Цель: построение знания о постановке тире в бессоюзном сложном предложении; формирование навыка постановки тире; развитие исследовательских умений видеть и формулировать проблему, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Мотивационный этап
Контекстная задача
- В экзаменационной работе выпускник школы написал русскую пословицу следующим образом: «Солнце – на лето, зима – на мороз». Комиссия не согласилась с такой расстановкой знаков препинания, предложив свой вариант: «Солнце на лето – зима на мороз». Как рассуждал выпускник, а как – экзаменационная комиссия?
- Выпускник считает, что внутри простого предложения ставится тире при пропуске сказуемого (оба простых предложения, входящих в состав сложного, - неполные, в них отсутствуют сказуемые, которые восстанавливаются по контексту). Как рассуждала экзаменационная комиссия, мы не знаем.
- Определите тип сложного предложения.
- Бессоюзное сложное.
Формулирование проблемного вопроса
Когда ставится тире в бессоюзном сложном предложении?
Этап построения нового знания
Учащиеся в парах наблюдают, сравнивают, делают вывод, заканчивают заполнение таблицы
Смысловые отношения между частями |
Что можно вставить между частями |
Примеры бсп с тире |
|
|
Он постучал – никто не ответил. |
|
|
Май холодный – год хлебородный. |
|
|
Я всегда ненавидел гостей у себя – теперь у меня полон дом. |
|
|
Подрывник зажёг шнур – он вспыхнул. |
|
|
Однажды он охотился за носорогом, выстрелил в него – зверь побежал. |
|
|
Посмотрит – рублём подарит. |
Вывод: тире в бсп ставится, если в первой части есть значение времени или условия, когда части противопоставлены, рисуют быструю смену событий, когда вторая часть имеет значение следствия, результата.
Сопоставление с культурным аналогом – чтение параграфа учебника
Составление и запись схемы в справочники (сопоставление со схемой в учебнике, вывод: наша схема полнее, чем в учебнике)
Этап применения
1. Заполните таблицу примерами
Тире в БСП
[время] – [ ] |
|
[ условие ] – [ ] |
|
[ ] – [ ] |
|
[ ] – [следствие] |
|
[ ] – [ ] |
|
[ ] – [ ] |
|
- Есть терпение – будет и умение.
- Делу время – потехе час.
- С умным поговорить – воды напиться.
- Обидит друг – ляжет камнем слово.
- Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.
- Недруг поддакивает – друг спорит.
- С другом друг бранится – недруг веселится.
- Игнат спустил курок – ружьё дало осечку.
- Кончил дело – гуляй смело.
2. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите, ставя нужные знаки препинания.
Все крыльями машут, но не все летают. Пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М.Горький) Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир. (Дж.Сантаяна) Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают. (Леонардо да Винчи) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов) Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только уменьши свою жадность. (К.Гельвеций)
3. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Определите смысловые отношения в сложных бессоюзных предложениях и объясните расстановку знаков препинания. Запишите, раскрывая скобки и расставляя нужные знаки препинания.
С лесом надо дружить. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает (не)дружелюбно и старается насолить им. Уж какой-нибудь (не)догляд да найдёт! Дырочка в сапоге нальёт ледяной воды. Ворот распахнут горсть колючей хвои за шиворот. Руками размахался сейчас (же) по рукам жгучей крапивой! И до тех пор будет шпынять, пока не узнаете его характер. (Н.Сладков)
4. Выразительно прочитайте отрывок. Укажите сложные предложения, имеющие бессоюзную связь. Объясните постановку тире и точки с запятой. Спишите, соблюдая пунктуационные нормы русского языка.
Родился я с любовию к искусству;
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке.
(А.Пушкин)
Этап рефлексии
- Как же рассуждала экзаменационная комиссия, поставив тире в предложении «Солнце на лето – зима на мороз»?
Учащиеся заканчивают фразу: «Сегодня на уроке я узнал…»