Цели.
1. Познакомить учащихся с историей, значением своеобразием имён.
2. Учить работать со справочным материалом, научно-популярной литературой, текстами художественной литературы, извлекать материал из Интернета.
3. Развивать умение излагать материал перед классом.
4. Способствовать формированию интереса к именам.
Ход урока
Человек умирает, а имя живет.
Пословица
Слово учителя. Человек проносит свое имя через всю жизнь и берет его с собой в могилу. Прекратился род, племя, а имя живет. В любом русском имени – значительный смысл. Имя – это дар. Наука о собственных именах называется ономастикой. Онома – имя. 95% русских носят старые традиционные имена. В Московской Руси имя и отчество использовались по-разному в зависимости от общественного положения. Холопы и прислуга назывались унизительно: Фильками, Петрушками, Ивашками. Ни о каком отчестве для этой категории людей речи не было. Имена использовались в различных значениях: они выражали ласку и нежность (Ванюшка, Мишенька, Машенька, Глашенька), особый суффикс добавлялся к именам незаконнорожденных детей (Ярославец, Мстиславец). Поповские имена писались на -чище (Степанище, Иванчище).
Сегодня на уроке мы познакомимся с происхождением, значением и своеобразием имен, легендами, обычаями, ролью имен в жизни человека.
Послушаем интересные рассказы учеников. Прежде всего, выясним происхождение и значение слова “имя”.
В словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова дается толкование слова “Имя”:
- Личное название человека, даваемое при рождении.
- Фамилия, семейное название
- Личная известность, репутация
- Известный, знаменитый человек.
- Название предмета, явления.
- В грамматике: разряд склоняемых слов.
Учащиеся, работая в группах, ищут в этимологическом словаре происхождение слова “Имя”. Имя от древнерусского “имъти” - “иметь”, “считать”, “принимать” за кого или за что-либо;
Заранее подготовленные ученики по группам рассказывают о значении своего имени о том, как оно пришло в русский язык. Объясняют, почему родители выбрали это имя. Дают астрологическую характеристику своего имени.
Астрологическая характеристика
- Имя – происхождение.
- Число, год рождения.
- Знак зодиака.
- Планета – покровитель.
- Благоприятные цвета.
- Растение.
- Камень-талисман.
- Знаменитые личности с вашим именем.
Учитель. Слово “Имя” имеет родственников в языке. Приведите примеры родственных слов и составьте словосочетания с ними (имение Толстого, именительный падеж, именины друга, именинник одноклассник, именной указ, наименование детских игр, именитый гость, одноименный роман, именуемый Петром, отымённый, образованный от существительного или прилагательного).
Раздаются учащимся словари пословиц и поговорок.
Задание. Найдите пословицы и поговорки об имени (Богатырь умрет, а имя его останется. Доброе имя лучше богатства. Хороша Маша, да не наша. Федул губы надул. С именем Иван, без имени – болван. У него доброе имя. Не позорь моего имени).
Народные приметы и традиции народов, связанные с именами.
При выборе имени соблюдались определенные правила и запреты. Нельзя называть новорожденного именем недавно умершего члена семьи. В старину, да и в наше время часто называют детей в честь деда, бабушки, близких родственников.
Викторина “Что в имени тебе моем?”
1. Найди имя героя
Н.В.Гоголь | “Обломов” | Лука Лукич |
А.С.Грибоедов | “Шинель” | Фома Фомич |
М.Ю.Лермонтов | “Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” | Максим Максимыч |
И.А.Гончаров | “Ревизор” | Акакий Акакиевич |
Н.В.Гоголь | “Герой нашего времени” | Иван Иванович |
Н.В.Гоголь | “Горе от ума” | Илья Ильич |
Учитель: Нельзя меняться именами. Поменяться именами – значит поменяться судьбами. Человек с новым именем приобретает новые черты характера. Традиция давать двойные имена пошла от католических обрядов. При крещении давали имя родители и добавляли имя святого, в день которого родился ребенок. В нашей школе тоже есть у ученицы 9Б класса двойное имя – Сикорская Мария-Николетта. Николетта – монашка, которая молилась за появление на свет Марии. Святые покровители являются “оберегом” для человека.
Статистика распространенности имен в 11А классе.
Мужские имена | % | Женские имена | % |
Максим Никита Михаил Дмитрий Константин Павел Владимир Александр Владислав |
2,6 2,6 5,2 2,6 2,6 5,2 2,6 5,2 2,6 |
Дарья Александра Юлия Ольга Элина Анастасия Лариса Нана Наталья Лилия |
2,6 5,2 5,2 2,6 2,6 5,2 2,6 2,6 2,6 2,6 |
Вывод. Проанализировав статистику имен в нашем классе, можно сказать, что большей популярностью пользуются такие имена, как Михаил, Павел, Александр (мужские), Александра, Анастасия (женские).
2. Назовите автора художественного произведения, где в названии фигурируют женские и мужские имена.
(Например, А.С.Пушкин “Евгений Онегин”, А.С.Пушкин “Борис Годунов”, К.Ф.Рылеев “Иван Сусанин”, Л.Н.Толстой “Анна Каренина”, Карамзин “Бедная Лиза”, С.А.Есенин “Анна Снегина”, В.А.Жуковский “Светлана”, “Людмила”, “Слово о полку Игореве”).
3. Какие вы знаете фамилии, образованные от имен людей (Иванов, Петров, Станиславский, Алексеев, Алешин, Аванесов, Ваничкина, Захаров, Григорьева).
Учитель: Есть в морозном январе день, окрашенный радостным, каким-то весенним настроением. Это 25 января - Татьянин день. День всех студентов. Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой манер.
Татьянин день - праздник студента, прежде всего задорный и искрящийся молодостью. Праздник Татьянин день для тех, кто испытывает тягу к знаниям, всему новому и неизведанному. История праздника Татьянин день насчитывает уже больше двух столетий. Приурочен Татьянин день к открытию первого в Москве университета. История гласит, что в 1755 году в этот день императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии высшего учебного заведения.
4. Какие вам известны праздники, посвященные именам (“Ильин день”, “Ивана Купала”, “День Петра и Февронии”, “Веры, Надежды, Любви”).
5. С именами связаны названия городов, назовите, какие (Владимир, Ярославль, Петербург, Екатеринбург, Иваново, Лида (Белоруссия), Елена (Болгария).
6. Даже цветы носят имена(Роза, Лилия, Анютины глазки, Нарцисс, Иван-да-Марья, Маргаритка, Василёк).
Учитель: Ураганам тоже дают имена, как правило, женские, имена святых, чтобы не пугать эти ураганы, которые в одном и том же районе мира могут подействовать на несколько разных тропических циклонов (Алиса, Катрина, Бренда, Мария, Клара, Шарлотта, Виктория).
7. Имена повсюду: в названиях улиц - Кати Соловьяновой, Ивана Голубца (Анапа), пер. Марьина роща (г. Москва), Карла Маркса (Армавир), магазинов, кафе, гостиниц (“Валентина”, “Людмила”, “У Кузьмича”, “Алиса”, “Дарья”, “Натали”).
8. Все вы любите петь песни. Вспомните и назовите строки из песен, связанные с именами собственными.
Например:
1) “Выходила на берег Катюша…”
2) “Ксюша – юбочка из плюша…”
3) “Утоли мои печали, Натали…”
4) “Шаланды полные кефали
В Одессу Костя приводил…”
5) “Стоит над горою Алеша…”
6) “Стюардесса по имени Жанна…”
Учитель: Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Часто используются в названиях картин собственные имена. Найдите в интернете такие картины (Васенцов “Аленушка”, Иван Царевич на сером волке”, “После побоища Игоря Святославича с половцами”, Тициан “Венера у зеркала”, Рембранд “Даная”, Леонардо да Винчи “Мона Лиза”).
Учитель: Подведем итог урока.
Домашнее задание.
- Рассказать об именах святых
- Причуды имен