Урок-исследование "Притяжательные местоимения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познакомить учащихся со смысловыми и грамматическими особенностями притяжательных местоимений, повторить такое языковое явление как инверсия;
  • Развивать умение исследовать новый материал, находить самостоятельно отличительные признаки явления, делать выводы; развивать языковое чутье;
  • Воспитывать любовь к родному Астраханскому краю, к городу Астрахани, отметившему 450-летний юбилей, обращаясь к произведениям поэтов-астраханцев как материалу для лингвистического исследования.

Учебник: «Русский язык» 6 класс, под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А., Москва «Дрофа»2000 г.

Оборудование: листы с дидактическим материалом, таблица (на доске).

Ход урока.

I. Орфографическая пятиминутка (задание на доске).

Проб_раешься по узкой тропинк_, в осенн_ю (не)нас(?)ную пору, звуки пастуш(?)его рожка, восхищаеш(?)ся чудес(?)ной картиной, разд_ваться в вечерн_м воздух_, насл_ждаться птич(?)им пением, ле_к_м лебяж(?)_м пухом, горяч_ летн_ со_нца.

- Обозначьте орфограммы.
- Найдите притяжательные прилагательные. Каковы их отличительные признаки?
- Что обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Как изменяются?

II. Повторение.

- Что такое местоимение?
- Как изменяются местоимения?
- Чем могут быть в предложении?

III. Определение цели.

- Мы изучаем часть речи – местоимение.

- Задача нашего урока: повторить сведения о притяжательных прилагательных, исследовать особенности притяжательных местоимений, установить их сходства и различия с притяжательными прилагательными. А материалом для нашего исследования будут служить строки из стихотворений поэтов-астраханцев о нашем крае, о нас.

IV. Итак, первое задание для исследования.

Лист 1.

 

1) Страна предутренней прохлады …
Так это ж мой лебяжий край.
Волго-Каспийская Эллада,
Живой, невыдуманный рай.
С.Танюшкин

2) Астрахань, Астрахань,
Белый мой город,
Я связан навеки с твоею судьбой…
Люблю земляков речь,
Грусть нежных разлук, радость встреч…
И в лотосном нашем краю
Тебе этот вальс я дарю.
В.Ерофеев

3) Танцуют ивы на заплесках,
На расшалившейся волне,
На кронах заревые блестки,
А уж в моих зрачках - вполне…
С.Танюшкин

4) Века летят быстрее бега динго,
Найдя забвенье в мареве реки.
Цветет мой лотос – пламенный фламинго,
Расправив свои крылья – лепестки.
Г.Подольская

5) Волну за волной,
Как строку за строкой,
Норд-вест настилает на берег.
- Скажи, побережье, ты любишь покой
Иль шквалами жизнь свою меришь?
Б.Шаховский

6) Старый город.
Мне другого и не надо
Лишь бы видеть твой загар.
Видеть пестрые Исады
И Татарский твой базар.
Знал «Вулкана» я барокко,
И «Модерн» знал, и «Олимп».
Сердце я свое до срока
Здесь любовью опалил.
Ю.Кочетков

7) Не ведал ни счастья, ни ласки
Наш город, дремавший в пыли.
И только манящие сказки
О нем по России плели.
Б.Шаховский

ВСПОМНИ !

Инверсия – обратный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный смысл.

- Выпишите из стихотворений, помещенных на I листе, словосочетания.

<------------ х
местоимение + существительное

- Примечание. Что такое инверсия?

в моих зрачкахсвою жизнь
мой городсвой листья
моих земляковсвое сердце (В.п.)
наш городтвой загар
в нашем краютвой базар
с твоей судьбой
Сравни: этот вальс

- На какие вопросы отвечают эти местоимения?
- Какое местоимение не отвечает этому условию?
- Определите грамматические признаки каждого местоимения, его синтаксическую роль.

Сделаем выводы : притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? и т.д., изменяются по родам, числам и падежам, в предложении являются определением.

V. Второе задание.

1) Ах, какая луна за околицей,
Как колдует баянная рать!
Если сердце
От счастья расколется,
Я не стану его собирать.
Из его неприметных осколков
В очень дальний отсюда год
На одном из вечерних просёлков,
Может, песню
Мой внук подберет.
Б.Шаховский

2) Я лишился привычного лика,
Как родителя вновь потерял,
Перестала манить ежевика,
И её ствол упавший примял.
С.Танюшкин

3) Полынью синею голубит…
И хоть жарки её дары,
Так жарко астраханцы любят,
И так тепло от той жары!
Г.Подольская

4) А где же тропы у причала? –
Репейником все поросло…
Да и бударок уж не стало -
Их половодьем унесло?!
С.Танюшкин

5) Бакен.
К якорю прикованный, не сетуй:
Твой неподвижный быт – не их вина,
Безопасный путь им посоветуй,
И тебе помашут из окна.
Б.Шаховский

6) Я от него пошел день ото дня,
А море шло, и шло, и шло за мною.
М.Луконин

7) Белый Кремль астраханский –
Вечности часы,
Сердцу трепетно и жарко
От его красы.

- Выпишите из стихотворений словосочетания по колонкам.

 

<--------- хх --------->
местоимение + существительное глагол + местоимение
глагольная форма

Сделаем вывод (справка на стр.228)

- К какому разряду относятся местоимения 2-го столбика?
- Какую роль выполняют в словосочетаниях 1-го столбика?
- Какова их синтаксическая роль? В чем различие?
- Понаблюдайте за изменением личных местоимений с предлогом. Занесите наши наблюдения в таблицу.

Отличие личных местоимений его, её, их от притяжательных местоимений его, её, их.

Личные местоимения Притяжательные местоимения
1. Отвечает на вопросы косвенных падежей.
2. В предложениях являются дополнением.
3. После предлога появляется начальная буква «н».
- Спросил его
- Спросил у него
1. Отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
2. В предложениях являются определением.
3. После предлога начальной «н» нет.
- Спросил его отца
- Спросил у его отца

VI. ЗАПОМНИ!

Их сын, их дом (не «ихий» !).

VII. Обобщите все полученные результаты, сделав морфологический разбор.

Белый мой город, я связан навеки с твоею судьбой.
В.Ерофеев

  1. (С) твоею (судьбой)
  2. Н.ф.-
  3. Постоянные признаки –
  4. Непостоянные признаки –

VIII. Заключительный этап.

- Учимся употреблять притяжательные местоимения в тексте.

Напишите сочинение – миниатюру или несколько предложений на тему «Мой край».

Д.з. п.44 упр. 517

Используемая литература.

1. "Где Волга прянула стрелоую..." (Астрахань поэтическая), Астрахань, 1995 г.