Урок-исследование на тему "Действительные и страдательные причастия". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма: Урок-исследование.

Цели урока:

Образовательные:

  1. знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;
  2. формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;
  3. отработка навыков морфемного разбора причастий;
  4. повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм.

Развивающие: развитие языкового эстетического идеала, логического мышления, воображения, речи.

Воспитательные: воспитание любви и интереса к русскому языку, литературе родного края, к учебному процессу.

Оборудование: таблица «Образование причастий», рисунок учащихся «Генеалогическое древо причастия», иллюстрация, толковые словари, аудиозапись.

План урока:

  1. Организация класса на работу, слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Индивидуальное сообщение учащегося.
  4. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся за языковым материалом.
  5. Закрепление материала.
  6. Лингвистический материал.
  7. Творческая работа по иллюстрации, конструирование по схеме.
  8. Анализ текста, орфографическая, пунктуационная работа.
  9. Подведение итогов.
  10. Инструктаж по домашней работе.

Ход урока

I. Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование ранее не известной нам части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, проверим домашнее задание (упражнение № 107 из учебника «Практика»). Ученик на доске под диктовку записывает следующие словосочетания с объяснением орфограмм:

Никого не удививший конфликт, неутомимый труженик, не с кем посоветоваться, непроведенный эксперимент.

– А теперь вспомним все, что мы знаем о причастии, как части речи. Звучит индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика. Рассказ сопровождается показом рисунка, выполненного детьми, с изображением символического генеалогического дерева причастия с «унаследованными» признаками глагола и имени прилагательного.

Причастие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и обладающая общими с глаголом и прилагательным свойствами.

Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны вопросы что делающий? что сделавший?

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), по числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе, падеже. Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную и краткую (выученный – выучен). Краткие причастия не склоняются. Полные причастия в предложении выполняют роль определения, краткие – сказуемого. Образуясь от глаголов, причастия сохраняют некоторые их признаки.

Причастия имеют вид (совершенный и несовершенный): прыгавший – прыгнувший. Имеют время (настоящее и прошедшее): толкающий – толкавший. В отличие от глаголов, причастия не имеют форм будущего времени. Причастия могут быть возвратными и невозвратными: одевающий – одевающийся. Причастия сохраняют переходность – непереходность то глагола, от которого образованы: одевающий девочку (перех.), сидящий, говорящий (неперех.).

– Как вы уже заметили, ствол дерева условно поделен на две части каждая из которых имеет свое название. А вот что представляют эти названая нам и предстоит выяснить.

II. Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся языковым материалом.

На доске представлены примеры с причастиями.

  1. Чем отличаются причастия, записанные в 1-м столбике, от причастий, записанных во 2-м?
  2. Одинаково ли значение этих причастий?
  3. Рабочий, построивший дом – дом, построенный рабочими.
  4. Артист, прочитавший рассказ – рассказ, прочитанный артистом.
  5. Ученик, изучающий параграф – параграф, изучаемый учеником.

В 1-м столбике находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно. Во 2-м столбике причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица). Причастия 1-го столбика называются действительными, так это название связано с активностью, действенностью признака. Причастия 2-го столбика называются страдательными, это название связано с подчиненностью признака действию другого предмета. Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.

III. Закрепление материала.

Коллективно устно выполняется упр. 110 из учебника «Практика». Обязательно использование образца рассуждения. Обращаем внимание на записанные на доске примеры из домашнего упражнения с целью нахождения в них действительных и страдательных причастий.

Выполняется упр. 111 самостоятельно, письменно. Два сильных ученика одновременно выполняют его на отворотах доски. Производится морфемный разбор двух действительных и двух страдательных причастий.

  1. Все ли суффиксы, известные вам, присутствуют в этой таблице?
  2. Какие не указаны?
  3. Назовите суффиксы 1-го и 2-го столбиков из таблицы, записанной в ваших опорных тетрадях. (Специальные тетради ведутся учащимися с 5-го класса для записи блок-схем, таблиц, конспектов, опорных сигналов и т.д.)

– Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.

IV. Лингвистический эксперимент.

Образовать все возможные причастия от данных глаголов. В результате этой работы заполняется следующая таблица

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

– Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? (переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета).

– Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно немного отдохнуть.

V. Работа с иллюстрацией.

Работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Задание выполняется дифференцированно, (поднимающиеся вверх туристы, бегущие по небу облака, вьющаяся тропинка, флаг, развеваемый ветром, протоптанная дорожка, облака, подгоняемые ветром).

Придумать с любым из этих словосочетаний предложение по схеме:

Туристы, поднимающиеся в горы, тяжело дышали.

– Сейчас мы вновь мысленно перенесемся на лоно природы, в зону лесостепную. Именно в этой зоне расположена наша область. Поможет нам в этом мастерство И.С. Тургенева, написавшего рассказ «Лес и степь», отрывок из которого сейчас прозвучит.

VI. Выразительное чтение отрывка наизусть.

звучит под музыкальное сопровождение

VII. Беседа по тексту.

Какой вид с горы! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни узкие дорожки; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Холмы все мельче и мельче, дерева почти нет. Вот она, наконец, – безграничная, необозримая степь!

– О чем этот текст?

– Какое настроение создает он?

– Каково отношение автора к описываемому?

(текст о любви к родной природе, настроение радостное, умиротворенное, автор восхищается увиденным, он счастлив, что может созерцать все это, об этом свидетельствуют первое и последнее предложения, являющиеся по эмоциональной окраске восклицательными)

– Каков темп прочтения? Почему?

(темп замедленный, так как это описание, а говорить о такой красоте быстро невозможно, поэтому такое обилие запятых, точек с запятыми)

– Значение каких слов непонятно?

VIII. Работа со словарями.

С.И.Ожегова «Словарь русского языка» и Даля «Толковый словарь живого великого русского языка» (том 1 (А – 3)) в которых выясняется значение слов: гумно – помещение, сарай для сжатого хлеба, службы – постройки для хозяйственных надобностей (устар.), драхвы – степная птица с индейку; диалектизм, (дрофа, дудак).

Определите стиль (художественный, т.к. используются изобразительно – языковые средства: метафоры – «холмы волнами», «овраги вьются» и др.; олицетворения – холмы «разбегаются», «бегут» дорожки, дом «приютился»).

– Благодаря использованию каких частей речи Тургеневу удается передать красоту природы? (существительные – 24, глаголы – 5, причастия – 5, прилагательные – 9)      

– Найти причастия? Каких причастий больше? Почему? (одно – заросшие, четыре – страдательных: распаханные, засеянные, разбросаны, перехваченная).

Преобладают страдательные причастия, потому что они, заменяя глаголы, лишь напоминают о деятельности человека, который когда-то распахал, засеял поля, перехватил плотину. Природа испытывала деятельность о стороны людей.

– Необходимо сказать о прилагательном «необозримый», образованным приставочно – суффиксальным способом от глагола «обозреть» с помощью приставки -не- и суффикса -им-. Оно обозначает постоянный признак степи – бескрайняя, безграничная, необъятная.

– Какова роль причастий в отрывке? (Причастие образно описывает предмет, служит выразительным средством в художественном произведении. С другой стороны, причастие заменяет глаголы, показывая тем самым спокойное, безмятежное состояние природы.)

IX. Орфографическая, пунктуационная работа.

Объясняются орфограммы и пунктограмма (постановка знаков препинания при причастном обороте).

X. Подведение итогов.

  1. На какие группы делятся причастия?
  2. Дайте определение действительных, страдательных причастий.
  3. Чем отличаются эти причастия?
  4. Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?
  5. Какова роль причастий в художественном произведении?

XI. Инструктаж по домашней работе.

«Теория» §134, «Практика» №116.