Урок-иследование по теме "Этот незнакомый и трудный жанр - эссе"

Разделы: Русский язык


Цели:

Обучающие:

  • дать собственное понятие о жанре эссе.
  • уметь определять жанр эссе.
  • применять теоретические знания на практике.

Развивающие:

  • формирование самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.
  • опора на способности учащихся и их развитие.
  • развитие логического мышления учащихся.
  • развитие рефлексических способностей учащихся.
  • организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности.

Воспитывающие:

  • пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся.
  • воспитание привычки работать самостоятельно, стремление к приобретению новых умений.
  • формирование культуры отношений в процессе учебного труда.
  • воспитание способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работ.

Ещё со времён "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева и "Путешествия в Арзрум" Пушкина
складывается свой собственный вариант эссеистического мышления.
(А. Эльяшевич)

Ход урока

I. По следам грамматических ошибок (выполнение теста).

Цель ставят сами учащиеся: для чего эта работа? (чтобы избежать ошибок по подготовке к ЕГЭ).

Как можно продолжить предложение?

Работая над сочинением:

1) сначала составляются тезисы;

2) не отвлекайтесь;

3) вас ничего не должно отвлекать;

4) вам нужны будут дополнительные материалы.

Самооценка (сверяют с ответами контрольной карточки).

II. Обращение к теме.

- Почему тема урока носит вопросительный характер? (учащиеся считают, что эссе - трудный жанр).

(каждый ученик для себя определяет свои цели).

Маршрут работы класса (на доске).

  • ИДЗ (индивидуальное домашнее задание): компьютерная презентация: "История возникновения эссеистики" (Приложение 1). Информация фиксируется учащимися в виде пункта плана по методике Ривина (МР).
  • словарная работа с терминами.
  • "Этимологическая минутка" (История слов) (ИЗ - индивидуальное задание).
  • работа в группах (маршрут свой у каждого) (ВПТ - взаимопередача тем).
  • работа с текстами (выделение особенностей жанра эссе) (ВП - взаимопроверка).
  • развитие речи (ИДЗ).

Методики: ИЗ, ИДЗ, ВПТ, МР.

Организационные формы:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • парная,
  • пары сменного состава.

Оборудование:

Книжная выставка книг писателей - эссеистов: "Исповедь" Л. Н. Толстого, "Былое и думы" А. И. Герцена, "Золотая роза" К. Паустовского, "Люди или нелюди" В. Тендрякова, "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева.

Словари: орфографический, фразеологический, словарь литературоведческих терминов. Карточки-тесты, "правила открытого диалога", тексты сочинений.

После просмотренной презентации "История возникновения эссеистики" учащиеся переходят к работе в группах.

I Группа.

1) Найти в словарях определения эссе, выделить ключевые слова.

2) Подобрать к жанру эссе синонимы.

3) Какие особенности жанра обозначены в данных определениях? (запись после обсуждения).

4) Создать собственное определение эссе, отразив в нём ответы на следующие вопросы:

  • Каков объём жанра эссе?
  • Какой может быть тема?
  • Что требуется от автора для создания эссе?

(Ответы учащихся: 1) Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу; разновидность очерка; жанр публицистики; свободная трактовка какой-либо проблемы; 2) авторская проза, раздумья, наброски, записки, очерк, зарисовка, этюд, "Скитце"; 3) индивидуальный авторский стиль, неожиданные выводы, небольшой объём, образность, свободная композиция; 4) нет традиционной композиции, объём мал, темы различны, требуется от автора индивидуальность и эмоциональность для создания эссе).

II Группа

Пользуясь словарём, найти этимологию слова "лаконизм".

Работа с понятием "Скитце". А. А. Фета "Шёпот, робкое дыхание:" (чтение наизусть - ИЗ).

Выяснение значения слова импрессионизм (фр.). Какую роль играет это направление в жанре эссе?

(Ответы учащихся: 1) в древнегреческом государстве Спарте был район Лакония, жители которого чётко умели формулировать свои мысли - отсюда появилось слово - лаконичность; лаконизм - краткость и чёткость изложения; 2) "Скитце" - маленькое произведение в жанре эссе, зарисовка, набросок, фрагментальный рассказ; 3) импрессионизм (фр. - впечатление) - направление в искусстве в последней трети XIX-начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и полно запечатлеть реальный мир в его подвижности и мимолётности, изменчивости, передать свои впечатления от того или иного явления. В русской литературе об импрессионистическом стиле говорят в связи с поэзией А. А. Фета, И. Ф. Анненского. Для них характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной тематике, мелодичность).

III Группа

1) Дайте определение жанрам:

  • авторская проза;
  • очерк;
  • записка;
  • дневник;
  • зарисовка;

2) Сравнить особенности жанра эссе с этими жанрами (что общего?), опираясь на текст В. В. Розанова "Возврат к Пушкину" (Приложение 2).

(Ответы учащихся: 1) авторская проза - стремление понять себя и своё время, напряжённый диалог с самим собой; очерк - разновидность малой формы эпической литературы, затрагивающая, как правило, гражданские и нравственные проблемы и т. д.; 2) небольшой объём, свободная форма изложения, выражение авторской эмоции, оригинальный взгляд на проблему, речь афористична).

Защита ответов учащихся. Общая дискуссия, обращение к эпиграфу.

Выводы: тема-вопрос превратилась в тему-ответ (вопрос можно убрать?).

Учащиеся в рефлексии отмечают, что теперь этот жанр эссе из незнакомого трудного превратился в знакомый и интересный.

Домашнее задание: написать Эссе (темы индивидуальны для каждого учащегося).

Примерный перечень тем сочинений:

  • "Моё отношение к добру и злу";
  • "Любимое стихотворение:";
  • "Любимые страницы:";
  • "Размышления о прочитанном:";
  • "Размышляя над рассказом (повестью)";
  • "Мои размышления над поэтической строкой:";
  • "О милосердии в немилосердный век";
  • "Кто мы - люди или нелюди?";
  • "Что притягательнее для человека - дом или мир?".