Урок-исследование "Союз как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Предметные:
    • раскрыть специфику союза как служебной части речи в сопоставлении с предлогом;
    • формировать умение применять общее понятие (часть речи) к анализу отдельного (союз) и единичного (конкретный союз);
    • познакомить со связующей функцией союзов в предложении и в тексте, их ролью в выражении отношений между грамматически равноправными членами предложения, частями сложного предложения и предложениями в тексте.
  • Метапредметные:
    • развивать умение использовать союзы в предложении и в тексте, необходимые в  смысловом стилистическом отношении.
  • Личностные:
    • текстовый подход к изучению частей речи способствует повышению речевой культуры учащихся, активизации их мыслительной деятельности;
    • воспитывает внимательное, бережное отношение к природе, любовь к Родине.

ХОД УРОКА

I. Объяснение нового материала

1. «Исследование» функций в тексте

Дыхание

Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.
Я стою под яблоней отцветающей – и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя. И нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше…
Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить!

А.И.Солженицын.

  1. Синтаксический разбор второго предложения и схема.
  2. Обозначить известные орфограммы, сгруппировать их (орф.-буквы; орф.-пробел; орф.: гласн., согл., ь; орф в корне, прист.,суф., оконч.).

2. Вопросы и задания:

  1. Сравните 2 текста без союзов и с союзами ( сначала текст читается без союзов)
  2. Подумайте, с какой целью употреблены союзы в тексте?
  3. Что связывают союзы?
  4. Составьте схемы предложений с союзами. Объясните знаки препинания в них:

А) 1), и 2), 3).
Б)  О, но О.
В)  1), который 2).

В результате анализа учащиеся приходят к выводу, что с помощью союзов связываются однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

3. Лингвистический эксперимент

Задание: Какой вывод о значении союза может сделать Дима, а вместе с ним и мы?

Представьте себе, что учащиеся 7 класса Дима и Коля поспорили.
– Ну зачем нам союзы? .Ведь можно обойтись без них. По-моему, главное: пиши их правильно, да запятые расставляй в предложениях с ними, – возмущается Дима.
– Нет, Дима, эти слова очень важны. А для этого проведем эксперимент. Попробуй в предложение «Вечером я читаю … смотрю телевизор» вставить разные союзы, и ты
Поймешь все их значение.
Проведем и мы вместе с Колей эксперимент и сделаем вывод о значении союза в речи. Учащиеся приходят к выводу о том, что при помощи союзов выражаются разнородные смысловые отношения: и (соединительные), или (разделительные), да (замкнутости), не то…не то( неопределенности), то…то(чередования), а также (сопоставления).

А теперь еще раз обратимся к тексту и к вопросу: Какое значение имеют союзы в тексте?
Отмечается, что с помощью союзов, выражающих различные смысловые отношения:
Временные, противопоставления, сопоставления – уточняется, конкретизируется смысл текста. Текст становится органичнее, стройнее. Учащимся сообщается, что ученые подсчитали: около 50% текста заполняют служебные части речи и слова, имеющие мало информации, следовательно, союзы очень важны в речи.

– Почему союз называют служебным словом? Сопоставьте его с предлогом, другой служебной частью речи. Вспомните план определения любой части речи, знакомый вам с 5 класса:

А) общее грамматическое значение,
Б) морфологические признаки,
В) роль в предложении.

В результате сопоставления составляется приведенная ниже таблица. (Таблица заготовлена  заранее, во время сопоставления выводы открываются постепенно). 

Сходство с предлогом

Различие с предлогом

1. Не обозначает предметов, действий,признаков, но выражает смысловые отношения. 1. Предлог выражает зависимость одного слова от другого. Союз связывает независимые однородные члены и предложения.
2. Не изменяется. 2. Предлог осуществляет связь с помощью окончания. Союз не осуществляет.
3. Не является членом предложения.  

4. Обобщите все, что вы знаете о союзе.

II. Работа с учебником

1. Вопросы:

А) сравните наше обобщение о союзе с определением учебника. О чем в учебнике не говорится? (Баранов М.Т. и  др. Русский язык: Учебник для 7 кл. средней школы. М., Просвещение, 2010);
Б) коллективная проверка определения ( работа в парах, рассказывают определения друг другу)

2. Работа над упражнением 313

Вопросы и задания:

А) прочитайте текст и определите его основную мысль;
Б) к какому стилю и типу речи относится текст? Каковы основные стилевые черты данного текста? Где он может применяться? Какова его цель?
Учащиеся отмечают точность, лаконичность, доказательность научного стиля. Это достигается и лексическими средствами (терминами), и использованием сложных предложений с союзами, подчеркивающими определенные отношения;
В) определите, что связывают выделенные союзы;
Г) спишите последнее предложение. Докажите, что «потому что» – союз. Например, «потому что» – союз,т.к. связывает части сложного предложения, с его помощью выражаются отношения причины, неизменяемое слово, не является членом предложения;
Д) постройте схему этого предложения;
Е) подберите к союзу в данном предложении синонимы из таблицы.

Союзы, выражающие причинные отношения.

потому что,                             ввиду того что                      ввиду
поскольку,                               благодаря тому что              благодаря
так как,                                    вследствие того что             вследствие
ибо                                          в силу того что                      в силу
в связи с тем что                   в связи
в результате того что            в результате

3. Исследование особенностей значения союзов с использованием таблицы

1. Какое общее значение имеют эти союзы?
2. Чем различаются? Какие союзы четко показывают причинную связь даже вне контекста?
3. От чего образованы эти слова?
С помощью учителя учащиеся отмечают, что эти союзы производные. В них осталось еще лексическое значение тех слов, от которых они образованы.
4. Вставьте в последнее предложение упражнения №313 союз «благодаря тому что».
Можно ли с помощью этого союза связать суждения в предложении?
Дополнения учителя: в данном предложении воспользоваться союзом «благодаря тому что» нельзя, т.к. лексическое значение этого слова нацеливает на положительный смысл главного предложения.
5. Какие из союзов нейтральны в стилистическом отношении?
6. Для какого стиля характерны остальные союзы?

4. Объяснительный диктант

Задание. Чем различаются выделенные слова? Докажите их принадлежность к определенным частям речи. Объясните постановку знаков препинания.

А) Ввиду предстоящего матча шахматисты усиленно тренировались.
Б) Ввиду того, что скоро состоятся соревнования, спортсмены увеличили время на тренировки.
В) Имейте в виду, у каждого гроссмейстера всегда есть запасные варианты.

III. Итоги урока

– Что нового узнали на уроке?
– Что такое союз?
– С какой целью мы употребляем союзы в речи?

IV. Домашнее задание:

П.54, упр.315. К какому стилю и типу речи относится текст? Подготовьте выразительное чтение текста