Урок-исследование "Тире в бессоюзном сложном предложении". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: Тире в бессоюзном сложном предложении


Цель: построение знания о постановке тире в бессоюзном сложном предложении; формирование навыка постановки тире; развитие исследовательских умений видеть и формулировать проблему, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Мотивационный этап

Контекстная задача

- В экзаменационной работе выпускник школы написал русскую пословицу следующим образом: «Солнце – на лето, зима – на мороз». Комиссия не согласилась с такой расстановкой знаков препинания, предложив свой вариант: «Солнце на лето – зима на мороз». Как рассуждал выпускник, а как – экзаменационная комиссия?

- Выпускник считает, что внутри простого предложения ставится тире при пропуске сказуемого (оба простых предложения, входящих в состав сложного, - неполные, в них отсутствуют сказуемые, которые восстанавливаются по контексту). Как рассуждала экзаменационная комиссия, мы не знаем.

- Определите тип сложного предложения.

- Бессоюзное сложное.

Формулирование проблемного вопроса

Когда ставится тире в бессоюзном сложном предложении?

Этап построения нового знания

Учащиеся в парах наблюдают, сравнивают, делают вывод, заканчивают заполнение таблицы

Смысловые отношения между частями

Что можно вставить между частями

Примеры бсп с тире

 

 

Он постучал – никто не ответил.
Настанет вечер – загорятся на небе звёзды.
В Москве ложатся спать – на Камчатке встают.

 

 

Май холодный – год хлебородный.
Напролом идут – волос не жалеют.
Лес рубят – щепки летят.

 

 

Я всегда ненавидел гостей у себя – теперь у меня полон дом.
Я писал – она читала.
На дворе палил зной – в доме было прохладно.

 

 

Подрывник зажёг шнур – он вспыхнул.
Синцов дал очередь – танкист исчез.
Кругом были болота – вечером наплывал туман.

 

 

Однажды он охотился за носорогом, выстрелил в него – зверь побежал.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

 

 

Посмотрит – рублём подарит.
Молвит слово – соловей поёт.
Больному словечко шепнул с любовью – вернул ему половину здоровья.

Вывод: тире в бсп ставится, если в первой части есть значение времени или условия, когда части противопоставлены, рисуют быструю смену событий, когда вторая часть имеет значение следствия, результата.

Сопоставление с культурным аналогом – чтение параграфа учебника

Составление и запись схемы в справочники (сопоставление со схемой в учебнике, вывод: наша схема полнее, чем в учебнике)

Этап применения

1. Заполните таблицу примерами

Тире в БСП

[время] – [        ]

 

[ условие ] – [       ]

 

[         ] – [        ]
противопоставление

 

[         ] – [следствие]

 

[       ] – [      ]
быстрая смена событий

 

[       ] – [       ]
сравнение

 

  • Есть терпение – будет и умение.
  • Делу время – потехе час.
  • С умным поговорить – воды напиться.
  • Обидит друг – ляжет камнем слово.
  • Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.
  • Недруг поддакивает – друг спорит.
  • С другом друг бранится – недруг веселится.
  • Игнат спустил курок – ружьё дало осечку.
  • Кончил дело – гуляй смело.

2. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите, ставя нужные знаки препинания.

Все крыльями машут, но не все летают. Пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М.Горький) Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир. (Дж.Сантаяна) Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают. (Леонардо да Винчи) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов) Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только уменьши свою жадность. (К.Гельвеций)

3. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Определите смысловые отношения в сложных бессоюзных предложениях и объясните расстановку знаков препинания. Запишите, раскрывая скобки и расставляя нужные знаки препинания.

С лесом надо дружить. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает (не)дружелюбно и старается насолить им. Уж какой-нибудь (не)догляд да найдёт! Дырочка в сапоге нальёт ледяной воды. Ворот распахнут горсть колючей хвои за шиворот. Руками размахался сейчас (же) по рукам жгучей крапивой! И до тех пор будет шпынять, пока не узнаете его характер. (Н.Сладков)

4. Выразительно прочитайте отрывок. Укажите сложные предложения, имеющие бессоюзную связь. Объясните постановку тире и точки с запятой. Спишите, соблюдая пунктуационные  нормы русского языка.

Родился я с любовию к искусству;
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке.
(А.Пушкин)

Этап рефлексии

- Как же рассуждала экзаменационная комиссия, поставив тире в предложении «Солнце на лето – зима на мороз»?

Учащиеся заканчивают фразу: «Сегодня на уроке я узнал…»