Цель урока: знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности
Задачи урока:
- знать значения безличных глаголов;
- знать формы безличных глаголов;
- уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
- уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
Используемое оборудование:
- Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.
- Карточки и инструкция для исследования.
- Карточки для самостоятельной работы
Ход уроков
1. Организационный момент и вступительное слово учителя.
Первый урок начинается со вступительного слова учителя, который читает эпиграф (Презентация, слайд 1 – Приложение 3) урока, высказывание К.Г. Паустовского: «Богатство русского языка неизмеримо».
– Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. « В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие!» – говорил писатель А. Югов.
И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить цель и задачи исследования. Предметом исследования на уроке является глагол, а объектом - карточки с фрагментами поэтических текстов.
Обратимся к текстам 1, 2 (Презентация, слайд 2).
2. Работа в группах – наблюдение и анализ языкового материала
Обучающимся раздаются инструкция по проведению анализа языкового материала и карточки с текстами 1, 2. (Приложение 1)
Сначала ученики выразительно читают тексты, выясняют темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут. Потом дети приступают к исследованию глаголов. Знания на уроке не даются в готовом виде, в ходе обсуждения в группах ученики приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе, при таком глаголе нет подлежащего, предложение односоставное. (Эти наблюдения должны быть зафиксированы в карточках)
Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.
3. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.
3.1. Учитель обращается к классу с вопросом о том, о каких глаголах предстоит узнать больше?
Вместе с учениками определяется тема урока – «Безличные глаголы», ставятся цель и задачи (Презентация, слайды 3, 4, 5).
3.2.Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить значения безличных глаголов. Анализируется текст 3 (Презентация, слайды 6).
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)
Задания:
- прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;
- найдите главные члены предложения;
- какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы). Почему?
- сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы, различные состояния и переживания человека).
Эти наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики проводят обсуждение в группах, затем выступают перед одноклассниками. Выступления оцениваются коллективно
3.3. Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить формы безличных глаголов.
Задания:
- определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
- попробуйте подобрать другие формы.
Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.
4. Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.
На экране – слайд 7 презентации. Обучающимся предлагаются предложения:
Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.
Задания:
- сравните предложения (найдите главные члены предложения);
- установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;
- определите форму данных глаголов;
Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.
5. Индивидуальное исследование.
Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (7 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.
Нивы сжаты,
рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось... (С. Есенин) |
Инструкция для выполнения работы. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. 5.Укажитеформу употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы. |
Выводы: ………
Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).
Результаты фиксируются и представляются классу.
6. Слайд 8.
В сильном классе уточняются разные степени безличности в русском языке.
Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают:
- явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
- физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит; Мечтается; Не верится;
- состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;
- чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
- долженствование: Не надо ссориться;
- бытие, существование: Не было времени.
Глагольное безличное сказуемое – понятие более широкое, чем безличный глагол.
7. Подведение итогов работы.
Задание:
- расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях в ходе исследования;
- убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?
8. Творческая работа.
Слайд 9. Обучающиеся знакомятся с высказыванием Д.С. Лихачева: «Учиться говорить и писать нужно всё время»
Учитель говорит о том, что предстоит ученикам составить текст самим, используя безличные глаголы. В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Самый известный художник И. И. Левитан – один из самых любимых и признанных русских пейзажистов. С творчеством этого мастера в русскую живопись вошло понятие пейзажа-настроения. Не менее замечательное полотно – картина Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 10).
Задания:
- попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных;
- озаглавьте свою работу;
- помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека.
По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной.
Выполненные работы прочитываются в классе
Слайды 10, 11 – примерное сочинение
Однажды перед изумленным взором ребят во всей своей захватывающей красоте предстал величественный осенний пейзаж.
Они увидели изумительно чистые краски ранней осени: мягкую пожелтевшую зелень лугов и золото деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серо-зеленых и желто-розовых тонах небо.
Ребятам долго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях.
Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.
Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.
9. Домашнее задание:
Рассказывать о безличных глаголах
Закончить написание сочинения.
Попробовать сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений, где есть безличные глаголы.