе.