Цели:
- Обучение сопоставительному лингвистическому анализу текста;
- Совершенствование коммуникативных и аналитических способностей учащихся;
- Совершенствование навыков построения монологического высказывания на лингвистическую тему.
Оборудование урока:
1) В.И.Даль «Энциклопедия русского слова» Москва, ЭКСМО, 2002
2) Тексты для анализа.
А) Текст XI века.
ГРАМОТА КНЯЗЯ МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА
СЕ АЗЪ МСТИСЛАВЪ ВОЛОДИМИРЬ СЫНЪ ДЬРЖА РОУСЬСКУ ЗЕМЛЮ
В СВОЕ КНЯЖЕНИЬ ПОВЕЛЬЛЪ ЕСМЬ СЫНОВИ СВОЕМУ ВСЬВОЛОДУ ОТДАТИ БОУИЦЬСТОМУ ГЕОРГИЕВИ СЪ ДАНИЮ И СЪ ВИРАМИ И СЪ ПРОДАЖАМИ.
Б) Современный вариант этого текста.
Я, Мстислав Владимирович, управляя русской землей во время своего княжения, приказал своему сыну Всеволоду отдать монастырю святого Георгия Буйце (населенный пункт) вместе с данью, со штрафами за убийство и преступления.
3)Карточки – информаторы с заданиями для групп.
КАРТОЧКА № 1. Сравните фонетическую систему двух текстов.
Вопросы для анализа:
1). Все ли звуки древнерусского языка остались без изменения
в современном языке?
2). Обратите внимание на гласные звуки, обозначаемые буквами
Ъ (ЕР) и Ь (ЕРЬ). Какую функцию выполняли они в древнерусском языке? Сохранились ли их функции и названия в современном языке?
3). Обратите внимание на полногласные сочетания в именах собственных. Сохранились ли сочетания ОЛО – ОРО в современном языке?
Информация к размышлению. В древнерусском языке действовал закон
Открытого слога, то есть слог не мог заканчиваться на согласный звук. Существовали редуцированные, то есть плохо слышимые, звуки, обозначающиеся на письме
буквами Ъ и Ь (Ъ в середине слова употреблялся вместо редуцированного [o],
а Ь вместо [е]). В конце слов Ъ и Ь образовывали слог, делая его открытым.
Например: [ко-нь] или [сто-лъ]. Сравни с современными слогами [кон’], [стол].
В древнерусском языке гласные различались по долготе и краткости. Краткими
звуками были [o], [е]. Несмотря на то, что в середине слова они заменялись
ЕРАМИ, эта позиция все равно была сильной. Звук [е] имел еще несколько
характеристик, поэтому мог обозначаться разными буквами:
[е] – ударный обозначался на письме буквой ЯТЬ (Если не было чередования Ё)
[еи] – переходный - буквой ЕРЬ (Ь)
[е] – долгий - буквой Е.
КАРТОЧКА № 2. Сравните графику текстов и найдите ответы на вопросы.
1) Все ли буквы сохранились в современном алфавите?
2) Есть ли изменения в характеристиках и функциях букв?
3) Обратите внимание на древний вариант написания слова «русский». Какой процесс произошел в этом слове?
КАРТОЧКА № 3. Сравните лексическую систему текстов.
1) Имеются ли в тексте слова, ставшие историзмами или архаизмами?
2) «Продажа» - штраф за преступление.
3)Значение слова «вира» можно найти в этимологическом словаре.
КАРТОЧКА № 4. Сравните морфологическую систему текстов.
1) Произошли ли принципиально важные изменения за 900 лет в морфологической структуре языка?2) Обратите внимание на систему частей речи. Есть ли в ней изменения?
3) Обратите внимание на способ образования собственных существительных.
4)Обратите внимание на Дательный падеж существительных и форму глагола ДЬРЖА. Каково ее значение в современном языке?
5) Обратите внимание на форму повелительного наклонения глагола ПОВЕЛЬЛЪ ЕСМЬ, которая состояла из двух частей:
причастия на - л и вспомогательного глагола ЕСТЬ (ЕСМЬ) в 1 лице единственного числа. Такие формы обозначали действие, свершившееся в прошлом, но важное для настоящего. Что стало с этим глаголом в современном языке?
Информация к размышлению. В древнерусском языке существовали категории вида и времени, но значение их отличалось от современных: было 4 формы прошедшего времени, 2 формы будущего и 1 форма настоящего времени. Прошедшее сложное обозначало состояние в настоящее время, явившееся результатом прошедшего действия и выражалось глаголами «быти», «есмь» и причастиями, которые изменялись по родам и числам. Это время обозначало не только прошедший факт, но и настоящее состояние. Например: «есмь принеслъ» значит: «я принес, и то, что я принес, сейчас находится здесь». Система прошедшего времени подверглась разрушению. В современном языке лишь суффикс прошедшего времени – Л- напоминает о ней. У существительных в ряде падежей в древнерусском языке употреблялась в качестве окончания буква ЯТЬ. Прилагательные в древнерусском языке имели и полную, и краткую формы. Склонялись обе формы.
КАРТОЧКА № 5. Сравните синтаксис и стилистику древнерусского и современного текста.
- Что бросается в глаза, когда анализируешь синтаксический план этого текста?
- Обратите внимание на форму СТОМУ = Святому - это ТИТЛО - устаревшее обозначение, которое употреблялось для сокращения часто используемых слов и поэтому легко угадывалось.
- Что представляет собой основа предложения?
Ход урока.
-- Что является предметом изучения в школьной учебной дисциплине, именуемой
Русский язык?
-- Что такое язык?
Обратимся к формулировке, предложенной Д.Э.Розенталем в «Словаре –
справочнике лингвистических терминов»
Язык – система фонетических, грамматических и лексических средств, являющаяся формой выражения мыслей и чувств и служащая важнейшим средством общения людей.
-- Зачем нам, русским по происхождению, изучать русский язык, если мы и так
можем более - менее правильно излагать свои мысли?
-- Язык, как и мир вокруг нас, не является чем-то застывшим, неподвижным,
наоборот, он представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся
систему. Изменения в языке заметить можно, если сопоставить его современное
состояние с тем, каков он был несколько веков назад. Вероятно, поэтому основным
источником при изучении законов языка для ученых - лингвистов являются
древние письменные памятники. Перед вами один из них. Это отрывок из Мстиславской грамоты, написанной в 11 веке.
--Понятен ли вам ее текст? Почему?
--Итак, изменения в языке налицо.
Наша задача - сопоставить древнерусский текст с его современным переводом, определить, какие изменения произошли в языке за истекший исторический период и как они проявились в этом тексте?
Каждая группа получает задания по анализу одного яруса языка и предоставляет
результаты своих наблюдений на всеобщее обсуждение в форме монологического
высказывания.
Самостоятельная работа в группах и обсуждение результатов исследования.
Примерные ответы ребят
Группа № 1. Фонетическая система языка претерпела существенные изменения. Часть гласных сохранилась без изменений до нашего времени [а, о, у, ы]
Гласные звуки в древнерусском языке различались по долготе и краткости.
Ъ и Ь на письме часто употреблялись вместо кратких [o], [е]. В современном языке остались отголоски этого явления – беглые гласные. Разные буквы обозначали разновидности одного и того же звука: [o] = о, Ъ; [е] =Ь, Е, ЯТЬ. Слоги могли быть только открытыми, поэтому Ъ и Ь ставились в конце слов в качестве слогообразующих. Для древнерусского языка характерно полногласие, в современном языке имеется и полногласие, и неполногласие. Нормы употребления регламентируются стилистическими задачами.
Группа № 2. В графике произошли незначительные изменения. Основной состав алфавита
сохранился в прежнем виде. Некоторые буквы, например, ЯТЬ, в связи
с утратой редуцированных гласных исчезли вообще, а другие, например, ЕР и ЕРЬ, изменили названия и функции. Стечение букв, характерное для древнерусского языка, упростилось до одной буквы.
Группа № 3 Лексика существенно изменилась. Исчезли из языка историзмы, архаизмы ушли в пассивный словарный запас.
Группа № 4 Морфологический ярус языка существенных реформ не претерпел. В целом
система частей речи осталась прежней: существительные, прилагательные,
глаголы, местоимения, союзы, предлоги. Различия имеют только системы их формообразования: Дательный падеж существительных имел параллельные формы окончаний (-ОВИ сынови – У- Всеволоду)
Категория глагола в древнерусском языке существенно отличалась от современной. От множества глагольных форм, употребляемых в 11 веке для обозначения прошедшего времени, в современном языке остался лишь суффикс прошедшего времени – Л-. Краткая форма прилагательных склонялась так же, как и полная. Притяжательные прилагательные образовывались путем замены Ъ (ЕРА) на Ь (ЕРЬ), то есть указанием на мягкость.
Группа № 5 Синтаксис и стилистика. Это деловая бумага. Значит, в древнерусском языке уже существовало деление на стили.
Нет привычных знаков препинания при обособлении второстепенных
членов и при однородных членах. Предложения в древнерусском языке строятся по тому же принципу, что и в современном. Подлежащее выражается существительным, а сказуемое – глаголом. Предложения делятся на двусоставные и односоставные. В современном языке отсутствует ТИТЛО.
Вывод. Мы определили, как проявляются изменения в различных разделах языка.
- Какой ярус языка является наиболее подвижным?
Итак, мы сегодня прикоснулись к науке, которая называется историческая грамматика.
--Что она изучает?
-- Зачем человеку знать, как развивается язык?
В современном языкознании есть такие явления, которые сложно объяснить, не
зная закономерностей развития языка. Язык – явление социальное. Любые
изменения в обществе, отражаются на языковых процессах. Например, в 1918 году большевики провели реформу алфавита. Из алфавита исчезли ЕР, ЕРЬ и ЯТЬ. ЯТЬ писался там, где сейчас мы пишем Е, разницы в произношении не было никакой, поэтому ученикам приходилось заучивать правильное написание слов с ЯТЕМ. Однако существовало правило,
регламентирующее выбор Е или ЯТЬ. Мы об этом правиле сегодня уже упоминали.
Перед вами четверостишие, в котором пропущены буквы на месте звука Е.
Ваша задача - вставить в это стихотворение нужные с точки зрения старой, дореволюционной, орфографии буквы Ь или Е.
Слова, записанные ниже стихотворения, имеют старую орфографию.
Проанализируйте их написание, и они помогут вам сформулировать правило выбора гласной.
Б…дный, б…лый бл…дный б…с
Поб…жал посп…шно в л…с.
Л…шим по л…су он б…гал,
М…дком с хр…ном пооб…дал.
Пчела, бЬда, весна, вЬрить, дЬва, жердь, щека, щёки, щёлка, тёмный, темнъта, лЬвый, снЬг, вёсны, щели, пчёлы.
( Ь – ЯТЬ)