Урок-изучение нового материала русского языка в 8-м классе по теме "Назывные предложения"

Разделы: Русский язык


Цель урока: дать понятие о назывных предложениях; показать их значение, сферу их употребления; развивать речевую культуру учеников.

Методические приемы: работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения.

Ход урока

1.Изучение новой темы.

На экране и на каждом столе стихотворение К.Д.Бальмонта «Родное»:

Аллеи рек. Зеркальности озер.
Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
Живая сказка – страшный темный бор.
Его вершин не молкнущие звоны

Воздушность ив. Цветы родных полей
Апрельский сон с его улыбкой маю.
Я целый мир прошел в мельканье дней,
Но лучше вас я ничего не знаю.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству поэта К.Д.Бальмонта с теплым названием « Родное». Прочитайте его. (читает стихотворение ученик, который умеет хорошо читать).Подчеркните грамматическую основу каждого предложения.

-Чем выражены основы в большинстве предложений? (подлежащим)

-Какое значение придают подлежащие стихотворению? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру».)

2. Закрепление. Выполним упражнения.

На экране появляются задания. Дети списывают.

1). Перепишите, подчеркните грамматическую основу, определите вид предложения.

  1. Часто сам готовлю завтрак.
  2. На них расставят горшки с цветами.
  3. В парке было сыро и солнечно.
  4. Ярмарка .
  5. Крещенский мороз.
  6. В шубах деревья.
  7. Пост.
  8. Старинные дедовские кушанья.

2). Выполнение упражнения по учебнику. Упр.242.(устно по цепочке)

3). Составление плана статьи учебника (стр.106-107), составление плана в форме вопросов.

  1. Что такое назывные предложения?
  2. Какое время выражают назывные предложения?
  3. В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?
  4. Где и с какой целью употребляются назывные предложения?

4). На экране текст. Ученики должны выписать на отдельные приготовленные листочки только назывные предложения. После выполнения работы собираются.

Небо серое, мутное. Поле идет по склону горы. Местами чернеют обгорелые смолистые пни. За комбайном седой след соломы.

Привыкаешь к безумолчному стрекоту комбайна. Сам комбайн, ныряя с пласта на пласт, дребезжит, поет, визжит, скрипит. Но для Зыряна все эти издавна привычные звуки, не воспринимаемые ухом, идут где-то стороной. Тишина. Рабочий покой.

По полотну комбайна занесло в барабан какую-то палку. Перемололо её в мелкие щепки. На лицо Зыряна слетело что-то холодное и тут же растаяло. Снег. Скоро зима.

3.Подведение итогов урока.

4.Домашнее задание. Параграф 24, упр.245 письменно, найти и выписать стихотворения с назывными предло