Тип урока: Урок-исследование.
Цели:
- повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;
- познакомить учащихся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными условными, причины и цели;
- формировать умение определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными, причины и цели;
- отличать указанные виды придаточных от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы;
- определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными;
- способствовать эстетическому воспитанию, прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: проектор (экран), магнитофон, листочки с индивидуальными и коллективными заданиями.
I.1. Приветствие. Запись числа, темы урока.
Ребята, сегодня на нашем уроке, как вы уже поняли, будут звучать предложения из произведений А.C. Пушкина.
Чтение эпиграфа:
…У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца. (А.Т.Твардовский)
Действительно, мы знакомимся с творчеством А.С.Пушкина в детстве и обращаемся к его произведениям, став взрослыми.
2. Выполнение тестовой работы из сборника тестов на повторение сложных предложений.
Перед выполнением - словарная работа.
Бастион - крепостное или полевое военное укрепление пятиугольной формы.
Вал – (здесь) длинная земляная насыпь.
Сносный – удовлетворительный, достаточный, терпимый.
(Параллельно идет индивидуальная работа по карточкам.)
После выполнения теста – синтаксический разбор предложения.
Молодость и природа ускорили мое выздоровление.
II. Новый материал.
1. Работа по таблице (на экране и у каждого на листочке).
Выясним, на какие вопросы отвечают придаточные условные, причины и цели, к чему они присоединяются, какие средства связи и указательные слова используются в предложениях.
2. Закрепление
Работа с предложениями, записанными на листочках.
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить виды придаточных, составить схемы.
Словарная работа.
Верста – русская мера длины, равная 1,06 км.
Поворотить (просторечное слово) – повернуть.
Присмиреть – стать смирным, успокоиться.
Анализ предложений.
Ямщику вздумалось ехать рекою, чтобы сократить нам путь тремя верстами.
Если б Григорий Иванович мог предвидеть эту встречу, то поворотил бы в сторону.
Оттого я присмирел, что я слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел.
3. Проверка домашнего задания.
Ребята, сегодня мы часто обращались к творчеству А.С Пушкина. Теперь посмотрим, какие сложные предложения нашли вы сами в произведениях А.С.Пушкина. Попытайтесь определить, к какой группе сложных предложений они относятся. С помощью каких средств связи соединяются простые предложения в составе сложного?
(Ответы учащихся.)
4. Устная работа.
Перед вами предложения (на экране и на листочках). Попробуем определить группы придаточных обстоятельственных, стилистическую роль союзов.
- В бурю, в мороз уходит он в сени, чтоб только отдохнуть от крика.
- Лиза призналась, что поступок её казался ей легкомысленным.
- Прошу имени моего не упоминать, ибо я весьма уважаю и люблю сочинителей.
- Если только жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.
- Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его.
- Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.
5. Составление предложений по схемам.
Определение групп придаточных. Можно ли поменять местами главное и придаточное в предложениях?
6. На фоне музыки – просмотр слайдов, связанных с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. (См. на экран.)
На уроках литературы мы ещё будем изучать творчество А.С.Пушкина (его стихи, поэмы, повести, роман “Евгений Онегин”) и поговорим обо всём подробнее.
III. Итоги урока. Обобщение. Оценки.
- С какими придаточными предложениями, мы сегодня познакомились?
- На какие вопросы они отвечают?
- К чему присоединяются?
- Какие средства связи используются в придаточных предложениях условия, цели, причины? Союзы или союзные слова?
IV. Домашнее задание.
Дома вы напишете сочинение – миниатюру об А.С.Пушкине, озаглавите его. Постарайтесь использовать сложноподчиненные предложения, определите группы придаточных предложений, укажите средства связи.