Цели:
- Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике;
- формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
- обучать элементам исследования при изучении данной темы.
Оборудование:
- учебник, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка.
– Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).
– Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок”). (Приложение 1)
Взаимопроверка.
Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся.
2. Работа со “слепой схемой”.
– Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
– Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?
– Выполним синтаксический разбор предложения.
(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).
Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.
II. Реализация темы урока.
1. Разминка.
– Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
– Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
– В чем возникает трудность в этом вопросе?
– Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.
Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?
Исследование в группах.
Работа с таблицей по алгоритму
а) Сколько простых предложений в составе БСП?
б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?
в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице.
г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного.
Материал для наблюдения
III. Выступления представителей групп.
Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП.
IV. Рефлексия.
- Задание по карточкам, с использованием таблицы. (Приложение 3).
- Объяснительный диктант.
Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие.
Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов).
Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин – Сибиряк).
Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным
зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова).
Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко).
V. Итог урока.
– При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?
– Какие союзы можно поставить межу частями БСП?
VI. Домашнее задание.
- Записать пять предложений из произведения Ф.М. Достоевского “Белые ночи”, определить смысловые отношения между частями предложений.
- Подготовить тестовые задания на тему “Двоеточие в БСП”.