Цели:
Обучающие:
- дать собственное понятие о жанре эссе.
- уметь определять жанр эссе.
- применять теоретические знания на практике.
Развивающие:
- формирование самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.
- опора на способности учащихся и их развитие.
- развитие логического мышления учащихся.
- развитие рефлексических способностей учащихся.
- организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности.
Воспитывающие:
- пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся.
- воспитание привычки работать самостоятельно, стремление к приобретению новых умений.
- формирование культуры отношений в процессе учебного труда.
- воспитание способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работ.
Ещё со времён "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева и "Путешествия в Арзрум" Пушкина
складывается свой собственный вариант эссеистического мышления.
(А. Эльяшевич)
Ход урока
I. По следам грамматических ошибок (выполнение теста).
Цель ставят сами учащиеся: для чего эта работа? (чтобы избежать ошибок по подготовке к ЕГЭ).
Как можно продолжить предложение?
Работая над сочинением:
1) сначала составляются тезисы;
2) не отвлекайтесь;
3) вас ничего не должно отвлекать;
4) вам нужны будут дополнительные материалы.
Самооценка (сверяют с ответами контрольной карточки).
II. Обращение к теме.
- Почему тема урока носит вопросительный характер? (учащиеся считают, что эссе - трудный жанр).
(каждый ученик для себя определяет свои цели).
Маршрут работы класса (на доске).
- ИДЗ (индивидуальное домашнее задание): компьютерная презентация: "История возникновения эссеистики" (Приложение 1). Информация фиксируется учащимися в виде пункта плана по методике Ривина (МР).
- словарная работа с терминами.
- "Этимологическая минутка" (История слов) (ИЗ - индивидуальное задание).
- работа в группах (маршрут свой у каждого) (ВПТ - взаимопередача тем).
- работа с текстами (выделение особенностей жанра эссе) (ВП - взаимопроверка).
- развитие речи (ИДЗ).
Методики: ИЗ, ИДЗ, ВПТ, МР.
Организационные формы:
- индивидуальная,
- групповая,
- парная,
- пары сменного состава.
Оборудование:
Книжная выставка книг писателей - эссеистов: "Исповедь" Л. Н. Толстого, "Былое и думы" А. И. Герцена, "Золотая роза" К. Паустовского, "Люди или нелюди" В. Тендрякова, "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева.
Словари: орфографический, фразеологический, словарь литературоведческих терминов. Карточки-тесты, "правила открытого диалога", тексты сочинений.
После просмотренной презентации "История возникновения эссеистики" учащиеся переходят к работе в группах.
I Группа.
1) Найти в словарях определения эссе, выделить ключевые слова.
2) Подобрать к жанру эссе синонимы.
3) Какие особенности жанра обозначены в данных определениях? (запись после обсуждения).
4) Создать собственное определение эссе, отразив в нём ответы на следующие вопросы:
- Каков объём жанра эссе?
- Какой может быть тема?
- Что требуется от автора для создания эссе?
(Ответы учащихся: 1) Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу; разновидность очерка; жанр публицистики; свободная трактовка какой-либо проблемы; 2) авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка, этюд, "Скитце"; 3) индивидуальный авторский стиль, неожиданные выводы, небольшой объём, образность, свободная композиция; 4) нет традиционной композиции, объём мал, темы различны, требуется от автора индивидуальность и эмоциональность для создания эссе).
II Группа
Пользуясь словарём, найти этимологию слова "лаконизм".
Работа с понятием "Скитце". А. А. Фета "Шёпот, робкое дыхание:" (чтение наизусть - ИЗ).
Выяснение значения слова импрессионизм (фр.). Какую роль играет это направление в жанре эссе?
(Ответы учащихся: 1) в древнегреческом государстве Спарте был район Лакония, жители которого чётко умели формулировать свои мысли - отсюда появилось слово - лаконичность; лаконизм - краткость и чёткость изложения; 2) "Скитце" - маленькое произведение в жанре эссе, зарисовка, набросок, фрагментальный рассказ; 3) импрессионизм (фр. - впечатление) - направление в искусстве в последней трети XIX-начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и полно запечатлеть реальный мир в его подвижности и мимолётности, изменчивости, передать свои впечатления от того или иного явления. В русской литературе об импрессионистическом стиле говорят в связи с поэзией А. А. Фета, И. Ф. Анненского. Для них характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной тематике, мелодичность).
III Группа
1) Дайте определение жанрам:
- авторская проза;
- очерк;
- записка;
- дневник;
- зарисовка;
2) Сравнить особенности жанра эссе с этими жанрами (что общего?), опираясь на текст В. В. Розанова "Возврат к Пушкину" (Приложение 2).
(Ответы учащихся: 1) авторская проза - стремление понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой; очерк - разновидность малой формы эпической литературы, затрагивающая, как правило, гражданские и нравственные проблемы и т. д.; 2) небольшой объём, свободная форма изложения, выражение авторской эмоции, оригинальный взгляд на проблему, речь афористична).
Защита ответов учащихся. Общая дискуссия, обращение к эпиграфу.
Выводы: тема-вопрос превратилась в тему-ответ (вопрос можно убрать?).
Учащиеся в рефлексии отмечают, что теперь этот жанр эссе из незнакомого трудного превратился в знакомый и интересный.
Домашнее задание: написать Эссе (темы индивидуальны для каждого учащегося).
Примерный перечень тем сочинений:
- "Моё отношение к добру и злу";
- "Любимое стихотворение:";
- "Любимые страницы:";
- "Размышления о прочитанном:";
- "Размышляя над рассказом (повестью)";
- "Мои размышления над поэтической строкой:";
- "О милосердии в немилосердный век";
- "Кто мы - люди или нелюди?";
- "Что притягательнее для человека - дом или мир?".