Урок-исследование на тему "Страницы из жизни М.Ю. Лермонтова и его стихотворение "Парус""

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  • Обучающие:
    • продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
    • вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
    • закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;
    • продолжить обучение декламационному чтению;
    • вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
    • развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
    • способствовать развитию творческого воображения;
    • развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
    • воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
    • воспитание эстетического вкуса у учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация; компьютер; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»; раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– В ту осеннюю ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали сюда дорогу. Зато почти всю ночь в самом доме горел свет, и суетились люди. В этом доме снимал комнату отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов. Поздней ночью ему сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.

Москва, Москва, люблю тебя как сын,
Как русский, сильно, пламенно и нежно…

Действительно, пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. Именно о его творчестве мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Сколько лет уже прошло, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним  страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».

(Запись темы урока в тетради)

Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы поделимся своими впечатлениями и попробуем ответить на вопрос: «В чём секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус»?
Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце.
Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения  приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова.

2. Страницы жизни М.Ю.Лермонтова

Группа биографов

1 ученик. Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш.
В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.

2 ученик.  Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.

Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею чёрный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее…и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье…

3 ученик. Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.
Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.
Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.

4 ученик. Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ.  Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.

Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе…

5 ученик. В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.
Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.
В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Учится в нём только 2 года, т.к. за свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета. Он уезжает в Петербург.

Учитель. Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.
Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

(Включить запись шума моря)

3. Подготовка к восприятию стихотворения

– Как вы думаете, что увидел Лермонтов? Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.
– Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (Человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)
– Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.
– Какое море в тихую погоду, в бурю? Посмотрите репродукции картин Айвазовского.

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.            
Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.
Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».

(Учитель читает стихотворение «Парус»)

4. Работа с текстом стихотворения «Парус»

Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.
Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, вдохновение, желание работать в одиночку и вместе со всеми. Полный вперёд к новым открытиям!

Словарная работа

– Давайте как на уроке русского языка напишем слово «стихотворение». (На интерактивной доске)
– Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации? (Поэт, строфа, художник слова) Какова особенность морфемного состава слова? (В слове 2 корня: -стих- и -твор-) А родственными являются такие слова: стихи, творчество, творить, творение стихов. Вслушайтесь, как красиво звучит – «творение стихов». Да, творить стихи – это настоящее искусство.       
В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем. 

Анализ текста

– Какими словами рисует Лермонтов море? (Голубое, лазурь, луч солнца)
– А какого цвета парус? (Белый)
– Белый, лазурный, голубой, золотой.
– Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (Эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)
– Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (Парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)
– А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий". Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева, Лермонтов встретил у него определение паруса как одинокого.
– Может быть, вы знаете или догадываетесь, почему?
(Добавляю: «отдаленный» – только о парусе, а «одинокий» – не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)
– Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? (Картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)
Парус между небом и землёй: бездонное небо, морская глубина и парус.
Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (Самого поэта, его размышления)
Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении всё важно. Первое, что бросается в глаза, – это многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике.
– Сколько раз употребляется слово парус? (Один)
– Чем потом заменяется оно? (Местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
– Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе?
– Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей. Смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки – о парусе и о том, что его окружает, следующие две – о состоянии души лирического героя)
– Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой далёкой страной.
Любимый прием – антитеза («край родной» – «страна далёкая», «ищет» – «кинул», «под ним» – «над ним»).

Работа с таблицей

– Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

1 строфа

– Что видим? (Море, небо, паруса, затишье)
Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие  уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то фраза была бы построена иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную силу.
Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.

Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.

– Как читаем 1 строфу? (Спокойно, повествовательно)
– А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.
– Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.
– А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.
– Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.
– А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (Нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

2 строфа (1 группа самостоятельно в тетради)

– Что видим? (Парус, шторм, волны, ветер, мачта)
– Как читаем? (Взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).
– Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».
– А парус? (И парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)
– А где сейчас по отношению к нам находится парус? (Близко, мы слышим скрип мачты)
– Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.

3 строфа (2 группа самостоятельно у компьютеров)

– Что видим? (Ослепляющий  своей красотой морской пейзаж)
– Как читаем? (Светло, торжественно)
– А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (На палубе парусника) Какое чудо! – Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»
– Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину.

– В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?

Группа языковедов-лингвистов

Работа со словарём. «Мятежный» – тревожный, неспокойный, бурный.

Например, мятежная душа.

Словарь Ожегова

– Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) Это слово встречалось в теме урока. Почему жизнь поэта можно назвать мятежной?
– На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.) В союзе «а» заключено противопоставление спокойного пейзажа и бури, шторма. Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом.
– А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали.
– Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.

5. Выразительное чтение стихотворения «Парус»

– Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.

(Прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»)

– Ваши впечатления?
– В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.

6. Заключительное слово учителя

– Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.
Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.

 7. Возврат к началу

– Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. 
– Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?
– Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?
– Как в нашем посёлке Сосновка увековечена память о Лермонтове? Что названо его именем? (Улица)

8. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть
2. Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству Лермонтова, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.
Дерзайте!

9. Выставление мотивированных отметок за урок

10. Заключение

– Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! На уроках литературного краеведения вы узнаете, какие тамбовские тропинки можно отыскать в творчестве поэта.
Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.

Результативность:   проведение урока-исследования позволило углубить знания учащихся о  жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, развить эстетический вкус, познавательный интерес, творческие и коммуникативные способности, воспитать любовь к литературе.