Урок-игра по теме: "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


На игру отводится два учебных часа. Класс делится на три разноуровневые группы(6-7 человек в каждой группе, одинаковое количество сильных и слабых учащихся). В каждой группе выбирают ”капитана”, остальные-“участники команды”. Учителю помогают три эксперта из числа учеников. Они отслеживают ход игры, работу групп, контролируют качество и количество выполненных заданий. Помощь учителю и экспертам обеспечивают два ассистента из числа учеников, которые раздают карточки с заданиями. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на доске. После окончания урока подводят итоги, называют победителей, выставляют оценки.

Цель урока: проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Имя существительное”.

Задачи:

Образовательная: повторить тему “Имя существительное”.

Развивающая: развивать навыки работы в группах, творческое мышление и память.

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности при работе в группах.

Оборудование: каждая команда получает: маршрутный лист, игровое поле, кубик, фишку, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

Дети делятся на три команды. Учитель объясняет правила игры. По команде участники бросают по очереди кубик на игровое поле, каждый цвет сектора игрового поля обозначает уровень сложности:

  • красный (творческое задание) – 2 балла;
  • зелёный (задание средней сложности) – 1 балл;
  • синий (выбор красного или зелёного уровня).

Число, выпавшее на кубике, обозначает сколько ходов на маршрутном поле (от А до Я) должна сделать фишка участников команды. Затем команда выполняет задание, выполненное задание оценивает эксперт по пятибалльной системе плюс тот балл, уровень которого выпал на игровом поле. Если не справились с препятствием – штрафное задание. После выполнения штрафного задания командам разрешается выполнять следующий ход (за штрафное задание балл не дается).

Цель команд – набрать наибольшее количество баллов при прохождении маршрутного листа, прийти первым. Помните, любая ваша ошибка – это снижение баллов всей команде.

Условные знаки маршрутного поля :

  (дополнительное задание) – 1 балл.

(кот в мешке) - все баллы сгорают.

III. Слово учителя.

Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок – это урок-игра, путешествие по царству Существительного. Мы с вами изучили эту часть речи, и сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал. Знания, умения, навыки, которые вы приобрели при изучении этого раздела, помогут вам преодолеть препятствия, которые вас будут поджидать, и набрать наибольшее количество баллов.

IV. Проверка домашнего задания.

- Дайте определение имени существительного.

- Что нового узнали о склонении существительного в 6-м классе?

- Что нового узнали о роде существительных в 6-м классе?

- Как отличить существительное с приставкой не от существительного с отрицательной частицей не?

- Расскажите о правописании суффиксов -ек и -ик; -чик и -щик.

- Правописание о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных.

V. Проведение игры.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 1 баллом).

1. Сколько букв Ё пропущено в скороговорке?

Кукушка кукуш_нку

Купила капюш_н.

Надел кукуш_нок капюш_н.

Как в капюш_не он смеш_н!

2. Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах:

Книга, время, яблоня, кофе, тень, юноша, путь, пальто, мозоль.

3. Выберите существительные с суффиксом -ОК:

Замок, теремок, лесок, песок, венок, ленок, мирок, курок, листок, приток.

4. Укажите существительные мужского рода.

Авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

5. Какое существительное имеет в Им.п. мн.ч. окончание –Ы?

Мастер, доктор, директор, герб, профессор.

6. Подберите имена прилагательные к словам:

Тюль, рояль, картофель, фасоль, шимпанзе, пенальти, буржуа.

7. Укажите существительные женского рода.

Профессор, шампунь, вермишель, тополь, пони, авеню.

8. Какова особенность слов: кино, пальто, метро?

Как надо правильно сказать?

Подошёл к метр_ , вышел из кин_ , подъехал к деп_ , доволен пальт_ , вспоминаю о поездке в метр_.

9. В форме какого падежа и числа в слове произносится Д?

10. Найдите существительное с приставкой НЕ.

(Не)место красит человека, а человек- место. Вася (не)ряха. (Не)решительность шахматиста. (Не)настье задержало нас в пути. (Не)надо печалиться.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 1 баллом).

1. Определите род несклоняемых существительных. Запишите словосочетания “прилагательное + существительное”. Выделите окончания прилагательных.

Пальто, авеню, радио, леди, интервью, какаду, атташе, ООН, ТЮЗ, турне, фото, табло, пони.

2. Составьте предложения с существительными общего рода, чтобы они обозначали лиц мужского и женского пола.

молодчина, непоседа, врач, мастер, профессор.

3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните их написание.

Отборная рож_ , холодная полноч_, камыш_м, над крыш_ю, туч_й, глуш_, железный ключ_, плеч_м к плечу, черная туш_, исполнили туш_, товарищ_м, пряж_й, кирпич_м, ож_г (руки).

4. Определите, как пишутся данные ниже слова с (НЕ). Разделите их на две группы.

(НЕ)взгоды, (не)решительность, (не)приятель, (не)вежа, (не)друг, (не)доумение, (не)лепость, (не)ряшливость, (не)приветливость, (не) видимка, (не)опрятность, (не)достаток, (не)приязнь, (не)удача.

5. Спишите, слова в скобках поставьте в нужном падеже, объясните написание.

У меня нет (время), большого (пламя) не задуешь, не жди хорошего (семя), без роду и (племя), называть вещи своими (имя), под (бремя) лет, освободить ногу из (стремя), идти под (знамя).

6. Какое существительное в пяти падежах ед.ч. и мн. ч. имеет одинаковое окончание?

7. Выпишите в две колонки:

1) НЕ с существительными;

2) НЕ с глаголами.

Пусть никакие (не)взгоды (не)омрачают вас. (НЕ)знакомец (не)слышал вопроса; он (не)ответил и даже (не)взглянул на меня. Я ждал с (не)терпением встречи. Ученье в счастье украшает, а в (не)счастье утешает. Он (не)плакал и (не)сиял от счастья. Отец стал сильно (не)домогать. Чинов я (не)хотел, а славы (не)добился. Просто мне (не)здоровилось в это время.

8. Выпишите слова с суффиксом -ЧИК в одну колонку, с суффиксом -ЩИК- в другую.

Извоз_ик, налад_ик, набор_ик, лёт_ик, сплав_ик, скуп_ик, фонтан_ик, домен_ик, регулиров_ик, бакен_ик, буриль_ик, объзд_ик, текстиль_ик, перепис_ик, сортиров_ик, обид_ик, завод_ик, смаз_ик, барабан_ик.

9. Спишите, замените слова однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ИК, -ЕК.

Лист, луч, орех, дождь, корабль, хвост, чертёж, карандаш, замок, огонёк, дом, ключ, песок, букет, куст, паровоз, ёж, самолёт, шалаш, жеребёнок, камень, островок, телёнок, переулок.

10. Выпишите слова: 1) с О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; 2) с О-Ё после шипящих в корне.

Душ_ю, товарищ_м, волч_к, рож_к, собач_нка, нож_ньки, ш_рох, ш_пот, ноч_вка, воротнич_к, дорож_нька, мыш_нок, ж_лтый, ж_нглёр, еж_нок, свеч_й, пыльц_й, беч_вка, ящич_к, сундуч_к, медвеж_нок, калач_м.

11. Определите форму числа у имен существительных. К указанным числовым формам подберите соотносительные формы.

Минута, девушка, сумерки, листва, бусинки, стихи, лес, традиция, сахар, дружба, телята, хлеб, небо, очки, брюки, стружки, молодежь, брат.

12. Определите склонение имен существительных.

Дом, собака, стены, будни, мороженое, жюри, автор, время, путь, зерно, гусь, нежность, пони, руно, детвора, семья, колибри, Токио.

13. Что объединяет следующие группы слов:

1) кофе, Батуми, Токио;

2) Конго, Гоби, колибри;

3) Онтарио, пальто, пенсне.

14. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

Заботиться о просвещени_, ночевать в ущель_, рассказать о урожа_, обратиться к врачу Мари_ Алексеевн_, гулять по алле_, сидеть на ветв_, привязать к нит_, стоять в очеред_, стоять в ожидани_, в жемчужном ине_.

Карточки-задания (задания, оцениваемые 2 баллами).

1. Придумать небольшой рассказ, используя как можно больше слов с суффиксами –ЧИК, -ЩИК. Суффиксы обозначьте.

2. Составьте десять словосочетаний или семь предложений на тему “Комната гномиков”, пользуясь существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Суффиксы обозначьте.

3. Составьте словосочетания со словами О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

4. НЕ с существительными. Приведите десять слов, к данным словам подберите синонимы с приставкой (НЕ). Орфограмму обозначьте.

5. Составьте связный текст из данных ниже слов. Объясните написание несклоняемых имён существительных.

Фойе, шоссе, пальто, такси, кофе, ателье.

6. Составьте 6-7 вопросов к теме “Имя существительное”.

7. Составьте диктант из слов с изученными орфограммами, правописание которых изучалось в теме “Имя существительное”.

8. Составьте небольшой рассказ, все слова в котором начинались бы с одной буквы.

VI. Итоги урока.

Учитель и эксперты подводят итоги, анализируют работу групп, сообщают конечные результаты, называют победителей, выставляют оценки.