Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма: Урок-исследование.
Цели урока:
Образовательные:
- знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;
- формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;
- отработка навыков морфемного разбора причастий;
- повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.
Развивающие: развитие языкового эстетического идеала, логического мышления, воображения, речи.
Воспитательные: воспитание любви и интереса к русскому языку, литературе родного края, к учебному процессу.
Оборудование: таблица «Образование причастий», рисунок учащихся «Генеалогическое древо причастия», иллюстрация, толковые словари, аудиозапись.
План урока:
- Организация класса на работу, слово учителя.
- Проверка домашнего задания.
- Индивидуальное сообщение учащегося.
- Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся за языковым материалом.
- Закрепление материала.
- Лингвистический материал.
- Творческая работа по иллюстрации, конструирование по схеме.
- Анализ текста, орфографическая, пунктуационная работа.
- Подведение итогов.
- Инструктаж по домашней работе.
Ход урока
I. Слово учителя. Организация класса на работу.
Сегодня мы продолжаем исследование ранее не известной нам части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, проверим домашнее задание (упражнение № 107 из учебника «Практика»). Ученик на доске под диктовку записывает следующие словосочетания с объяснением орфограмм:
Никого не удививший конфликт, неутомимый труженик, не с кем посоветоваться, непроведенный эксперимент.
– А теперь вспомним все, что мы знаем о причастии, как части речи. Звучит индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика. Рассказ сопровождается показом рисунка, выполненного детьми, с изображением символического генеалогического дерева причастия с «унаследованными» признаками глагола и имени прилагательного.
Причастие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и обладающая общими с глаголом и прилагательным свойствами.
Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны вопросы что делающий? что сделавший?
Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), по числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе, падеже. Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную и краткую (выученный – выучен). Краткие причастия не склоняются. Полные причастия в предложении выполняют роль определения, краткие – сказуемого. Образуясь от глаголов, причастия сохраняют некоторые их признаки.
Причастия имеют вид (совершенный и несовершенный): прыгавший – прыгнувший. Имеют время (настоящее и прошедшее): толкающий – толкавший. В отличие от глаголов, причастия не имеют форм будущего времени. Причастия могут быть возвратными и невозвратными: одевающий – одевающийся. Причастия сохраняют переходность – непереходность то глагола, от которого образованы: одевающий девочку (перех.), сидящий, говорящий (неперех.).
– Как вы уже заметили, ствол дерева условно поделен на две части каждая из которых имеет свое название. А вот что представляют эти названая нам и предстоит выяснить.
II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся языковым материалом.
На доске представлены примеры с причастиями.
- Чем отличаются причастия, записанные в 1-м столбике, от причастий, записанных во 2-м?
- Одинаково ли значение этих причастий?
- Рабочий, построивший дом – дом, построенный рабочими.
- Артист, прочитавший рассказ – рассказ, прочитанный артистом.
- Ученик, изучающий параграф – параграф, изучаемый учеником.
В 1-м столбике находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно. Во 2-м столбике причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица). Причастия 1-го столбика называются действительными, так это название связано с активностью, действенностью признака. Причастия 2-го столбика называются страдательными, это название связано с подчиненностью признака действию другого предмета. Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.
III. Закрепление материала.
Коллективно устно выполняется упр. 110 из учебника «Практика». Обязательно использование образца рассуждения. Обращаем внимание на записанные на доске примеры из домашнего упражнения с целью нахождения в них действительных и страдательных причастий.
Выполняется упр. 111 самостоятельно, письменно. Два сильных ученика одновременно выполняют его на отворотах доски. Производится морфемный разбор двух действительных и двух страдательных причастий.
- Все ли суффиксы, известные вам, присутствуют в этой таблице?
- Какие не указаны?
- Назовите суффиксы 1-го и 2-го столбиков из таблицы, записанной в ваших опорных тетрадях. (Специальные тетради ведутся учащимися с 5-го класса для записи блок-схем, таблиц, конспектов, опорных сигналов и т.д.)
– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.
IV. Лингвистический эксперимент.
Образовать все возможные причастия от данных глаголов. В результате этой работы заполняется следующая таблица
Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.
– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).
– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно немного отдохнуть.
V. Работа с иллюстрацией.
Работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Задание выполняется дифференцированно, (поднимающиеся вверх туристы, бегущие по небу облака, вьющаяся тропинка, флаг, развеваемый ветром, протоптанная дорожка, облака, подгоняемые ветром).
Придумать с любым из этих словосочетаний предложение по схеме:
Туристы, поднимающиеся в горы, тяжело дышали.
– Сейчас мы вновь мысленно перенесемся на лоно природы, в зону лесостепную. Именно в этой зоне расположена наша область. Поможет нам в этом мастерство И.С. Тургенева, написавшего рассказ «Лес и степь», отрывок из которого сейчас прозвучит.
VI. Выразительное чтение отрывка наизусть.
звучит под музыкальное сопровождение
VII. Беседа по тексту.
Какой вид с горы! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни узкие дорожки; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Холмы все мельче и мельче, дерева почти нет. Вот она, наконец, – безграничная, необозримая степь!
– О чем этот текст?
– Какое настроение создает он?
– Каково отношение автора к описываемому?
(текст о любви к родной природе, настроение радостное, умиротворенное, автор восхищается увиденным, он счастлив, что может созерцать все это, об этом свидетельствуют первое и последнее предложения, являющиеся по эмоциональной окраске восклицательными)
– Каков темп прочтения? Почему?
(темп замедленный, так как это описание, а говорить о такой красоте быстро невозможно, поэтому такое обилие запятых, точек с запятыми)
– Значение каких слов непонятно?
VIII. Работа со словарями.
С.И.Ожегова «Словарь русского языка» и Даля «Толковый словарь живого великого русского языка» (том 1 (А – 3)) в которых выясняется значение слов: гумно – помещение, сарай для сжатого хлеба, службы – постройки для хозяйственных надобностей (устар.), драхвы – степная птица с индейку; диалектизм, (дрофа, дудак).
Определите стиль (художественный, т.к. используются изобразительно – языковые средства: метафоры – «холмы волнами», «овраги вьются» и др.; олицетворения – холмы «разбегаются», «бегут» дорожки, дом «приютился»).
– Благодаря использованию каких частей речи Тургеневу удается передать красоту природы? (существительные – 24, глаголы – 5, причастия – 5, прилагательные – 9)
– Найти причастия? Каких причастий больше? Почему? (одно – заросшие, четыре – страдательных: распаханные, засеянные, разбросаны, перехваченная).
Преобладают страдательные причастия, потому что они, заменяя глаголы, лишь напоминают о деятельности человека, который когда-то распахал, засеял поля, перехватил плотину. Природа испытывала деятельность о стороны людей.
– Необходимо сказать о прилагательном «необозримый», образованным приставочно – суффиксальным способом от глагола «обозреть» с помощью приставки -не- и суффикса -им-. Оно обозначает постоянный признак степи – бескрайняя, безграничная, необъятная.
– Какова роль причастий в отрывке? (Причастие образно описывает предмет, служит выразительным средством в художественном произведении. С другой стороны, причастие заменяет глаголы, показывая тем самым спокойное, безмятежное состояние природы.)
IX. Орфографическая, пунктуационная работа.
Объясняются орфограммы и пунктограмма (постановка знаков препинания при причастном обороте).
X. Подведение итогов.
- На какие группы делятся причастия?
- Дайте определение действительных, страдательных причастий.
- Чем отличаются эти причастия?
- Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?
- Какова роль причастий в художественном произведении?
XI. Инструктаж по домашней работе.
«Теория» §134, «Практика» №116.