Цели: повторить и обобщить изученное о глаголе; усовершенствовать навыки правописания и употребления глаголов в речи.
Перед началом урока учащиеся получают набор карточек с заданиями и специальные бланки (карты) в виде таблицы с ячейками. Ячейки обозначены цифрами в соответствии с номерами заданий, которые предстоит выполнить учащимся.
В течение урока за каждое выполненное задание ученик получит фишку определённого цвета, которой накроет ячейку, соответствующую номеру выполненного задания (цвет фишки зависит от того, насколько правильно задание выполнено).
Паузы в ходе игры (между турами) предназначены для отдыха учащихся и в то же время в занимательной форме возвращают ребят к изученной теме.
Проверка заданий осуществляется следующим образом. Если задания выполнили одновременно несколько учеников, они обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по специальному «ключу». Ученик, оставшийся без «пары» или закончивший работу раньше остальных, сдаёт тетрадь на проверку учителю. По итогам проверки выдаются фишки.
В число победителей войдут ученики, раньше других закрывшие свою карту фишками. Причём обязательно учитывается не только общее количество, но и цвет фишек.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель сообщает цели урока и объясняет правила игры.
II. Игра.
Ведущие (из числа учеников):
Спорить со всеми вдруг начал Глагол,
Гневно ударив ладонью о стол:
– Разве не знаете, глупые вы,
То, что без действия вещи мертвы?
Ну так признайте же силу мою.
Всем вам я радость движенья даю.
Значит, я всех нужней,
Значит, я всех важней.
(Т. Рик)
* * *Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом.
И счастливый мой удел таков –
В речи быть одним из главных слов.
(П.Чесноков)
1-й тур.
Найдите 10 спрятанных здесь глаголов в форме инфинитива (они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали) Выпишите их.
к |
м |
л |
о |
в |
и |
т |
ь |
л |
р |
м |
й |
п |
е |
р |
е |
х |
о |
д |
и |
т |
ь |
к |
о |
т |
с |
р |
а |
г |
а |
п |
а |
н |
о |
м |
е |
и |
т |
з |
п |
р |
и |
с |
о |
н |
п |
т |
д |
е |
й |
р |
и |
с |
м |
с |
й |
к |
ь |
е |
т |
о |
л |
т |
н |
д |
т |
и |
е |
с |
т |
ь |
т |
н |
ь |
п |
т |
о |
п |
е |
т |
ь |
р |
и |
о |
д |
ю |
о |
я |
н |
й |
н |
о |
т |
д |
ш |
м |
в |
я |
т |
щ |
к |
а |
н |
а |
о |
п |
л |
ы |
т |
ь |
Ключ
По горизонтали: ловить, переходить, есть, петь, плыть.
По вертикали: лететь, сидеть, вертеть, дарить, стоять.
Примечание: Если найдены все 10 глаголов, ученик получает красную фишку, 9—оранжевую, 8 —жёлтую, 7 — зелёную, 6 — синюю.
Ведущие:
Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол,
Вы, конечно, угадали?
Учащиеся называют изменяемые (наклонение, время, лицо, число, род) и неизменяемые (вид, спряжение) морфологические признаки глагола, а также сообщают о том, что глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.
У глагола есть лицо.
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Повнимательней смотри!
Я пишу и мы читаем –
Первое лицо такое.
Ты придёшь, вы повстречаетесь –
Так звучит лицо второе.
Едет он, она, оно,
Едут и они,
Едут все на пони.
Это третье лицо –
Хорошо запомни!
***
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм.
А в глазах природный ум.
Весь начищенный, степенный.
Вид мой самый совершенный.
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат…
Некрасивый откровенно…
Ах, мой вид несовершенный!
(Т. Рик)
2-й тур.
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы её ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Помогите им!
Ключ
Однажды Кот и Пёс решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили, что заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо сесть, съесть бутерброды, а там видно будет», — сказал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.
Примечание: В тексте нужно исправить 12 ошибок. Если исправлены все, ученик получает красную фишку, 11 — оранжевую, 10 — жёлтую, 9 —зелёную, 8 — синюю.
3-й тур.
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Выпишите глаголы, распределяя их в две колонки в соответствии с формулировкой правила.
- Если в жизни не ленит(?)ся, можно многого добит(?)ся.
- Кто упорно трудит(?)ся, у того всё сбудет(?)ся.
- Чтобы не превратит(?)ся в посмешище, над своей оплошностью старайся смеят(?)ся первым, тогда другим уже не будет повода повеселит(?)ся.
- Не стоит на зеркало обижат(?)ся, если отражение не нравит(?)ся.
- Кто на авось полагает(?)ся, судьбой не распоряжает(?)ся, а слепо ей подчиняет(?)ся.
- Чтобы прославит(?)ся, не стремись всем понравит(?)ся.
Ключ
Инфинитив (-ться) |
3-е лицо (-тся) |
лениться |
трудится |
добиться |
сбудется |
превратиться |
нравится |
смеяться |
полагается |
повеселиться |
распоряжается |
обижаться |
подчиняется |
прославиться |
|
понравиться |
|
Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную, 4 — синюю.
Ведущие.
Война глаголов
Лингвистическая сказка*
В давние-давние времена в стране Морфологии вспыхнула самая настоящая война среди глаголов. И, как всегда это бывает, повод для войны отыскался ничтожный, причём настолько незначительный, что и сами глаголы, и другие части речи уже позабыли, из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор.
Но как бы то ни было, война разразилась нешуточная. Глаголы разделились на два враждующих лагеря и вели бои с переменным успехом. Самой многочисленной оказалась армия глаголов первого спряжения. В неё вошли прославленные глаголы, оканчивающиеся на -оть, -уть, -ать, -еть, и многие другие, не менее достойные. Глаголов в войсках второго спряжения было значительно меньше, но они не уступали противнику ни в мужестве, ни в силе, ни в смекалке. И, что главное, все они, как один, дружно оканчивались на -ИТЬ.
У глаголов враждующих армий были свои законы и традиции, которые они чтили и отступать от которых были не намерены. Изменяясь по лицам и числам, глаголы первого спряжения имели окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют), а глаголы второго спряжения — -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). И никакого компромисса!
Не остались в стороне от междоусобицы два мудрых глагола ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ. Будучи по природе своей разноспрягаемыми, они чувствовали себя как дома и в стане глаголов первого спряжения, и в походных шатрах глаголов спряжения второго. Всячески старались они примирить противников, утверждая, что все глаголы — братья и делить им нечего.
В ходе военных действий каждая из враждующих сторон прибегала к различным уловкам и хитростям. А как-то раз главнокомандующим обеих армий практически одновременно пришла в голову мысль забросить в лагерь противника шпионов-диверсантов. Более многочисленная армия глаголов первого спряжения могла позволить себе отправить в тыл врага целую диверсионную группу: семь глаголов на -еть (СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ) и четыре глагола на -ать (СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ). Глаголы же второго спряжения снарядили всего двух лазутчиков. Ими стали глаголы БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.
А дело-то вот как обстояло. Горе-лазутчики, оказавшись в расположении противника, с удивлением обнаружили, что враги — такие же глаголы, как и они сами. И желание вести войну до победного конца у них пропало. Глаголы забыли о своей шпионской миссии,
нашли немало друзей и единомышленников, обзавелись семьями и неустанно твердили о том, что пора бы прекратить эту бессмысленную войну.
Их старания вскоре были вознаграждены. Глаголы первого и второго спряжения подписали вечный мирный договор и позабыли о прежних распрях. Конечно, и по сей день глаголы спрягаются по-своему, но это не мешает их мирной жизни. А глаголы-исключения, сумевшие остановить вражду, окружены почётом и уважением. Их знают в лицо и поимённо все образованные взрослые и школьники!
Ведущие:
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
А ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Ко второму спряженью
Отнесём , без сомненья,
Все глаголы на -ить,
Исключив брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е спрягать нельзя!
4-й тур.
Гласные в личных окончаниях глагола
Выпишите сначала глаголы I спряжения, затем — II.
- Сосны вершинами маш…т приветно.
- Сумрак ночи к западу уход…т.
- Роня…т лес багряный свой убор.
- Разве…т ветер грозовые тучи.
- Лес дыш…т прохладой.
- А во ржи дорога стел…тся.
- Не пен…тся море, не плещ…т волна.
- Проход…т облака всё выше и нежней, и ветер суш…т сад и мягко в окна ве…т.
- Вид…шь, как ветер гон…т волну, клон…т осину, тревож…т сосну.
- Гасн..т вечер, даль сине…т.
Ключ
I спр. |
II спр. |
машут |
уходит |
роняет |
дышит |
развеет |
пенится |
стелется |
проходят |
плещет |
сушит |
веет |
видишь |
гаснет |
гонит |
синеет |
клонит |
|
тревожит |
Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную, 4 — синюю.
5-й тур.
Выпишите глаголы и подчеркните их как члены предложения.
Курить — здоровью вредить. Я вышел на берег насладиться ароматом смолистых листьев. Бесконечна возможность познавать себя. Обещаю впредь не совершать необдуманных поступков.
Ключ: Курить, вредить, вышел, насладиться, познавать, обещаю, не совершать.
Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную.
Ведущие (динамическая пауза)
Без сомненья, мы устали.
Встали! Сели! Снова встали!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертели!
Сели! Встали! Снова сели!
6-й тур.
Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
- Кто уме…т веселит(?)ся, тот и горя (не)боит(?)ся.
- Кто люб…т трудит(?)ся, тому без дела (не)сидит(?)ся.
- (Не)годит(?)ся худым хвалит(?)ся.
- Плох тот солдат, который (не)наде…т(?)ся стать генералом.
- (Не)помуч…ш…ся — (не)науч…ш…ся.
- (Не)ошиба…т(?)ся тот, кто ничего (не)дела…т.
- Лодырю всегда (не)мож…тся да (не)здоров…т(?)ся..
- Кто поздно встаёт, у того хлеба (не)достаёт.
- День на день (не)приход…т(?)ся.
- (Не ) делай другим того, чего себе (не)жела…ш… .
Ключ
- Кто умеет веселиться, тот и горя не боится.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Не годится худым хвалиться.
- Плох тот солдат, который не надеется стать генералом.
- Не помучишься — не научишься.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Лодырю всегда неможется да нездоровится.
- Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
- День на день не приходится.
- Не делай другим того, чего себе не желаешь.
Примечание: Если работа выполнена безошибочно, ученик получает красную фишку, при наличии 1 ошибки — оранжевую, 2 — жёлтую, 3 — зелёную, 4 — синюю.
III Подведение итогов. Награждение победителей.
- В разработке урока использованы материалы из пособия «Весёлая грамматика. Глагол» /Авт.-сост. В.В. Волина. — М.: Дрофа, 2002.
- Автор лингвистической сказки — ученица МОСШ №11 г. Нижневартовска Малькина Галина