Цели:
познавательная:
- повторить и закрепить пройденный материал в игровой форме;
- выявить и устранить пробелы в знаниях учащихся.
обучающая:
- использовать различные виды занимательного материала познавательного характера, активизировать творческие силы учащихся, их способности, научить правильно и уместно употреблять слова в речи, уметь пользоваться словарями.
развивающая:
- способствовать развитию и повышению интереса к предмету;
- развитие мышления и речи, слуховой и зрительной зоркости учащихся.
Задача: воспитательная: показать богатство русского языка, бережное отношение к слову, культуре речи.
Наглядности: фразеологический словарь, кроссворд, рисунки учащихся, сигнальные карточки, М-ка 5 кл. Раз. с.33, 66.
Межпредметная связь: литература.
ТСО: интерактивная доска.
I. Организационный момент:
- приветствие;
- цель и задачи урока: “Язык – зеркало культуры человека, общества”.
Класс делится на 2 команды: “Любители русского языка”, “Грамотеи”.
II. Обмен приветствиями команд. Чтение стихотворений о русском языке.
1 команда:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
2 команда:
Люблю язык я русский…
На нем живые трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
III. Слово учителя
- Уже у первобытных людей было желание рассказать о важных событиях своего племени. И они делали это с помощью рисунков на камне.
Работа с интерактивной доской. Угадай, что это значило? (Плуг, цветок, сандалия, солнце, глаз, жук)
IV. Разминка. (По рисункам учащихся ребята объясняют фразеологизмы)
1 команда.
1. Без пяти минут.
2. Брать быка за рога.
3. Брать за сердце.
4. В ежовых рукавицах.
5. Заблудиться в трех соснах
2 команда.
1. В огонь и в воду.
2. Сесть в калошу.
3. Волосы становятся дыбом.
4. Вставлять палки в колеса.
5. Гнаться за двумя зайцами.
V. Зрительный диктант. Работа с интерактивной доской.
Задание: прочитать, выписать фразеологизмы; дать толкование фразеологизмов.
Оказался молодцом, смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
VI. Конкурс “В стране сказок”.
Домашнее задание: сочинить небольшую сказку о фразеологизмах, синонимах, антонимах (по выбору учащихся).
VII. Физкультминутка.
VIII. Работа у доски.
- Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы. Подберите к данным фразеологизмам:
1 команда – антонимы.
Кот наплакал – куры не клюют
Слова не вытянешь – рта не закрывает
Дать маху – попасть в точку
Мухи не обидит – как кошка с собакой
2 команда – синонимы.
Хоть волком вой – хоть караул кричи
Со всех ног – во всю прыть
Ни зги не видно – хоть глаз выколи
На всех парах – во всю прыть
IX. Работа с сигнальными карточками. Игра “Умеете ли вы правильно использовать слова в речи?”
Задание: выберите одно слово из двух, данные в скобках (по 3 вопроса каждой команде).
- Концертный (абонемент, абонент).
- (Длинные, длительные) наблюдения.
- (Искусно, искусственно) рисовать.
- (Памятный, памятливый) разговор.
- (Сытно, сыто) пообедать.
- (Экономика, экономия) времени.
X. Кроссворд. (Составил ученик, который не принимает участие в КВНе).
По горизонтали:
- Все слова языка
- Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют различное лексическое значение.
По вертикали:
- Слова, употребляемые жителями одной местности.
- Слова одной и той же части речи, но противоположные по лексическому значению.
- Слова одной и той же части речи, но одинаковые по лексическому значению.
XI. Самостоятельная работа учащихся. Работа с интерактивной доской.
XII. Задание: заполнить таблицу.
Фразеологизмы |
||
Исконно русские | Заимствованные | Старославянские |
Овчинка выделки не стоит | Играть первую скрипку | Без году неделя |
Губы заговаривать | Вавилонское столпотворение | По образу и подобию |
Попасть впросак | Ахиллесова пята | |
Еле-еле душа в теле | В здравом уме и твердой памяти |
XIII. Подведение итогов. Награждение.
XIV. Вывод урока.
XV. Задание (дифференцированное) на дом.
XVI. Комментирование оценок.