Урок-исследование в 11-м классе. "Русский язык в его историческом развитии, или Некоторые особенности исторических изменений в современном литературном языке"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обучение сопоставительному лингвистическому анализу текста;
  2. Совершенствование коммуникативных и аналитических способностей учащихся;
  3. Совершенствование навыков построения монологического высказывания на лингвистическую тему.

Оборудование урока:
1) В.И.Даль «Энциклопедия русского слова» Москва, ЭКСМО, 2002

 2) Тексты для анализа.
А)  Текст XI века.
ГРАМОТА КНЯЗЯ МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА
СЕ АЗЪ МСТИСЛАВЪ ВОЛОДИМИРЬ СЫНЪ  ДЬРЖА РОУСЬСКУ  ЗЕМЛЮ
В СВОЕ КНЯЖЕНИЬ ПОВЕЛЬЛЪ ЕСМЬ СЫНОВИ СВОЕМУ ВСЬВОЛОДУ ОТДАТИ БОУИЦЬСТОМУ  ГЕОРГИЕВИ СЪ ДАНИЮ И СЪ ВИРАМИ И СЪ ПРОДАЖАМИ.

Б) Современный вариант этого текста.
Я, Мстислав Владимирович, управляя русской землей во время своего княжения, приказал своему сыну Всеволоду отдать монастырю святого Георгия Буйце (населенный пункт) вместе с данью, со штрафами за убийство и преступления.

3)Карточки – информаторы с заданиями для групп.
КАРТОЧКА  № 1. Сравните фонетическую систему двух текстов.
Вопросы для анализа:
1). Все ли звуки древнерусского языка  остались без изменения
в современном языке?
2). Обратите внимание на гласные звуки, обозначаемые буквами
Ъ (ЕР) и Ь (ЕРЬ). Какую функцию выполняли они в древнерусском языке? Сохранились ли их функции и названия  в  современном языке?
3). Обратите внимание на полногласные сочетания в именах собственных. Сохранились ли сочетания  ОЛО – ОРО в современном  языке?

Информация к размышлению. В древнерусском языке действовал закон
Открытого слога, то есть слог не мог заканчиваться на согласный звук. Существовали   редуцированные, то есть плохо слышимые, звуки, обозначающиеся на письме
буквами  Ъ и Ь  (Ъ в середине слова употреблялся вместо редуцированного [o], а Ь вместо [е]). В конце слов Ъ и Ь образовывали слог, делая его открытым.
Например: [ко-нь] или [сто-лъ]. Сравни с современными слогами [кон’], [стол].
В древнерусском языке гласные различались по долготе и краткости. Краткими звуками были [o], [е]. Несмотря на то, что в середине слова они заменялись ЕРАМИ, эта позиция все равно была сильной. Звук  [е]  имел еще несколько характеристик, поэтому мог обозначаться разными буквами:
[е] – ударный обозначался на письме буквой ЯТЬ (Если не было чередования Ё) [еи] – переходный - буквой ЕРЬ (Ь)
[е] – долгий - буквой Е. 

КАРТОЧКА №  2.  Сравните графику текстов и найдите ответы на вопросы.
1) Все ли буквы сохранились в современном алфавите?
2) Есть ли изменения в характеристиках и функциях букв?
3) Обратите внимание на древний вариант написания слова «русский». Какой процесс произошел в этом слове?

    КАРТОЧКА № 3.  Сравните лексическую систему текстов.
1) Имеются ли в тексте слова, ставшие историзмами или архаизмами?
2) «Продажа» - штраф за преступление.
3)Значение слова «вира» можно найти в этимологическом словаре.

КАРТОЧКА   № 4. Сравните морфологическую систему текстов.

1) Произошли ли принципиально важные изменения за 900 лет  в морфологической структуре языка?
2) Обратите внимание на систему частей речи. Есть ли в ней изменения?
3) Обратите внимание на способ образования собственных существительных. 
4)Обратите внимание на Дательный падеж  существительных и форму   глагола ДЬРЖА. Каково  ее значение в современном языке?
5) Обратите внимание на форму повелительного наклонения глагола  ПОВЕЛЬЛЪ   ЕСМЬ, которая состояла из двух частей:
причастия на  - л  и  вспомогательного глагола ЕСТЬ (ЕСМЬ) в 1 лице  единственного числа. Такие формы обозначали действие, свершившееся в прошлом, но важное для настоящего. Что стало с этим глаголом в современном языке?

Информация к размышлению.  В древнерусском языке существовали категории вида и времени, но значение их отличалось от современных: было 4 формы прошедшего времени, 2 формы будущего и 1 форма настоящего времени. Прошедшее сложное обозначало состояние в настоящее время, явившееся результатом прошедшего действия и выражалось глаголами «быти», «есмь» и причастиями, которые изменялись по родам и числам. Это время обозначало не только прошедший факт, но и настоящее состояние. Например: «есмь принеслъ» значит: «я принес, и то, что я принес, сейчас находится здесь». Система прошедшего времени подверглась разрушению. В современном языке лишь суффикс прошедшего времени – Л-  напоминает о ней. У существительных в ряде падежей в древнерусском языке употреблялась в качестве окончания  буква  ЯТЬ. Прилагательные в древнерусском языке имели и полную, и краткую формы. Склонялись обе формы.

КАРТОЧКА № 5. Сравните синтаксис и стилистику древнерусского и современного текста.

  1. Что бросается в глаза, когда анализируешь синтаксический план этого текста?
  2. Обратите внимание на форму  СТОМУ = Святому - это ТИТЛО - устаревшее обозначение, которое употреблялось для сокращения часто используемых слов и поэтому легко угадывалось.
  3. Что представляет собой основа предложения?

Ход урока.

-- Что является предметом изучения в школьной учебной дисциплине, именуемой
Русский язык?
-- Что такое язык?
Обратимся к формулировке, предложенной Д.Э.Розенталем в «Словаре –
справочнике лингвистических терминов»
Язык – система фонетических, грамматических и лексических средств, являющаяся формой выражения мыслей и чувств и служащая важнейшим средством общения людей.

-- Зачем нам, русским по происхождению, изучать русский язык, если мы и так можем более - менее правильно излагать свои мысли?
--  Язык, как и мир вокруг нас, не является чем-то застывшим, неподвижным, наоборот, он представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся систему. Изменения в языке заметить можно, если сопоставить его современное состояние с тем, каков он был несколько веков назад. Вероятно, поэтому основным источником при изучении законов языка для ученых - лингвистов являются древние письменные памятники. Перед вами один из них. Это отрывок из Мстиславской грамоты, написанной в  11 веке. 
--Понятен ли вам ее текст? Почему?
--Итак, изменения в языке налицо.
Наша задача - сопоставить древнерусский текст с его современным переводом, определить, какие изменения произошли в языке за истекший исторический период и как они проявились в этом тексте?
Каждая группа получает задания по анализу одного яруса языка и предоставляет результаты своих наблюдений на всеобщее обсуждение в  форме монологического высказывания.

Самостоятельная работа в группах и обсуждение результатов исследования.
Примерные ответы ребят

Группа № 1.  Фонетическая система языка претерпела существенные изменения. Часть гласных сохранилась без изменений до нашего времени [а, о, у, ы]
Гласные звуки в древнерусском языке различались по долготе и краткости.
Ъ и Ь на письме часто употреблялись вместо кратких [o], [е]. В современном языке остались отголоски этого явления – беглые гласные.  Разные буквы обозначали разновидности одного и того же звука:  [o] = о, Ъ; [е] =Ь, Е, ЯТЬ. Слоги могли быть только открытыми, поэтому Ъ и Ь ставились в конце слов в качестве слогообразующих. Для древнерусского языка характерно полногласие, в современном языке имеется и полногласие, и неполногласие. Нормы употребления регламентируются стилистическими задачами.

Группа № 2.   В графике произошли незначительные изменения. Основной состав алфавита
сохранился в прежнем виде. Некоторые буквы, например, ЯТЬ, в связи с утратой редуцированных гласных исчезли вообще, а другие, например,  ЕР и ЕРЬ,    изменили названия и функции. Стечение букв, характерное для   древнерусского языка, упростилось до одной буквы.

Группа № 3  Лексика существенно изменилась. Исчезли из языка историзмы, архаизмы ушли в пассивный словарный запас.

Группа № 4 Морфологический ярус языка  существенных  реформ не претерпел. В целом система частей речи  осталась прежней: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, союзы, предлоги.  Различия имеют только системы их формообразования: Дательный падеж существительных имел параллельные формы окончаний (-ОВИ сынови – У- Всеволоду) Категория глагола в древнерусском языке существенно отличалась от  современной.   От множества глагольных форм, употребляемых в 11 веке  для обозначения  прошедшего  времени, в современном языке  остался лишь суффикс прошедшего времени – Л-. Краткая форма прилагательных склонялась так же, как и полная. Притяжательные прилагательные образовывались путем  замены Ъ (ЕРА) на  Ь (ЕРЬ), то есть указанием на мягкость.

Группа № 5  Синтаксис и стилистика. Это  деловая бумага. Значит, в древнерусском языке   уже существовало деление на стили.
Нет привычных знаков препинания при обособлении второстепенных членов и при однородных членах. Предложения в древнерусском языке строятся по тому же принципу, что и в современном. Подлежащее выражается существительным, а сказуемое – глаголом. Предложения делятся на двусоставные и односоставные. В современном языке отсутствует ТИТЛО.

Вывод.  Мы определили, как проявляются изменения в различных разделах языка.
  - Какой ярус языка является наиболее подвижным?
Итак, мы сегодня прикоснулись к науке, которая  называется историческая грамматика.
 --Что она изучает?
-- Зачем человеку знать, как развивается язык?
В современном языкознании есть такие явления, которые сложно объяснить, не зная закономерностей развития языка. Язык – явление социальное. Любые изменения в обществе, отражаются на языковых процессах. Например, в 1918 году большевики провели реформу алфавита. Из алфавита исчезли   ЕР, ЕРЬ и ЯТЬ. ЯТЬ писался там, где сейчас мы пишем  Е, разницы в произношении не было никакой, поэтому ученикам приходилось заучивать правильное написание слов с ЯТЕМ. Однако существовало правило, регламентирующее  выбор  Е или  ЯТЬ. Мы об этом  правиле сегодня уже упоминали.
Перед вами четверостишие, в котором пропущены буквы на месте  звука  Е.
Ваша задача -  вставить в это стихотворение нужные с точки зрения старой, дореволюционной, орфографии буквы  Ь или Е.
Слова, записанные ниже стихотворения, имеют  старую орфографию.
Проанализируйте их  написание, и они помогут вам сформулировать правило выбора  гласной.

Б…дный, б…лый  бл…дный  б…с
Поб…жал  посп…шно в  л…с.
Л…шим по л…су  он  б…гал,
М…дком с хр…ном пооб…дал.

Пчела, бЬда, весна, вЬрить, дЬва, жердь, щека, щёки, щёлка, тёмный, темнъта, лЬвый, снЬг, вёсны, щели, пчёлы.
( Ь – ЯТЬ)