Урок-исследование «Добро и зло в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина»

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


Цели:

  • обучающая - определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям) и обучение приемам исследовательской деятельности;
  • развивающая - умение давать личностную оценку (интерпретацию) персонажу в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся и умение учиться через коллективно-распределительные формы деятельности;
  • воспитывающая - расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе ее знакомства с произведениями искусства и литературы и обретение желания делать добро, чтобы добра было больше в жизни.

Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, компьютер, проектор, экран, шкатулка с "волшебными" предметами, фломастеры, презентация.

Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, чтение наизусть)

Ход урока
(в сопровождении мультимедийной презентации)

Структурные элементы урока

1. Мобилизующий этап

(Цель: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность с первых минут урока)

2. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел для нас звонок -
Начинаем наш урок.
Ровно встаньте, подтянитесь
и друг другу улыбнитесь.
Покажите-ка мне глазки -
Будем слушать нынче сказки!
Что-то новое узнаем
И, конечно, побываем
Мы в таинственных краях!
Интересно? Да? Садитесь
И скорее посмотрите
На огромный наш экран.
Что там? Видите: зеленый
Дуб стоит, как завороженный,
И златая цепь на нем!!!
Что-то, видно, происходит
В той загадочной стране!
И расскажет нам об этом…
Кто же?
Ну, конечно, это вы!

(все учащиеся дружно читают наизусть «У лукоморья дуб зеленый» на фоне мультфильма, где приглушили звук) (читает Андрей Панюков) / 3 мин

Учитель: Спасибо.

3. Фронтальная беседа

Учитель: Вы прослушали отрывок «У лукоморья дуб зеленый».

Назовите отрицательных персонажей.

Учащиеся: Леший, Русалка, Баба Яга, Колдун, Царь Кощей

Учитель: Предлагаю поговорить о Бабе Яге. Почему она вам не нравится?

Образ Бабы Яги

Учащиеся: Уродливая старуха, страшная, (баба Яга, костяная нога), злая.

Учащиеся: В славянском фольклоре Баба Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами.

Учащиеся: В сказке «Иван-царевич и Марья Моревна» живёт Яга Ягишна «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой», где владеет табуном славных кобылиц.

Учащиеся: Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).

Учащиеся: В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье, ее все боятся

Детали характеристики

Учитель: Скажите, когда вы говорили о Бабе Яге плохо, на какие детали вы обращали внимание?

Учащиеся: на внешность, черты характера, поведение, поступки

Учитель: Скажите, а в сказках А.С.Пушкина тоже встречается Баба Яга?

Учащиеся: Нет.

Предлагаю выполнить задание.

Учитель: Посмотрите на экран. Исключите 4 лишнее.

Ответ: Даны картинки: 1-я из сказки А.С.Пушкина « .», 2 - из сказки А.С.Пушкина « .», 3-я из сказки А.С.Пушкина « .», 4-я из сказки А.С.Пушкина « .». Итак, делаем вывод: перед нами 3 картинки из сказок А.С.Пушкина, а 4-я принадлежит другому автору. Значит. Это и есть 4 лишнее.

Фронтальная беседа.

Учитель: Я думаю, все догадались. Скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Какая тема нашего урока?

Учащиеся: «Сказки А.С.Пушкина».

Учитель: Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Назовите их.

Учащиеся: Александр Сергеевич Пушкин написал 7 сказок:

  • «Жених»,
  • «Сказка о попе и работнике его Балде»,
  • «Сказка о медведихе»,
  • «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Святославовиче и о прекрасной царевне Лебеди»»,
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
  • «Сказка о золотом петушке»

Учитель: Вспомните, какая главная идея всех сказок?

Учащиеся: Добро побеждает Зло.

Учитель: Если мы эти понятия применим к сказке «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, как мы сформулируем тему нашего урока?

Учащиеся: Тема нашего урока: «Добро и Зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»

Учитель: Сегодня наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.Я ваш научный руководитель.

Объект исследования - сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования - «Добро и Зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»

Гипотезой нашего исследования будет фраза: Добро побеждает Зло

Учитель: Какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся:

  1. понять значение терминов: что такое добро и что такое зло;
  2. сравнить эти понятия;
  3. найти явных представителей Добра и Зла в сказке А.С.Пушкина;
  4. доказать или опровергнуть гипотезу.

Учитель: Какими способами будем добиваться выполнения данной цели?

  1. работа в группах;
  2. индивидуальная работа
  3. фронтальная работа

В своей работе мы будем использовать методы: сопоставительный и аналитический.

2 этап. Овладение новыми знаниями

Учитель: Предлагаю поработать в группах.

Задание для 1 группы (по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»)

(Посмотрите на таблицу и сами сформулируйте задание)

Руководители групп, озвучьте, пожалуйста, ваше задание. …..

Кому понятно свое задание? Сколько времени мы отведем на выполнение задания? Приступайте.

В конце работы прошу проанализировать деятельность каждого и поставить оценки за работу.

Задание:

  1. Сделайте сравнительный анализ царицы-матери и царицы-мачехи
  2. Сделайте вывод, кто из них является носителем Зла, а кто - Добра?

Задание для 1 группы (по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»)

(Посмотрите на таблицу и сами сформулируйте задание)

Задание:

  1. Сделайте сравнительный анализ царицы-матери и царицы-мачехи
  2. Сделайте вывод, кто из них является носителем Зла, а кто - Добра?

Образ царицы-матери

Образ царицы-мачехи

Описание внешности (портрет)

В………… .а, с…………а, б………а,
И …………..м и всем взяла

Вывод

А.С.Пушкин не дает описание внешности царицы-матери, так как………

А.С.Пушкин подчеркивает (что?)………… …..царицы-мачехи, а дальше использует союз НО (зачем?) ………………………………
…..

Черты характера
(какая?)

……….. ….ая, ….. ………ая, …………..ая

……………а, …………….. а,
……………………а и ………………а

Лексическая работа (объяснить значение слов)

Горда -
Ломлива -
Своенравна -

Куда смотрят они

Сидит у ………….., думает только о …….. .………, «…….……………
…………………………………….». Значит, …………….. мужа. Она смотрит в….. ………….Ожидание ее томительно: она «……… …..- …..……………», «очи ……………………………………………..
………………………………..». Она с…………………
Зимний пейзаж подчеркивает (какое?)…………………….. настроение героини.

Царица-мачеха постоянно глядится в ………………….., так как считает себя …………… ………………… и постоянно хочет слышать ………………………………………... ..……………………… Она думает только о ………………………………

Отношение автора к героине

………….. ………звучащие слова «…………………………. вздохнула», ………………………… не снесла» говорят об…………………………………к милой царице, потеряв ее, «долго царь ……………………………..……………..».

Царица-мачеха хотя и……………...ая, НО ……………………………ая, ………………ая,…………………..ая. Обращаем внимание на деталь: только в общении с (кем?)…………………..царица была «………………….а, …………………а, с ним ………………. шутила». ………. ……………………Делаем вывод: ………………та царицы не соответствует ее в………………. красоте. Это настораживает, видимо, автору не нравится …………………ая царица

Вывод. Образы царицы- матери и царицы-мачехи (каковы?)

Что олицетворяет собой героини

Ответы для 1 группы

Вопросы:

  1. Сделайте сравнительный анализ царицы-матери и царицымачехи.
  2. Сделайте вывод, кто из них является носителем Зла, а кто - Добра?

Образ царицы-матери

Образ царицы-мачехи

Описание внешности(портрет)

-

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла…

Вывод

А.С.Пушкин не дает описания портрета царицы- матери, видимо, ему не важно, как она выглядит. Царь любит ее такой, какая она есть

А.С.Пушкин подчеркивает красоту царицы-мачехи, а дальше использует союз НО и перечисляет ее плохие качества личности.

Черты характера

Спокойная, любящая, преданная

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…

Лексическая работа (объяснить значение слов)

Горда (от гордыня) - признающая свое превосходство над другими;
(объяснить разницу в понимании слов: гордость и гордыня)
Ломлива (от ломаться) - любит кривляться;
Своенравна - упряма, капризна, поступает так, как вздумается

Куда смотрят они

Сидит у окошка, думает только о милом друге, «госте желанном, день и ночь так долго жданном». Значит, очень любит мужа. Она смотрит в поле. Ожидание ее томительно: она «ждет-пождет», «очи разболелись глядючи». Она скучает. Зимний пейзаж подчеркивает грустное настроение героини.

Царица-мачеха постоянно глядится в зеркало, так как считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому Она думает только о себе.

Отношение автора к героине

Ласково звучащие слова «тяжелешенько вздохнула», «восхищенья не снесла» говорят об искренней симпатии к милой царице, потеряв ее, «долго царь был неутешен».

Царица-мачеха хотя и красивая, но эгоистичная, гордая, капризная. Обращаем внимание на деталь: только в общении с зеркальцем царица была «добродушна, весела, с ним приветливо шутила».
Внешняя красота царицы не соответствует ее внутренней красоте.. Это настораживает, видимо, автору не нравится надменная царица

Вывод. Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны.

Что олицетворяет собой героини

Любовь, доброту

Эгоизм, зло

Задание для 2 группы (по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»)

Задание:

  1. Сделайте сравнительный анализ царицы-мачехи и молодой царевны.
  2. Дайте характеристику обеим героиням, основываясь на их поступки.
  3. Сделайте вывод, кто из них является носителем Зла, а кто - Добра?

Образ царицы-мачехи

Образ царевны-падчерицы

Описание внешности (портрет)

В……………..а, с…………..а, б………а,
И……………… и всем взяла…

Б………………., ч……..………. (Автор)
«Но царевна всех ……..........................
Всех……………ей и …………ее» (Зеркальце)

Какими чертами характера обладает

Но зато ………….а, ……………….а,
………….………а и ………………….а..

Нраву …………………………….ого такого

Лексическая работа (объяснить значение слов)

Горда -
Ломлива -
Своенравна -

Кроткая -

Характерис тика героинь

Царица…………………………ая (любит только себя),
Г……………...ая (не допускает мысли, что………………………………………..
- Как тягаться…………………………. ,,…………………..…………………………….?
- Но скажи: как ………… ей………………
…………………………………….ей?
- Признавайся: всех я………………………. ……………………..………………………………
……………………………………………….

…………………………………………………..

Царевна - ………………..ая (даже волшебное зеркальце признает , что
"на ……………………………………………"),
кроткая (она не стала ……………………..
…………………………………………………,
Стала умолять Чернавку (о чем? ………………………, обещая (что?) …………………………………………), скромная (не кричит братьям с порога, что она …………….. - они догадываются (по чему?)"………………..", что (кто она?)
И царевна к ним сошла,
……………хозяям отдала,
В пояс ………… …………………………..:
За………………ась, из………………..лась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть …………………………………………..)

Характеристика героинь

з………………..ая («черной зависти полна» (почему?)……………………….), з…...ая (автор …. раз называет ее бабой гневной, …… раза царицей злой, …. раз - злой мачехой),
з………………..ая (не могла простить царевну…)
же………………………ая (Когда зеркальце говорит, что «царевна всех милее,», мачеха приказывает Чернавке ………………………………... ………
Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней и что ее ждет (что?)…………………………………….. , Узнав от зеркальца, что Чернавка не выполнила ее приказ на, (что сделала?)

Д………………….я, сер…………….ая(жалеет старушку и подает ей (что?)……………………….),
до………………..ая (берет у какой-то нищенки (что?)………………….. и ест),
дом…………………ая и хоз………………….ая (когда братья -богатыри возвращаются домой, они видят "………. ……. и …………" ………………………………………………….
Все ………….. ………………………………..
………………….. ………………………………
…………………… ……………………………..
Цел………………….ная (несмотря на предложения братьев взять ее в жены, ………………………………………………….

Что олицетворяет собой?

Ответы для 2 группы

  1. Сделайте сравнительный анализ царицы-мачехи и молодой царевны.
  2. Дайте характеристику обеим героиням, основываясь на их поступки.
  3. Сделайте вывод, кто из них является носителем Зла, а кто - Добра?

Образ царицы-мачехи

Образ царевны-падчерицы

Описание внешности
(портрет)

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла…

Белолица, черноброва (Автор)
«Но царевна всех милее.
Всех румяней и белее» (Зеркальце)

Какими чертами

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива..

Нраву кроткого такого

Лексическая работа (объяснить значение слов)

Горда (от гордыня) - признающая свое превосходство над другими;
Ломлива (от ломаться) - любит кривляться;
Своенравна- упряма, капризна, поступает так, как вздумается

Кротость - спокойствие, доброта, незлобивость

Характеристика героинь

Царица эгоистичная (любит только себя),
гордая (гордыня) (не допускает мысли, что кто-то может быть красивей ее),
- Как тягаться ей со мною?
- Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
- Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне равной нет.

Царевна - милая (даже волшебное зеркальце признает ее "на свете всех милее"),
кроткая (она не стала кичиться своим царским происхождением, не угрожала, а, напротив, стала умолять Чернавку пощадить ее, обещая потом отблагодарить за добро),
скромная
(не кричит братьям с порога, что она царская дочь - они догадываются "по речи", что царевну принимали):

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась:
Закраснелась, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была)

Характеристика героинь

завистливая («черной зависти полна» от того, что кто-то лучше ее), злая (автор 1 раз называет ее бабой гневной, 3 раза царицей злой, 1 раз - злой мачехой),
злопамятная (царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить ее…), жестокая (Когда зеркальце говорит, что «царевна всех милее,», мачеха приказывает Чернавке отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней и что ее ждет мучительная смерть, узнав от зеркальца, что Чернавка не выполнила ее приказ, налетела на нее и, «Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить)

добрая, сердобольная (жалеет старушку и подает еймилостыню -хлеб),
доверчивая (берет у какой-то нищенки яблоко и ест),
домовитая и хозяйственная (когда братья-богатыри возвращаются домой, они видят "все так чисто и красиво":
Все порядком убрала.
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку),
целомудренная (несмотря на лестные предложения братьев взять ее в жены, остается верна "сыскавшемуся" жениху королевичу Елисею,

Вывод. Царица-мачеха и молодая царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Внешний облик царицы-мачехи не соответствует ее внутренним качествам, а у молодой царевны все в гармонии: она милее всех и добрее. Пушкин представляет героинь (добрую и злую) одинаково красивыми, чтобы сосредоточить внимание на их внутренней противоположности, так как красота души важнее всего.

4. Физкультминутка

Задание для 3 группы (по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»)

Переходим к следующему этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка.

Деталь в художественном произведении.

(Индивидуальная творческая работа для сильных детей.

Проверка домашнего задания)

Вопросы

  1. Объясните значение предметов «Волшебной шкатулки».
  2. Определите, что несут в себе эти предметы: Добро или Зло?

Деталь в художественном произведении.

Вопросы:

  1. Объясните значение предметов «Волшебной шкатулки».
  2. Определите, что несут в себе эти предметы: Добро или Зло?

Предметы шкатулки

Вопросы

Ответ

Зеркало

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

Каким волшебным свойством обладало зеркало?
Что скрывается за этим волшебным предметом?

Зеркало - это отверстие в потусторонний мир. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков
(например, запрет глядеться в разбитое зеркало, или завешивание зеркал в доме после смерти человека, примета: если зеркало разобьется, значит, кто-то умрет)). Кроме того, через зеркало заглядывали в будущее. Зеркало - источник силы и могущества для колдунов
Автор прямо не говорит, но можно догадаться, что хозяйка зеркала - ведьма.
В сказке зеркало настраивает царицу против царевны и выдает тайну, что царевна живет у богатырей

Черный цвет

Что означает черный цвет?

Черный цвет - символ траура, горя, гибели, смерти, несчастья, зависти, зла.
В переносном значении фраза: «Она, черной зависти полна»

Чернавка Чернавка.
Кто такая?
Почему это слово написал Пушкин с большой буквы? Разве это имя?
ЧЕРНАВКА (разг. устар. , нар. - поэт.). 1) Смуглянка. Девка-чернавка. (в сказках). Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова.
2) перен. устар. Служанка, выполнявшая черную работу. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:
Чернавка - это служанка, делает черную работу. Пушкин написал это слово с большой буквы, чтобы показать ее значительность.
Как реализуется этот намёк в сказке? Чернавка получает приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам.» Царица поручила Чернавке выполнить чёрную работу, в соответствии с её предназначением - убить царевну,
А царевна подозревает, что Чернавка способна причинить ей зло? Да, «царевна догадалась и до смерти испугалась».

Почему же Чернавка не исполнила приказ?

«Та (Чернавка), в душе её любя, не убила, не связала, отпустила…» - пожалела, так как в душе ее любила!
Царевна была неожиданно спасена. Сила, спасшая царевну - душа Чернавки. Таким образом, внешнее и внутреннее выступают в разных формах. Внешнее - это черная работа, а внутреннее - её светлая душа.
И снова между ними дисгармония.

Нищая черница Что означает это слово? Почему оно, имея сходное звучание.
пишется с маленькой буквы?
Чернецами называют монахов - тех, кто посвятил себя служению Богу. Для понимания образа черницы это значение необходимо.
Чьим глазами мы видим ее впервые? Мы впервые увидели черницу глазами царевны - «видит: нищая черница ходит по двору…»
Как царевна к ней отнеслась? С сочувствием и лаской. «Бабушка, постой немножко, - ей кричит она в окошко… - кой-что тебе снесу».
Здесь проявилась сердечность царевны, а также она воспринимает черницу как человека, который служит Богу). Вдобавок черница - «нищая».
В «благодарность» она бросает царевне яблоко, сопроводив подарок словами: «Бог тебя благослови». Как тут догадаться?
Но есть ли кто-нибудь в сказке, кто подозревает, что черница совсем не та, за кого себя выдаёт?
Но только ли он один?
Да, это пёс Соколко. Он не пускает царевну к чернице - «лишь пойдёт старуха к ней, он лесного зверя злей».

Каков финал встречи царевны и черницы?

От рассказчика мы слышим: «к старухе не пускает», «старушонка хлеб поймала», «старушоночка сказала». Автор называет черницу пренебрежительно, так как знает о ее намерениях, а царевна даже ни о чем не догадывается и относится к ней с почтением как к старому человеку, к тому же та в речи употребляет вежливые слова: «дитятко», «благодарствуй».
Итак, царевна доверилась своему представлению о чернецах как божьих (добрых) людях. Видимый образ она отождествила с внутренним и ошиблась. А в чернице они были несоединимы.
«Старушоночка сказала, поклонилась и пропала…» Она «пропала…» как нечистая, дьявольская сила.
( сравним, Чернавка, отпустив царевну, «сама пришла домой»)
Написав слово «черница» с маленькой буквы. Пушкин подсказал, что она не та, за кого себя выдает.
Её смиренная внешность и внутренняя злобная сущность обманчивы. И опять налицо дисгармония.

Яблоко Что означает это слово? Яблоко (в славянской мифологии) означает любовь, плодородие, но вместе с тем обманчивость и смерть.
Как описывает его автор и почему так подробно?
Зачем такое пристальное внимание к деталям?
Пушкин очень подробно - в красках и даже в звуках и запахах его описывает: «наливное, молодое, золотое», «оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…». Повторы подчеркивают привлекательность спелого яблока, и царевна не может удержаться от искушения . Автор показывает, как беззащитны доброта и доверчивость перед жестоким и коварным злом.

Уместен ли здесь союз НО?

Яблоко прекрасно, НО ядовито. Описывая его, автор не говорит об этом. Откусив от него, царевна отравилась. Оказывается, в нём есть две стороны: внутренняя и внешняя и снова они в дисгармонии.

Пушкин делает это намеренно. Ему важно было сказать, что противоречия между внешним и внутренним не всегда на виду - налицо. Часто они выступают в скрытых формах. Главное не то, что яблоко красиво, а то, что оно ядовито (догадаться об этом просто невозможно)

Цифра 7

Что означает это число?

Семь - это самое магическое и священное число, олицетворяющее мудрость, святость и тайное знание. Это символ добра.
Древние люди видели отражение многих реальностей мира:
- Бог создал Землю за 6 дней, а на 7-й отдыхал
- неделя делилась на 7 дней,
- в далёкие времена было известно 7 планет на небе,
- на земле существовало 7 чудес света,
- Рим стоял на 7 холмах,
- 7 нот в музыке и т.д.
Используя цифру 7, Пушкин намекает на то , что героиня встретится с добрыми людьми

Богатыри

- Охарактеризуйте семерых богатырей
Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?

Это символ силы, защиты, надежности
Это художественные образы героев, защищавших русские земли и русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные народным фольклором (в былинах, сказаниях, песнях).
Зло трудно распознаваемо, коварно и неожиданно наносит удар.

Хрусталь

Почему богатыри положили царевну в хрустальный гроб?

Хрусталь - символ невинности и постоянства, скромности и целомудрия, верности и чистоты помыслов, образ гармонии в природе
В христианстве хрусталь связывался с Девой Марией.
В древнегреческих мифах боги, герои и цари пьют в основном из хрустальных кубков.
В древности считалось, что этот минерал изгоняет болезни из воды.
В Тибете монахи при лечении ран прикладывают хрустальные шары к ранам, чтобы через камень на пораженное место попадали солнечные лучи.
С древних времен считается, что хрусталь наделяет своего владельца даром ясновидения. Считается, что хрусталь, положенный под подушку, спасает человека от ночных кошмаров, избавляет от бессонницы и беспричинных страхов.
Кристаллы с непрозрачными включениями игольчатой формы имеют название «стрелы Амура», с волокнистыми включениями - волосы Венеры. Само название этих камней говорит об их назначении - привлекать любовь и счастье.
В качестве талисмана кристаллы горного хрусталя привлекают к владельцу любовь, радость жизни, симпатию других людей, удачу, душевный комфорт и благополучие
Автор сравнивал душу царевны с хрусталем. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».

Елисей

Что означает это имя?
Кто помогает Елисею найти царевну?

Елисей (от древнееврейского) «спаситель»
После того, как молва «протрезвонила», что пропала царская дочь, царь затужил, но ничего не сделал, чтобы найти дочь.
Елисей отправляется на поиски «за красавицей-душой, за невестой молодой». Он горько плачет, люди ему не помогают и отказывают: «кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется». Но это не останавливает его. И тогда он обращается к силам природы.
Солнце и Месяц сразу говорят, что не видели царевну, а Ветер произносит страшную весть. Но Елисею важно увидеть это своими глазами. Удостоверившись в том, то царевна мертва, королевич от отчаяния ударился всей силой о гроб хрустальный - сила его любви разрушила чары колдовские, и царевна ожила.
Добро победило Зло

Оценки за работу. Молодцы!

Рефлексия.

Подведем итог.

Добро

Зло

Царица-мать

Царица-мачеха

Молодая царевна

Зеркало

Семь богатырей

Чернавка

Пес Соколко

Нищая черница

Королевич Елисей

Солнце

Месяц

Ветер

Учитель: предлагаю выполнить задание: (игра «Синквейн»).

Работа в парах. Дайте толкование 2-м понятиям: Добро и Зло.

Сколько минут мы отведем на эту работу? Приступайте.

(Напоминаю: синквейн - пятистрочная стихотворная форма.

  • Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка - образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта).

Учитель: Проверяем, что же у нас получилось?

Добро

Добро

Зло

Зло

Хорошее, ласковое

Открытое, простодушное

Плохое, грубое, скрытное

Изворотливое, коварное, гневное, сердитое

Создает, рождает.любит

улучшает

Разрушает, убивает,

Ненавидит, губит

Добро побеждает зло
Мир не без добрых людей

Красоту уносят годы, доброту не унесет.
Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно

Не делай людям добра - не получишь зла

Нет худа без добра

Ценность, подарок, святыня, исцеление

Благо,благодеяние.польза

Вред, яд

грех

Учитель: «Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого». (Пауло Коэльо)

Гипотезой нашего исследования была фраза: Добро побеждает Зло.

Общий вывод. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает победу - царевна умирает. Казалось бы, Зло победило Добро. В сказке А.П.Пушкина неслучайно встречается союз НО.

Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее доброта, верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы. Автор утверждает, что Добро, в конце концов, побеждает Зло. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

Хоть зло сильно - всему вредит,
Добро на свете победит!

Рефлексия

  • Сегодня я впервые задумался над тем, что…
  • Сегодня я узнал новое о том, что…
  • Сегодня мне было интересно…
  • Сегодня я впервые захотел перечитать сказку, потому что…
  • Сегодня я открыл для себя…

Спасибо за урок!

Домашнее задание.

Дома вам предстоит ответить на вопрос: Почему А.С.Пушкин назвал свою сказку «Сказка о мертвой царевне, а не спящей, ведь в итоге она ожила? и почему о семи богатырях, не о королевиче Елисее, который ее вернул к жизни?»)