Урок-исследование в 6-м классе по теме "Изобразительно-выразительная роль причастий"

Разделы: Русский язык


Обучающая цель:

  1. организовать наблюдение за ролью причастий в художественном тексте;
  2. совершенствовать умение находить и выделять причастные обороты;
  3. совершенствовать умения шестиклассников анализировать и редактировать текст;
  4. повторить стили речи.

Развивающая цель:

  1. активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о роли причастий в речи;
  2. развивать индивидуальные творческие способности учащихся, языковое чутье;
  3. создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
  4. учить сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.

Воспитательная цель:

  1. Воспитывать у учащихся чуткое отношение к родному языку;
  2. Содействовать развитию умения общаться между собой;
  3. Формировать навыки коллективного творчества.

Оборудование урока: Карточки с заданиями, словари, художественные тексты К.Г. Паустовского, В. Ардова, И. Соколова-Микитова.

Используемые технические средства: Персональный компьютер; мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Знакомство с темой и задачами урока.
  2. Работа с прозаическим и поэтическими текстами, в результате которой учащиеся приходят к выводу, что причастия – средства художественной изобразительности. Авторы с их помощью описывают цвет, действия, выражают своё отношение к изображаемому предмету. Причастные обороты делают художественный текст образным, красочным, помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.
  3. Анализ фрагмента В. Ардова «Суконный язык». Редактирование текста. Ученики отмечают, что сатирический эффект пародии создаётся при помощи намеренного нагромождения причастий, которые затрудняют восприятие.
  4. Работа с фразеологизмами . Фразеологическая синонимия. Построение предложений с фразеологизмами, в состав которых входят причастия.
  5. Дифференцированная работа по картине А. Герасимова «После дождя».
  6. Подведение итогов. Составление синквейна.
  7. Рефлексивно-оценочный этап. У учащихся формируются и развиваются умения анализировать собственную деятельность.
  8. Дифференцированное домашнее задание.

Ход урока

I. Слово учителя.

– Мы подошли к концу изучения темы « Причастие» и сегодня должны проследить, какую роль играют причастия и причастные обороты в нашей речи.Этот урок особенный, так как вы сегодня не просто ученики, вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте.

Вспомните, изобразительно-выразительные свойства каких частей речи они совмещают?

II. Работа с прозаическим текстом.

Класс разделен на три группы по уровню подготовки.

Ещё в детстве я полюбил зелёные высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчёлы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у оголённых корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие жёлтые листья. Идёшь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.

Задания

1 группа: Озаглавьте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Выпишите из текста причастия . Какие из них являются эпитетами?

2 группа: Выпишите причастные обороты. Какой ритм они создают? Объясните знаки препинания.

3 группа: Замените предложения с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Ответьте на вопрос: как причастия меняют текст?

III. Работа с поэтическим текстом

Меж р..деющих верхуш..к
Пок..залась синева.
Зашумела у опуш..к
(Ярко) ж..лтая л..ства.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся суч..к,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыж..к.
Стала ель в лесу заметней
Береж..т густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.

Задания

1 группа: Озаглавьте текст. Спишите, вставив пропущенные буквы. Подчеркните причастия.

2 группа: Определите стиль и тип речи. Спишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните причастия.

3 группа: Спишите, вставив пропущенные буквы, подчеркните причастия. Докажите, что использование в тексте причастий придает ему динамику и образность.

IV. Употребление причастий в речи.

– Внимательно прочитайте высказывание М.В. Ломоносова.

«Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов»

– О чем говорится в высказывании?

Всегда ли уместно употребление причастий?

V. Анализ текста В. Ардова «Суконный язык».

– Прочитайте фрагмент из фельетона Ардова «Суконный язык»

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а так же толкающиеся, пристывающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

– Что значит слово «суконный»?

Определите значение слова по Толковому словарю.

– Суконный язык – это невыразительная, бедная, неграмотная речь.

– При помощи чего создаётся сатирический эффект?

– Отредактируйте текст.

VI. Фразеологизмы, в состав которых входят причастия.

– Для какого стиля речи характерно употребление фразеологизмов?

Обоснуйте свою точку зрения.

Задания

1 группа: Назовите фразеологизм по его толкованию:

  1. Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).
  2. Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).
  3. Объединены чем-либо общим, неразрывным (одной веревочкой связаны).
  4. Суждено, предопределено (на роду написано).
  5. По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).
  6. Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни (из другого теста сделан).

2 группа: К данным фразеологизмам подберите фразеологизм-синоним.

  1. Сами с усами (не лыком шит).
  2. Два сапога – пара (одним миром мазаны).
  3. От чистого сердца (с открытой душой).
  4. Старого воробья на мякине не проведешь (стреляный воробей, тертый калач).

3 группа: С данными фразеологическими оборотами придумайте и запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

Как заведённая машина, как в воду опущенный, как вкопанный, как ужаленный, как выжатый лимон

VII. Работа с картиной А. Герасимова.

– Рассмотрите репродукцию картины А.Герасимова « После дождя».

– Что изображено на картине?

Задания

1 группа: Составьте и запишите словосочетания по картине А. Герасимова, используя причастия. (например: блестящую от дождя, упавшие лепестки, покрыт блеском)

2 группа: Составьте и запишите 5-6 предложений с причастными оборотами по картине А. Герасимова «После дождя»

3 группа: Напишите сочинение-миниатюру по картине А. Герасимова.

VIII. Подведение итогов.

Учитель: В результате исследований мы пришли к выводу, что употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и прозаики. Мы выяснили, что причастия изменяют текст, вносят в него дополнительные сообщения, придают динамику и образность, яркость описания. Причастные обороты создают мелодичность и особый ритм.

Краткость, точность и выразительность причастий сделали их незаменимыми помощниками не только художественного, но и научного и делового стилей, где мысль должна быть выражена максимально кратко, чётко и точно.

IX. Составление синквейна.

Причастие
Образное, красочное
Описывает, выражает, воздействует
Делает художественный текст образным
Выразительность

X. Рефлексивно-оценочный этап.

На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой я доволен/недоволен
Урок показался мне интересным / неинтересным
Материал урока был мне полезен/ бесполезен , интересен/ неинтересен
Домашнее задание мне кажется лёгким/ трудным

XI. Домашнее задание:

1 группа: Рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать словосочетания, используя причастия. Выполнить разбор словосочетаний.

2 группа: Рассмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Составить и записать 7-8 предложений с причастными оборотами.

3 группа: Написать искусствоведческое эссе по картине В.М. Васнецова «Алёнушка», используя причастия.