Урок-игра. Повторение. Лексика. 7-й класс. КВН юных филологов

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

познавательная:

  • повторить и закрепить пройденный материал в игровой форме;
  • выявить и устранить пробелы в знаниях учащихся.

обучающая:

  • использовать различные виды занимательного материала познавательного характера, активизировать творческие силы учащихся, их способности, научить правильно и уместно употреблять слова в речи, уметь пользоваться словарями.

развивающая:

  • способствовать развитию и повышению интереса к предмету;
  • развитие мышления и речи, слуховой и зрительной зоркости учащихся.

Задача: воспитательная: показать богатство русского языка, бережное отношение к слову, культуре речи.

Наглядности: фразеологический словарь, кроссворд, рисунки учащихся, сигнальные карточки, М-ка 5 кл. Раз. с.33, 66.

Межпредметная связь: литература.

ТСО: интерактивная доска.

I. Организационный момент:

  • приветствие;
  • цель и задачи урока: “Язык – зеркало культуры человека, общества”.

Класс делится на 2 команды: “Любители русского языка”, “Грамотеи”.

II. Обмен приветствиями команд. Чтение стихотворений о русском языке.

1 команда:

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

2 команда:

Люблю язык я русский…
На нем живые трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.

III. Слово учителя

- Уже у первобытных людей было желание рассказать о важных событиях своего племени. И они делали это с помощью рисунков на камне.

Работа с интерактивной доской. Угадай, что это значило? (Плуг, цветок, сандалия, солнце, глаз, жук)

IV. Разминка. (По рисункам учащихся ребята объясняют фразеологизмы)

1 команда.

1. Без пяти минут.

2. Брать быка за рога.

3. Брать за сердце.

4. В ежовых рукавицах.

5. Заблудиться в трех соснах

2 команда.

1. В огонь и в воду.

2. Сесть в калошу.

3. Волосы становятся дыбом.

4. Вставлять палки в колеса.

5. Гнаться за двумя зайцами.

V. Зрительный диктант. Работа с интерактивной доской.

Задание: прочитать, выписать фразеологизмы; дать толкование фразеологизмов.

Оказался молодцом, смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.

VI. Конкурс “В стране сказок”.

Домашнее задание: сочинить небольшую сказку о фразеологизмах, синонимах, антонимах (по выбору учащихся).

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа у доски.

- Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы. Подберите к данным фразеологизмам:

1 команда – антонимы.

Кот наплакал – куры не клюют

Слова не вытянешь – рта не закрывает

Дать маху – попасть в точку

Мухи не обидит – как кошка с собакой

2 команда – синонимы.

Хоть волком вой – хоть караул кричи

Со всех ног – во всю прыть

Ни зги не видно – хоть глаз выколи

На всех парах – во всю прыть

IX. Работа с сигнальными карточками. Игра “Умеете ли вы правильно использовать слова в речи?”

Задание: выберите одно слово из двух, данные в скобках (по 3 вопроса каждой команде).

  1. Концертный (абонемент, абонент).
  2. (Длинные, длительные) наблюдения.
  3. (Искусно, искусственно) рисовать.
  4. (Памятный, памятливый) разговор.
  5. (Сытно, сыто) пообедать.
  6. (Экономика, экономия) времени.

X. Кроссворд. (Составил ученик, который не принимает участие в КВНе).

По горизонтали:

  1. Все слова языка
  2. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют различное лексическое значение.

По вертикали:

  1. Слова, употребляемые жителями одной местности.
  2. Слова одной и той же части речи, но противоположные по лексическому значению.
  3. Слова одной и той же части речи, но одинаковые по лексическому значению.

XI. Самостоятельная работа учащихся. Работа с интерактивной доской.

XII. Задание: заполнить таблицу.

Фразеологизмы

Исконно русские Заимствованные Старославянские
Овчинка выделки не стоит Играть первую скрипку Без году неделя
Губы заговаривать Вавилонское столпотворение По образу и подобию
Попасть впросак Ахиллесова пята  
Еле-еле душа в теле В здравом уме и твердой памяти  

XIII. Подведение итогов. Награждение.

XIV. Вывод урока.

XV. Задание (дифференцированное) на дом.

XVI. Комментирование оценок.