25-летию Ангарского педагогического колледжа посвящается…
В сегодняшнем демократическом, свободном обществе для нас, педагогов, открылись огромные возможности для выбора вариантов, подходов, моделей и технологий обучения. Освоение приемов проектирования урока и импровизации ситуаций его проведения в реальном режиме организационно-деятельностной игры является не только одним из возможных вариантов презентации данных технологий, но и способом представления результатов профессиональной самореализации педагога.
В условиях Ангарского педагогического колледжа урок - импровизация позволяет студентам, будущим учителям русского и литературы, имитировать в учебном процессе собственную деятельность и деятельность учащихся в режиме моделируемого урока (15-20 минут). Это отражают представленные ниже конспекты на тему “Вводные слова” (5 кл.), который был реализован студенткой колледжа в рамках конкурса “Студент года” и “Летописание” (8 кл.), а также в материалах приложения: конспекты уроков - импровизаций по русскому языку и литературе по темам “Словообразование” (6 кл.); “Житие Александра Невского” (8 кл.)
Как показала практика, использование урока-импровизации целесообразно непосредственно на занятиях по методике преподавания, также в ходе педагогической практики. Такое “жизненное” (по определению В.И. Загвязинского) обучение позволяет студентам видеть перспективы своей педагогической деятельности, планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей, отбирая для этого эффективные средства. Например: в приведенных конспектах - музыкальное сопровождение (“Ростовские звоны”); использование Летописи колледжа (организованного в 1981 году как педагогическое училище, но уже имеющего богатую историю, запечатленную в “рукописных” источниках) как одного из способов для развития познавательных, эмоционально-волевых процессов и личностных свойств, качеств “учащихся”, продуктивного приема, позволяющего каждому “ученику” стать творческой личностью, вписывающей свою страницу в летопись страны; компьютерные технологии.
Целью уроков – импровизаций является создание условий для личностно-профессиональной самореализации студентов, актуализации их психолого-педагогической и методической компетентности.
Как следствие, задачами - определение уровня сформированности у будущего педагога умения ориентироваться в условиях импровизации; реализация творческого потенциала, лингвистических и литературоведческих навыков студента.
Алгоритм совместной работы студента и преподавателя по подготовке к проведению уроков – импровизаций включает в себя ряд этапов:
- выбор темы, определение целеполагания;
- разработка творческого замысла урока-импровизации;
- обсуждение и отбор содержания;
- определение средств и путей развития у учащихся положительной мотивационной установки к работе на уроке;
- выделение удачных “сценических” решений организации и проведения импровизации;
- конкретизация оснащения урока необходимым наглядным и дидактическим материалом;
- разработка конспекта урока-импровизации.
Оценка качества проектирования и реализации урока-импровизации определяется по следующим критериям:
- Направленность цели и содержания на создание положительной мотивационной установки обучающихся к обучению.
- Уровень конкретизации студентом цели и задач учебно-воспитательной деятельности с учетом темы, цели занятия и возрастных особенностей “учеников”.
- Целесообразность отбора содержания в рамках реализации цели, задач, используемой программы.
- Оптимальность выбора форм, методов, средств организации учебной деятельности в соответствии с поставленными задачами.
- Направленность методов и приемов на учет и развитие психических процессов и личностных качеств “учащихся”, их активизацию.
- Эффективность реализации контрольно-диагностического подхода к работе (достижение обратной связи).
- Итоговая завершенность урока.
Критерии оценки уровня и качества личностно-профессиональной самореализации студентов:
- Творческий подход к проектированию и реализации импровизации.
- Уровень реализации интеллектуальной инициативы студента на уроке.
- Мобильность и умение перестраиваться в зависимости от уровня работоспособности и эмоционального настроения аудитории (нестандартность, находчивость, юмор).
- Артистизм, культура “преподнесения” себя.
- Культура речи и стиль поведения студента – будущего учителя.
В заключение считаем важным акцентировать внимание на том, что подготовка и проведение импровизации, аргументирование и защита студентами вариантов решения в ее процессе той или иной педагогической ситуации, на наш взгляд, способствуют созданию и реализации замысла урока, окрашенного творческой энергией и самобытностью каждого студента.
Тема урока: Вводные слова (5 кл.)
Цели:
- выявить опознавательный признак пунктуационно-смыслового отрезка (вводное слово); выработать умение видеть вводные слова в предложении, правильно интонировать их, выделять знаками препинания на письме;
- научить учащихся составлять целое из отдельных частей, комбинировать, сравнивать;
- развивать положительную мотивацию деятельности учащихся при осмыслении синтаксического понятия.
Ход урока
Представьте себе, ребята, что слова русского языка принесли в одну громадную комнату и сложили в бесформенную груду. И теперь их надо расставить так, чтобы каждое слово оказалось на своем месте. Сможем ли мы это сделать? Что для этого нужно? Да, для этого нужны умелые люди, знающие грамматику, настоящие исследователи, будущие исследователи языка, любящие русский язык. А мы можем стать такими людьми? (рассуждения учащихся)
Сегодня мы будем исследовать очень интересную и трудную тему. Ваши папы и мамы учили ее в 9 классе, но ученый – методист В.В. Бабайцева считает, что вы, ребята, уже в 5 классе можете анализировать такие сложные вопросы.
Тема нашего урока: “Вводные слова”. И сегодня мы должны выяснить, что такое вводные слова, являются ли они членами предложения или не являются, в какой части предложения они могут находиться, выделяются ли они знаками препинания, меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.
Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран. Перед нами отдельные слова. Попробуйте составить из них предложение.
счастью стремятся к все люди
Все люди стремятся к счастью
Докажите, что это действительно предложение. (Содержит законченную мысль. Интонационно оформлено. Есть грамматическая основа.)
Ваше доказательство абсолютно верное. Вы знаете главные признаки простого, повествовательного, невосклицательного, распространенного предложения.
Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно.
Бесспорно, наверное, возможно, к счастью, к несчастью, к радости.
Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения?
Попробуем поставить его в середину.
Все люди, возможно, стремятся к счастью.
Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? (отсоединяются запятой). Как вы думаете, почему?
Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения. (дети встают и производят разбор). Что мы выяснили? (к вводным словам нельзя задать вопрос, оно несет дополнительную информацию, но членом предложения не является). Подчеркиваем его особо. (+++).
Итак, ребята, мы достигли первой цели нашего исследования: выяснили, что вводные слова не являются членами предложения. В таком случае нужно определить роль вводного слова в предложении.
Наше исследование продолжается. Теперь попробуем определить, какими словами в предложении можно передать свои чувства? Если чувство неуверенности, то какое вводное слово мы используем? (наверное, возможно). А если уверенность? (бесспорно) А если сильные чувства? (к радости, к счастью).
Значит, какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают? (выводы учащихся)
Мы выяснили еще одну особенность вводных слов.
У вас, как у настоящих исследователей, хорошо развито чувство языка.
Наверное, это и имела в виду В.В. Бабайцева, потому что вы сделали тот же вывод, который имеется в вашем учебнике. Прочитайте этот вывод! (Страница учебника указывается).
“Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказыванию: уверенность, неуверенность, радость”.
Как вводные слова ведут себя в предложении? (отделяются запятой). Вы сделали правильный вывод.
Вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.
Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали!
Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих ….
Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью.
Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью.
Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения.
А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным? Спасибо за версии.
Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось.
К счастью, мы быстро решили трудную задачу.
Ведь мы - умелые конструкторы предложений!
Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам, используя другие вводные слова:
[ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ].
Изменился ли при этом смысл предложения?
Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод: вводные слова могут находиться в разных частях предложения, не меняя его смысл, но в любом случае выделяются запятой.
И сейчас я хотела бы узнать, как каждый из вас усвоил эту тему. Для этого предлагаю небольшой тест, с которым, я уверена, вы справитесь, т.к. на сегодняшнем уроке вы были очень активными исследователями русского языка, и индивидуальную работу для (называю фамилию ученика, который проявил особый интерес к теме), потому что во время урока я и вы, наверное, тоже почувствовали его особый интерес к исследованиям.
Ему надо будет исследовать, являются ли выделенные слова вводными и уместно ли они использованы в предложениях. (Короче, это задание мне понятно. Он, типа того, совсем запутался. А я, такая, уже выполнила задание.)
А у вас на столах лежат перфокарты. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.
Да |
Нет |
- Мир кажется мне книгой.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
- Выглядит он, правда, неважно.
- Миша, разумеется, решил задачу.
Уберите перфокарту и соедините точки. У вас должна получиться вот такая линия.
А теперь мы посмотрим, как …. отредактировал предложения.
Спасибо … , ты хорошо справился со своим заданием.
Молодцы! Закрепить знания вы сможете, тщательно работая над домашним заданием.
Домашнее задание: Составить предложения, в которых одно и то же слово может быть и членом предложения, и вводным словом. (Например: к радости и бесспорно)
ВЫВОД:
Итак, сделаем вывод. С каким синтаксическим явлением мы познакомились сегодня на уроке? В каких частях предложения могут находиться вводные слова? Что они выражают? Как выделяются на письме?
Я уверена, вы можете стать настоящими исследователями – лингвистами.
Тема урока: Летописание (8 кл.)
Цели:
- раскрыть особенности летописных произведений, представить жизнь людей того времени;
- учить сопоставительному анализу, развивая устную речь, логическое и образное мышление;
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма;
Ход урока
I. Звон колоколов…
- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Сегодня мы обратимся к очень интересной теме – летописание. Наша с вами задача сегодня – попытаться раздвинуть границы времени и представить себя в том времени, когда жили древние славяне. Для этого представьте себе, что мы переводим стрелку часов назад, но не на час, как мы сделали это недавно, а на десять веков. Я уверена, что вы с легкостью это сделаете, если будете внимательны на уроке, если будете анализировать отрывки древнерусских текстов. Итак, переводим стрелки… Мы оказались в Древней Руси..
Оглядимся вокруг, что мы видим? Старинный город на берегу широкой реки? Небольшие поселения? А я вижу высокую каменную стену монастыря. Заглянем внутрь? Там, в маленькой келье, сидит монах, он склонился над страницей огромной книги, в руке у него скрипит гусиное перо, он пишет летопись…
Сегодня мы попробуем проникнуть сквозь толщу веков, заглянем через плечо летописцу и посмотрим, о чем же он пишет, какие проблемы его волнуют, как он описывает свое время и былое, о каких людях делает он записи в своей летописи.
Сегодня мы на время превратимся в исследователей летописи, а чтобы провести исследование, нужно не только читать строки летописи, но видеть и то, что написано между строк. ( учитель читает отрывок из “Бориса Годунова” А.С. Пушкина)
Еще одно, последнее сказанье,
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду,
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые запишет он сказанья.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Жанр летописи развивался на Руси в течение семи веков. За это время было создано огромное количество летописей, какого не знала даже европейская литература.
(Учитель раздает детям “свитки” с текстами из летописи).
К сожалению, до нашего времени сохранились немногие. Самая древняя, дошедшая до нас - “Повесть временных лет”. Создана она Нестором – летописцем, образ которого вы можете представить по пушкинским строкам, которые я только что прочитала.
Сегодня на уроке мы прочитаем основные отрывки из этой летописи, анализ этого произведения поможет нам почувствовать атмосферу Древней Руси, поможет представить жизнь людей того времени. Мы с вами должны представить себе образ человека Древней Руси.
Один из первых отрывков, включенных в “Повесть временных лет”, описывает расселение славян. Вы уже знакомы с содержанием этого отрывка, и теперь ответьте на вопросы.
- Где жили славяне?
- Почему так назывались племена славян?
- Чем этот отрывок может быть интересен нам, современным читателям? (следуют ответы на вопросы и, может быть, объяснения фамилий, если их “корни” от названий тех мест, где селились дальние предки).
Также в “Повесть временных лет” включено и “Сказание о Никите – Кожемяке”.
- Знаком ли вам герой этого сказания?
- Откуда он вам знаком?
- Как герой сказки мог очутиться в летописи?
- Какие фольклорные традиции увидели вы в сказании? (рассуждения учащихся).
Также в летопись вносили произведения, написанные князьями, правившими в то время. Прочитав эти отрывки, мы можем узнать, какие заботы были у древнерусских правителей. Мы познакомимся с двумя такими произведениями. Одно из них написано Владимиром Мономахом, а другое – Ярославом Мудрым.
Владимир Мономах создал свое знаменитое “Поучение детям”.
- Чему учил Мономах детей?
- Какие Евангельские заповеди вы увидели в “Поучении”?
- Можно ли сказать, что сейчас “Поучение” Мономаха устарело?
- Как вы думаете, а до Мономаха родители учили этому своих детей? (рассуждения учащихся).
Ярослав Мудрый создал “Похвалу книгам”.
- Какое было отношение к книгам в Древней Руси?
- С чем сравнивает Ярослав Мудрый книги? Согласны вы с его сравнением? (ответы учащихся)
Ребята, вы понимаете, что эти произведения были написаны очень давно, и язык тогда был другим. Книги писались на древнерусском языке. Мы с вами читаем переводную литературу. Но я хочу, чтобы вы послушали отрывок на старославянском языке.
(Учитель читает отрывок “О пользе книг” на древнерусском языке)
О ПОЛЬЗЕ КНИГ
Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрътаемъ и въздержажанье от словесъ книжных. Се бо суть ръкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть…Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прильжно, то обрящеши велику ползу души своей. Иже бо книгы часто чтеть, то бесьдует с богомь, или святыми мужи. Прочитая пророческыя бесьды, и еуангельская ученья и апостолская, и житья святыхъ отець, въсприемлеть души велику ползу.
- Ребята, мы с вами хорошо поработали, проанализировали отрывки из летописи, а теперь давайте поиграем.
Игра “Что лишнее”.
- Летописец, работал, окружал себя нужными вещами, а что не могло оказаться на рабочем столе летописца? Почему? (На столе стоит чернильница с пером, свеча, икона и сотовый телефон, счетная машинка и др.).
- Мы увидели, какие вещи окружали летописца, а как выглядел он сам? Образ летописца вдохновлял многих художников, скульпторов. Было создано большое количество скульптур, картин, одна из них принадлежит кисти художника В.М.Васнецова. Посмотрите внимательно на картину и опишите летописца. (Дети рисуют словесный портрет летописца)
- Теперь, подводя итог нашего урока, я вижу, что вы смогли раздвинуть границы времени и увидеть прошлое. А теперь еще немного побудем в прошлом, в этом нам помогут “волшебные зеркала”. (Учитель раздает детям небольшие зеркальца)
- Посмотрите внимательно в это зеркало и представьте, что там вы видите не свое симпатичное личико, а лицо своего давнего предка, который жил 10 веков назад, в то время, о котором мы сегодня беседовали. Каким вы его видите? Опишите его. (Дети предлагают свой вариант описания).
- Теперь уберем зеркало, вернемся опять в XXI век. Ребята, вы знаете, что в наше время тоже ведутся своеобразные летописи. Есть такая летопись и у нашей школы. В ней собраны самые значительные события из нашей истории. Это не только записи, но и фотографии. (Учитель фотографирует детей)
- Эту фотографию мы обязательно поместим на страницы нашей летописи.
Я надеюсь, что вы оставите значительный след в летописи не только нашей школы, но и нашей страны.
Литература
- Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах - М.,1996.
- Кан-Калик В.А.,Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы школе. Учебное пособие для студ. пед. инст.-М.:Просвещение,1988.
- Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа: Учебное пособие для студ. пед. институтов - М.:Просвещение,1984.
- Поташник М.М. и др. Педагогические ситуации - М.,1983.
- Пути обновления содержания литературно-художественного образования в открытой школе/под.ред.Т.Г.Браже.-СПб ИОВ РАО, 1998.
- Станкин М.М. Профессиональные способности педагога - М.1998.