Урок-исследование "Функции местоимений в художественном тексте"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • Образовательные:
    • повторение и синтез ранее усвоенного материала по теме «Местоимение» (умение находить местоимения в тексте; определять их грамматические признаки; выявлять текстообразующую роль местоимений);
  • Развивающие:
    • развитие умения работать со словом, самостоятельности, критического мышления, настойчивости; развитие  навыков грамотного культурного общения;
  • Воспитательные:
    • воспитывать  вежливость, тактичность,  культуру речевого общения, бережное отношение к слову

Эпиграфы:

  • А.А. Реформатский: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова».
  • А. А. Реформатский: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие.
3.Визуальный контроль готовности к уроку.

II. Слово учителя

Знаменитая фраза: «Стоял он, дум великих полн» – не сразу сложилась в поэтическом сознании Пушкина, о чем свидетельствуют варианты этой строфы, сохранившиеся в черновых набросках: «Стоял глубокой думы полн Великий Петр», «Стоял однажды царь», «Стоял великий муж». В конце концов поэт остановился на местоимении ОН. Почему?
Сегодня на уроке по теме «Функции местоимений в  художественном тексте» мы с вами проведем исследование, благодаря которому сможем выявить особенности употребления местоимений в художественном тексте. Маршруты исследования у вас на партах.

Маршрут исследования

Цель исследования

                                              

Гипотеза

 

Методы исследования

1. Изучение теоретического материала по теме

 

2. Наблюдение (выводы)
Текст

 

3. Эксперимент
(выводы)

 

Итоги исследования (синквейн)

 

В течение урока мы с вами будем заполнять их. Таким образом, у нас к концу урока должно получиться законченное исследование.

 Всякое исследование начинается с целеполагания. Сформулируйте цель исследования, опираясь на тему урока, запишите ее в карточке. Проверка.

Исследование невозможно без гипотезы. Сформулируйте и запишите ее. Проверка.

– Какие методы исследования вы знаете? С чего всегда юному ученому нужно начинать исследовательскую работу? (С изучения теоретического материала).

III. Опрос

Учащиеся записывают свои замечания и вопросы на карточке.

– Прокомментируйте термин «Местоимение».

  • Вместо каких частей речи  употребляется местоимение?
  • Можно ли по вопросу опознать эту часть речи?
  • Назовите разряды местоимений.

(Знание теории. Прием «Чистая страница». У всех на партах чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный материал, упущенный в ответе или расширить ответ. Затем свои вопросы ребята задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать весь класс при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить ошибку, упущение и подготовить вопрос). 

IV. Практическая часть

Задание 1. От теории перейдем к практике. Давайте понаблюдаем, какие функции выполняют местоимения в художественном тексте. Для этого обратимся к миниатюре А.П.Чехова МОЯ «ОНА» Я прочитаю вам ее, а вы подчеркнете местоимения, которые использует автор.

МОЯ «ОНА»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, — связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, зовет меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокетка. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...
Ее зовут — Лень.

Ответьте на вопросы (на листе с маршрутом исследования):

1. Местоимения каких разрядов чаще всего использует автор?
2. Какой смысл вы вкладывали в местоимение ОНА, когда читали текст?
3. Совпало ли ваше предположение с выводом автора?
4. В чем смысл такого приема?
5. Какую функцию выполняют местоимения в данном тексте?

Выводы:

Прием «обманутого ожидания». Используя особенность значения местоимения, которое не называет конкретное лицо, а только указывает на него, Чехов создал текст юмористического содержания.

Задание 2. Можно ли вообще обойтись без местоимений?  Ведь многие учение называют их словами-заместителями. ПРОВЕДЕМ эксперимент. Перед вами маленький отрывок из произведения Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро». Я исключила из оригинала все местоимения. Попробуйте заполнить пропуски словами других частей речи. Повторы недопустимы. Свои выводы по эксперименту запишите на листах с маршрутом исследования.

Вдруг впереди Васютки … (что-то) сильно захлопало.
(Он)… вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу.
«Глухарь!» – догадался Васютка, и сердце… (его) замерло.
От волнения голос …(у него) прерывался.
Мальчик расцарапал…( себе) лицо, порвал телогрейку.
Васютка…(ничего) не замечал.
(Перед ним)… наяву глухарь!

V. Работа с эпиграфами к уроку

Как вы понимаете слова А.А. Реформатского? Доказало ли наше исследование их справедливость?

VI. Подведение итогов исследования

Каждый из вас сейчас постарается найти подходящие слова для того, чтобы сформулировать свои выводы в форме синквейна – пятистишия, которое строится по определённой форме .
Темы для синквейна – ключевые слова сегодняшнего урока. (Учащиеся зачитывают свои работы)

VI. Слово учителя

И в заключение, вернемся к строке из поэмы Пушкина: «СТОЯЛ ОН, ДУМ ВЕЛИКИХ ПОЛН».
Автор обратился к местоимению, чтобы сосредоточить  внимание читателя на внутреннем состоянии лирического героя.