Класс: 7
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Образовательная цель: Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания не с причастиями.
Развивающие цели: Развивать умения применять правило при выборе слитного и раздельного написания не с причастиями, графически объяснять условие выбора изученной орфограммы; развивать навыки орфографической зоркости; развивать связную речь, мышление учащихся; развивать умения анализировать, сравнивать языковые явления, выделять главное.
Воспитывающие цели: Способствовать повышению уровня учебной мотивации, развивать познавательный интерес к урокам русского языка.
Технические средства обучения: Презентация, презентации детских исследований, интерактивная доска, учебник, карточки, раздаточный материал.
Цели деятельности учеников
УУД:
- Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.
- Задавать вопросы, работать в группе. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Слушать и слышать других.
- Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные УУД:
- Видеть в словах орфограмму слитное и раздельное написание не с причастиями, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания.
Этапы урока (см. Презентация)
(1 слайд) Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые ученики. Сегодня мы проводим необычный урок.
Мотивация к учебной деятельности.
Необычность нашего урока заключается в том, что вы сегодня на 80% сами сформулируете тему урока, цели, объясните сами себе новое орфографическое правило и успешно его усвоите. Верите? Моя же задача помочь вам выполнить верные шаги на пути к успеху. Успех любой деятельности зависит от правильно выстроенного порядка действий.
(2 слайд) Внимание на экран: вот план урока. Ознакомьтесь с ним. Все слова понятны?
Словарная работа: мотивация (сообщение ученика о значении слова)
Вы заинтересованы в успешном освоении русского языка? А я не меньше заинтересована в вашем успехе. Тогда начнём. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
(3 слайд) Актуализация знаний. Самооценка.
Сначала мы проверим, готовы ли вы к занятию. Я буду озвучивать ваши умения, необходимые вам на сегодняшнем уроке. Ваша задача: поднимать правую руку, если вы согласны, если сомневаетесь – пожмите плечами, не согласны – покачать головой в разные стороны.
- Я смогу найти причастие в предложении.
- Я сумею от полного причастия образовать краткую форму.
- Я смогу найти причастный оборот в предложении.
(4 cлайд) Формулировка темы и целей урока.
Прочитайте пословицу (“Без русского языка (не) сколотишь и сапога”), объясните, как вы понимаете смысл данного выражения.
(5 слайд) Я позволю себе подкорректировать пословицу, учитывая ваши ответы.
“Без (не)обходимого знания русского языка (не) сколотишь и сапога”.
Внимание: следующее задание поможет вам определить тему урока.
- Запишите пословицу, раскройте скобки.
(Щелчок. Проверка)
- Объясните правописание НЕ с данными словами. (С глаголами – раздельно, с прилагательным – слитно, его можно заменить синонимом, нет противопоставления с союзом А).
- Глагол и прилагательное тесно связаны с частью речи, которую мы изучаем. Как называется эта часть речи? (причастие)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание НЕ с причастиями). Запишите тему в тетради.
(6 слайд)
- Что мы узнаем?
- Чему будем учиться на занятии.
(7 слайд) Проверка домашнего задания.
Итак, главный вопрос урока: как правильно писать НЕ с причастиями: слитно или раздельно? Ответить на этот вопрос поможет выполненное вами домашнее задание. В чём оно заключалось?
Словарная работа: анализ, анализировать, аналитик.
Давайте познакомимся с результатами ваших исследований, уважаемые аналитики.
- Отчёт аналитиков (группа 1) Не с прилагательными и причастиями.(См. Презентация 1, Приложение 1)
- Отчёт аналитиков (группа 2). НЕ с глаголами и причастиями. (См. Презентация 2, Приложение 2)
Спасибо вам, юные исследователи, за такой подробный анализ-отчёт. Я оцениваю вашу работу на отлично. Но любые теоретические знания нужно подкреплять практическими умениями. Переходим к закреплению правила.
(8 слайд) Первичное закрепление. Составление орфографического алгоритма “НЕ с причастиями”.
- Приведём ваши мысли в порядок, составим алгоритм (порядок действий, рассуждений). Возьмите листы-шаблоны для алгоритма. (См. Приложение 3)
- Скажите, при каком условии причастие всегда будет писаться с НЕ слитно? (если не употребляется без НЕ). Значит, в каком случае ученик засомневается в написании НЕ с причастием? (Когда причастие употребляется и без НЕ) С этого и начнём алгоритм. Впишите слово “употребляется”
- Далее заполните пустые места, вписав необходимые условия. Обратите внимание на примеры (работа в группах, ученики заполняют карточки-алгоритмы, 1 ученик может эту работу выполнять на ИД)
- Прочитайте ваш алгоритм. (представитель одной группы)
(9 слайд) Проверьте себя по экрану. Дополните, внесите необходимые исправления.
Вот теперь можно переходить к практической части, но прежде отдохнём с пользой.
(10 слайд) Зрительная гимнастика.
(проводит подготовленный ученик)
- Закройте глаза, откройте, не поворачивая голову, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, закройте глаза, подумайте о причастиях, откройте глаза.
Физкультминутка.
Вспомним причастия и частицу НЕ. Руки поставьте на пояс. Я буду называть причастия с НЕ. Если НЕ пишется слитно, поднимаете руки перед собой; если – раздельно, поднимаете к плечам.
Словосочетания для разминки: неуслышанный разговор; решение не принято; не построенный, а разрушенный дом; незаправленная постель; ещё не поклееные в комнате обои.
(11 слайд) Практические испытания.
Объяснительный диктант.
Задание: Записать словосочетания, объяснить выбор написания НЕ с причастиями.
(работа в тетрадях и у доски, ученики вслух комментируют написание НЕ с причастиями, графически обозначают условия выбора слитного или раздельного написания)
Неисследованная2 местность, ненавидящий дождь прохожий, не расцветший, а увядший росток, урок не окончен, не скошенная на поле трава, непроанализированный2 материал статьи, совсем не подогретый сестрой обед, недоумевающий взгляд, оценка не выставлена, не завершённое, а начатое дело.
(12 слайд) Практические испытания.
Работа с текстом.
Задание 1: прочитайте текст, определите проблему, поднятую автором в тексте, основную мысль текста. (См. Приложение 4)
ТЕКСТ
Некоторые предприятия сливают (не) очищенные химические отходы в чистые водоемы. Рыба (не) живущая в грязной воде погибает. Но даже выживая, она ни копченой, ни жареной (не) пригодна для еды.
(Не)понимающие ситуацию или (не)желающие понять проблему директора заводов только пожимают плечами. А в это время (не) выдерживающая загрязнения природа гибнет. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте водоемы!
Задание 2: раскройте скобки, посоветуйтесь друг с другом, слитное написание – соединительная линия, раздельное – выделить частицу в прямоугольник. Объясните ваш выбор, пользуясь алгоритмом.
(13 слайд) Рефлексия. Самооценка “Итоги”
Теперь мы проверим, как вы оцениваете свои знания и умения, полученные на занятии. Я озвучиваю их. Ваша задача: поднимать правую руку, если вы согласны, если сомневаетесь – пожмите плечами, не согласны – покачать головой в разные стороны.
- Я знаю, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно.
- Я смогу правильно написать НЕ с причастием.
- Мне нужно закрепить мои умения писать НЕ с причастиями.
(14 слайд) Домашнее задание “Важный выбор”
Правило в учебнике, алгоритм (обязательно для всех).
Из упр.133-135 выбрать разные случаи написания причастий с НЕ, составить объяснительный диктант (15 примеров-словосочетаний) (на выбор)
Подготовить сообщение о словарных словах: претензия, претендовать (инд.).
Упр 136.(на выбор)
(15 слайд) Карточка-таблица “Итоговый контроль”
Я вам предлагаю подвести первые итоги по теме. Выполняем задание на карточках “Итоговый контроль”. (См. Приложение 5)
(16 слайд) А теперь проверьте себя.
(17 слайд) Совет от Виртуального Умника
На уроке работали не только вы, я, но и наши друзья, герои презентации, Виртуальные Умники. У них почти всегда всё получается. Почему? У них есть свои секреты успеха.
- Есть вопрос?
- Подумай, предложи своё решение.
- Посоветуйся с одноклассниками, с учителем…
- Решение найдётся!
- Всё получится!
- Успехов вам, ребята, в выполнении домашнего задания! Спасибо за работу на уроке!
Список литературы
- Г.А.Богданова Уроки русского языка в 7 классе. – М.: “Просвещение”, 2006г.
- Сборник диктантов. 5-9 классы/ Сост.В.Н.Горшкова. – М.: ВАКО, 2013г.
- yandex.ru/images (изображения Виртуального Умника для презентации)
- http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/20/urok-pravopisanie-ne-s-prichastiyami
- http://infourok.ru/videourok-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-prichastiyami-535012.html