Цель: организация исследовательской деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Различение приставки НИ, частицы, НИ, союза НИ», в результате чего учащиеся будут знать определения морфемы, частицы, союза и их роли в словообразовании и предложении, уметь различать приставку НИ, частицу НИ, союз НИ-НИ, применять полученные знания на практике.
1. Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Какая игра сейчас пользуется популярностью среди молодежи? КВЕСТ. Квест – слово английское. Так называется приключенческая игра, во время которой герою приходится разгадывать загадки и головоломки. Вот и мы на уроке пройдем квест.
2. Актуализация знаний
Первая загадка: что бы это значило?
Совершенно верно, только речь пойдет о повторяющемся союзе НИ-НИ.
3. Целеполагание. Постановка проблемы
Посмотрите на схему и сформулируйте проблемный вопрос квеста.
Как … различить приставку НИ, частицу НИ, союз НИ_НИ?
4. Поиск путей решения
Правильно, а значит тема урока: Различение приставки НИ, частицы НИ, союза НИ. Запишите ее в тетрадь и назовите задачи урока.
- Дать определение приставки, частицы, союза.
- Научиться различать их.
- Применять полученные знания на письме.
5. Решение проблемы
1. Давайте вспомним, что такое приставка, частица, союз.
Приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и образует новые слова.
Следовательно, пишется … слитно
Частица - это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения или служит для образования форм слова.
Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов, простых предложений в составе сложного и связи предложений в тексте.
2. Вторая загадка: что зашифровано на картинке? Это может быть фразеологизм или фраза
Объясните написание элемента НИ в этих выражениях.
- Ни – это частица, служит для усиления отрицания
В каком еще случае мы напишем частицу НИ?
- Для выражения утверждения после слов кто, как, что, куда и т.п. (Куда ни взглянешь, всюду просторы)
- В односоставном предложении, если пропущено отрицательное сказуемое (На небе ни облачка)
- Ни – это союз в устойчивом словосочетании
В каких синтаксических конструкциях мы еще встретим союз НИ-НИ?
- В ПП для связи однородных членов.
- В ССП для связи ПП в составе СП.
- Ни – это приставка в отрицательном местоимении и наречии.
Когда НИ пишется раздельно?
- С отрицательными местоимениями, если есть предлог (ни с кем, ни у кого).
И это уже что: приставка или частица?
- Частица
3. Третья загадка: прослушайте текст. Определите, к какому жанру он относится.
Дерево
Увидя, что топор крестьянин нес,
«Голубчик», Деревцо сказало молодое:
«Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес,
Я не могу расти в покое:
Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы,
Такие надо мной он сплесть изволил своды!
Когда б не от него расти помеха мне,
Я в год бы сделалось красою сей стране,
И тенью бы моей покрылась вся долина;
А ныне тонко я, почти как хворостина».
Взялся крестьянин за топор,
И Дереву, как другу,
Он оказал услугу:
Вкруг Деревца большой очистился простор;
Но торжество его недолго было!
То солнцем дерево печет,
То градом, то дождем сечет,
И ветром, наконец, то Деревцо сломило.
«Безумное!» ему сказала тут змея:
«Не от тебя ль беда твоя?
Когда б, укрытое в лесу, ты возрастало,
Тебе б вредить ни зной, ни ветры не могли,
Тебя бы старые деревья берегли;
А если б некогда деревьев тех не стало,
И время их бы отошло:
Тогда в свою чреду, ты столько б возросло,
Усилилось и укрепилось,
Что нынешней беды с тобой бы не случилось,
И бурю, может быть, ты б выдержать могло!»
И.А.Крылов
Да, это басня И.А.Крылова «Дерево».
В чем заключается мораль этой басни?
- Не стоит пренебрегать советами старших. Пройдет время, и их уже не будет в живых. Но с нами останется их мудрость, которая поможет в жизненных ненастьях.
Найдите предложения с НИ, определите НИ как часть речи. Аргументируйте свой выбор.
В 1 случае НИ-НИ – это повторяющийся союз, потому что связывает простые предложения в составе ССП.
В 2 случае НИ – это повторяющийся союз, потому что связывает однородные подлежащие.
4. Загадка 4: заполните таблицу
|
|
морфема |
|
|
раздельно |
|
|
|
|
|
В этот темный подвал не проникает ни солнца луч, ни свет начавшегося дня. |
5. А теперь обратимся к учебнику и проверим, к правильным ли выводам мы пришли.
Чтение материала пар.
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
1 группа. Выполните тест
1. В косвенном падеже отрицательных местоимений с предлогами НИ пишется:
а) слитно,
б) раздельно,
в) через дефис.
2. В каком случае НИ пишется раздельно?
а) (ни)где,
б) (ни)чей,
в) (Ни) калина не растет меж ними, (ни) трава не зеленеет
3. В каком случае НИ пишется слитно?
а) не видно (ни)деревца, (ни)кустика,
б) (ни)что не тревожит,
в) не слышно (ни)звука.
4. В каком случае НИ пишется слитно?
а) (ни)(с)кем,
б) (ни)тебе, (ни)мне не дали.
в) (ни)сколько.
2 группа. Заполните таблицу. Обратите внимание, что граф в таблице 3, а предложений 4
|
Частица |
Союз |
|
|
|
Нет (н..)деревца на улице.
(Н…) в реках, (н…) в озёрах не бывает такой
чистой воды, как в родниках.
Я (н..)кому (н..)когда (н..)поверю что есть на нашей земле места
скучные и (н..)дающие (н..)какой пищи (н..)глазу (н..)слуху
(Ни)кто не мог и подумать.
3 группа. Корректор (исправьте ошибки)
Негде не было видно не воды, не деревьев.
Соловей любит петь в густых зарослях, чтобы его некто не видел.
Не один не колыхнётся на берёзках лист.
Не звёзд блестящих, не луны на небе нет; и тишины ночной никто не нарушает.
Куда бы нас не бросила судьбина, и счастие куда б не повело, все те же мы…
Проверка