Оборудование: доска, раздаточный материал, тексты художественных произведений, репродукция картины А.Куинджи «Ночь на Днепре»
Цели урока:
- исследовать употребление односоставных конструкций в разных стилях речи;
- содействовать развитию умения исследовать материал с определённой целью;
- воспитывать любовь к родной речи;
- развивать речь учащихся.
ХОД УРОКА
1. Учитель просит обратить внимание на предложение, написанное на доске: «Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит живою водою всех, кто прикоснётся к нему».
– Сегодня мы будем исследовать тексты разных стилей речи, в том числе и тексты стихотворений известных поэтов и писателей. Наша задача – выяснить, как часто употребляются односоставные предложения и когда в них есть необходимость.
2. Выступления учащихся по группам:
1 группа исследовала употребление односоставных предложений в художественных текстах:
Много предложений использовано в
стихотворениях А.С.Пушкиным:
«Мороз и солнце! День чудесный! Ещё ты дремлешь,
друг прелестный..» Назывное предложение помогает
представить ясный зимний морозный денёк,
который вызывает у читателя чувство радости.
«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные
порывы! Автор не говорит «мы», но обращается к
другу, поэтому употребление определённо-личного
предложения здесь уместно.
«Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она
мила, читатель дорогой..»
Неопределённо-личное предложение выражает общее
мнение, которое, оказывается противоположным
мнению поэта.
В произведениях других авторов мы наблюдаем использование односоставных предложений:
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова...»:
«Схоронили его за Москвою-рекой, И бугор земли сырой тут насыпали, И кленовый крест тут поставили».
«Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»:
«И присудили сжечь его живого на виду у всех. Притянули его железными цепями к деревянному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр». Для писателя важна сама казнь, те муки, которые примет Тарас, поэтому употребление неопределённо-личных предложений обезличивает палачей.
Поэт Афанасий Фет:
«Ель рукавом мне тропинку завесила, Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело...» Безличные предложения очень точно передают настроение лирического героя.
Поэт В.Шефнер:
«Не привыкайте к чудесам – Дивитесь им,
дивитесь,
Не привыкайте к небесам – глазами к ним
тянитесь».
В этих строках совет мудрого человека молодому поколению.
2 группа ребят наблюдала использование односоставных предложений в текстах публицистического стиля.
Из очерков Василия Пескова: «Давайте вместе разглядим снимок, сделанный с высоты, на которой над лесом летают птицы. Дорога. Постройки. Сад. Лес, уходящий за горизонт. Путеводитель по Ясной Поляне утверждает: именно так выглядела Усадьба, когда Лев Толстой был жив».
Примером использования таких предложений может служить репортаж о спортивном состязании: «На трибунах – оживление. Сегодня встречаются футболисты города Борисоглебска и соседнего района. Болельщики занимают места на трибунах. Свисток. Игра началась. Команда нашего города играет увлечённо. Но игрокам не хватает мобильности, активности. Мяч у ворот противника. Опасная ситуация. Ура! Гол! В ворота команды «Хопёр» Кто же автор гола? Это известный бомбардир «Металлиста». Хочется поздравить победителей с такой нелёгкой победой».
3 группа учеников искала примеры употребления односоставных конструкций в научном стиле.
Это оказалась литературно-критическая статья
из «Энциклопедического словаря юного филолога».
Чтобы ощутить своеобразие лермонтовского
языка, начнём с характерного для поэта
слова-символа и подумаем, что значит слово «буря»
в памятном нам с детства «Парусе» (1832г.) Очень
часто говорят, что в этом стихотворении выражен
призыв к буре. И в самом деле: «А он, мятежный,
просит бури, как будто в буре есть покой». Но, с
другой стороны, буря в своём прямом значении ведь
только описана («Играют волны, ветер свищет и
мачта гнётся и скрипит). И лирическим откликом
на неё было вовсе не выражение радости, а
грустное скептическое «увы!» Значит, буря здесь -
прежде всего борьба, неприятие того, что есть, в
том числе и реально происходящей бури».
4 группа приводит примеры употребления односоставных предложений в «Поваренной книге»
«Сварите вкрутую 4 яйца, отдельно отварите 4 картофелины в кожуре, 2 морковки. Порежьте всё кубиками. Добавьте в миску 200 граммов отварного мяса, нарезанного мелко, содержимое 1 банки зелёного горошка, кубики солёных огурцов. Тщательно перемешайте, приправьте майонезом. Сверху салат украсьте веточками петрушки и укропа, а также морковной стружкой».
Все предложения в определённо-личной форме содержат совет специалиста.
3. Учитель предлагает учащимся использовать такие конструкции в своей письменной речи.
Ребята могут выбрать вид работы: одна группа может работать по составлению миниатюры по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Сосна». Стихотворение на доске.
Опорные слова: вчитаемся, посмотрите, читая эти строки, однообразная равнина, тихо кругом, высокая скала, гордая сосна, одета в ризу из сыпучего снега, её холодно, одиноко, печально.
2 группа ребят работает над составлением текста
по картине А. Куинджи «Ночь на Днепре»
Передать свои впечатления от картины помогут
опорные слова: роскошная тёмно-синяя
ночь, незримый месяц, дивный свет ни звука,
мазанки, всё скрыто в темноте, стройные, как свечи
тополя, всё одухотворено сказочной поэзией
художника.
4. Работа учащихся над сочинением-миниатюрой.
5. Зачитывание 1-2 сочинений.
6. Домашнее задание: закончить эссе.