Урок-исследование "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" (9-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели:

  • Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике;
  • формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
  • обучать элементам исследования при изучении данной темы.

Оборудование:

  • учебник, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Лингвистическая разминка.

–  Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).

–  Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок”). (Приложение 1)

Взаимопроверка.

Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся.

2. Работа со “слепой схемой”.

–  Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.

–  Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?

–  Выполним синтаксический разбор предложения.

(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

II. Реализация темы урока.

1. Разминка.

–  Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

–  Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

–  В чем возникает трудность в этом вопросе?

–  Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.

Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?

Исследование в группах.

Работа с таблицей по алгоритму

а) Сколько простых предложений в составе БСП?

б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?

в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице.

г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного.

Материал для наблюдения

(Приложение 2)

III. Выступления представителей групп.

Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП.

IV. Рефлексия.

  1. Задание по карточкам, с использованием таблицы. (Приложение 3).
  2. Объяснительный диктант.

Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие.

Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов).

Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин – Сибиряк).

Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным

зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова).

Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко).

V. Итог урока.

–  При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?

–  Какие союзы можно поставить межу частями БСП?

VI. Домашнее задание.

  1. Записать пять предложений из произведения Ф.М. Достоевского “Белые ночи”, определить смысловые отношения между частями предложений.
  2. Подготовить тестовые задания на тему “Двоеточие в БСП”.