Урок-исследование в 9-м классе "Придаточные предложения условные, причины и цели" (на материале произведений А.С. Пушкина)"

Разделы: Русский язык


Тип урока: Урок-исследование.

Цели:

  • повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;
  • познакомить учащихся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными условными, причины и цели;
  • формировать умение определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными, причины и цели;
  • отличать указанные виды придаточных от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы;
  • определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными;
  • способствовать эстетическому воспитанию, прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование: проектор (экран), магнитофон, листочки с индивидуальными и коллективными заданиями.

I.1. Приветствие. Запись числа, темы урока.

Ребята, сегодня на нашем уроке, как вы уже поняли, будут звучать предложения из произведений А.C. Пушкина.

Чтение эпиграфа:

…У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца. (А.Т.Твардовский)

Действительно, мы знакомимся с творчеством А.С.Пушкина в детстве и обращаемся к его произведениям, став взрослыми.

2. Выполнение тестовой работы из сборника тестов на повторение сложных предложений.

Перед выполнением - словарная работа.

Бастион - крепостное или полевое военное укрепление пятиугольной формы.

Вал – (здесь) длинная земляная насыпь.

Сносный – удовлетворительный, достаточный, терпимый.

(Параллельно идет индивидуальная работа по карточкам.)

После выполнения теста – синтаксический разбор предложения.

Молодость и природа ускорили мое выздоровление.

II. Новый материал.

1. Работа по таблице (на экране и у каждого на листочке).

Выясним, на какие вопросы отвечают придаточные условные, причины и цели, к чему они присоединяются, какие средства связи и указательные слова используются в предложениях.

2. Закрепление

Работа с предложениями, записанными на листочках.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить виды придаточных, составить схемы.

Словарная работа.

Верста – русская мера длины, равная 1,06 км.

Поворотить (просторечное слово) – повернуть.

Присмиреть – стать смирным, успокоиться.

Анализ предложений.

Ямщику вздумалось ехать рекою, чтобы сократить нам путь тремя верстами.

Если б Григорий Иванович мог предвидеть эту встречу, то поворотил бы в сторону.

Оттого я присмирел, что я слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел.

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, сегодня мы часто обращались к творчеству А.С Пушкина. Теперь посмотрим, какие сложные предложения нашли вы сами в произведениях А.С.Пушкина. Попытайтесь определить, к какой группе сложных предложений они относятся. С помощью каких средств связи соединяются простые предложения в составе сложного?

(Ответы учащихся.)

4. Устная работа.

Перед вами предложения (на экране и на листочках). Попробуем определить группы придаточных обстоятельственных, стилистическую роль союзов.

  • В бурю, в мороз уходит он в сени, чтоб только отдохнуть от крика.
  • Лиза призналась, что поступок её казался ей легкомысленным.
  • Прошу имени моего не упоминать, ибо я весьма уважаю и люблю сочинителей.
  • Если только жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.
  • Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его.
  • Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.

5. Составление предложений по схемам.

Определение групп придаточных. Можно ли поменять местами главное и придаточное в предложениях?

6. На фоне музыки – просмотр слайдов, связанных с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. (См. на экран.)

На уроках литературы мы ещё будем изучать творчество А.С.Пушкина (его стихи, поэмы, повести, роман “Евгений Онегин”) и поговорим обо всём подробнее.

III. Итоги урока. Обобщение. Оценки.

  • С какими придаточными предложениями, мы сегодня познакомились?
  • На какие вопросы они отвечают?
  • К чему присоединяются?
  • Какие средства связи используются в придаточных предложениях условия, цели, причины? Союзы или союзные слова?

IV. Домашнее задание.

Дома вы напишете сочинение – миниатюру об А.С.Пушкине, озаглавите его. Постарайтесь использовать сложноподчиненные предложения, определите группы придаточных предложений, укажите средства связи.