Урок-исследование "Односоставные предложения". Урок – деловая игра "Корректор"

Разделы: Русский язык


Оборудование: доска, раздаточный материал, тексты художественных произведений, репродукция картины А.Куинджи «Ночь на Днепре»

Цели урока:

  • исследовать употребление односоставных конструкций в разных стилях речи;
  • содействовать развитию умения исследовать материал с определённой целью;
  • воспитывать любовь к родной речи;
  • развивать речь учащихся.

ХОД УРОКА

1. Учитель просит обратить внимание на предложение, написанное на доске: «Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит живою водою всех, кто прикоснётся к нему».

– Сегодня мы будем исследовать тексты разных стилей речи, в том числе и тексты стихотворений известных поэтов и писателей. Наша задача – выяснить, как часто употребляются односоставные предложения и когда в них есть необходимость.

2. Выступления учащихся по группам:

1 группа исследовала употребление односоставных предложений в художественных текстах:

Много предложений использовано в стихотворениях А.С.Пушкиным:
«Мороз и солнце! День чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный..» Назывное предложение помогает представить ясный зимний морозный денёк, который вызывает у читателя чувство радости.
«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Автор не говорит «мы», но обращается к другу, поэтому употребление определённо-личного предложения здесь уместно.
«Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой..»
Неопределённо-личное предложение выражает общее мнение, которое, оказывается противоположным мнению поэта.

В произведениях других авторов мы наблюдаем использование односоставных предложений:

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова...»:

«Схоронили его за Москвою-рекой, И бугор земли сырой тут насыпали, И кленовый крест тут поставили».

«Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»:

«И присудили сжечь его живого на виду у всех. Притянули его железными цепями к деревянному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр». Для писателя важна сама казнь, те муки, которые примет Тарас, поэтому употребление неопределённо-личных предложений обезличивает палачей.

Поэт Афанасий Фет:

«Ель рукавом мне тропинку завесила, Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело...» Безличные предложения очень точно передают настроение лирического героя.

Поэт В.Шефнер:

«Не привыкайте к чудесам – Дивитесь им, дивитесь,
Не привыкайте к небесам – глазами к ним тянитесь».

В этих строках совет мудрого человека молодому поколению.

2 группа ребят наблюдала использование односоставных предложений в текстах публицистического стиля.

Из очерков Василия Пескова: «Давайте вместе разглядим снимок, сделанный с высоты, на которой над лесом летают птицы. Дорога. Постройки. Сад. Лес, уходящий за горизонт. Путеводитель по Ясной Поляне утверждает: именно так выглядела Усадьба, когда Лев Толстой был жив».

Примером использования таких предложений может служить репортаж о спортивном состязании: «На трибунах – оживление. Сегодня встречаются футболисты города Борисоглебска и соседнего района. Болельщики занимают места на трибунах. Свисток. Игра началась. Команда нашего города играет увлечённо. Но игрокам не хватает мобильности, активности. Мяч у ворот противника. Опасная ситуация. Ура! Гол! В ворота команды «Хопёр» Кто же автор гола? Это известный бомбардир «Металлиста». Хочется поздравить победителей с такой нелёгкой победой».

3 группа учеников искала примеры употребления односоставных конструкций в научном стиле.

Это оказалась литературно-критическая статья из «Энциклопедического словаря юного филолога».
Чтобы ощутить своеобразие лермонтовского языка, начнём с характерного для поэта слова-символа и подумаем, что значит слово «буря» в памятном нам с детства «Парусе» (1832г.) Очень часто говорят, что в этом стихотворении выражен призыв к буре. И в самом деле: «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой». Но, с другой стороны, буря в своём прямом значении ведь только описана («Играют волны, ветер свищет и мачта гнётся и скрипит). И лирическим откликом на неё было вовсе не выражение радости, а грустное скептическое «увы!» Значит, буря здесь - прежде всего борьба, неприятие того, что есть, в том числе и реально происходящей бури».

4 группа приводит примеры употребления односоставных предложений в «Поваренной книге»

«Сварите вкрутую 4 яйца, отдельно отварите 4 картофелины в кожуре, 2 морковки. Порежьте всё кубиками. Добавьте в миску 200 граммов отварного мяса, нарезанного мелко, содержимое 1 банки зелёного горошка, кубики солёных огурцов. Тщательно перемешайте, приправьте майонезом. Сверху салат украсьте веточками петрушки и укропа, а также морковной стружкой».

Все предложения в определённо-личной форме содержат совет специалиста.

3. Учитель предлагает учащимся использовать такие конструкции в своей письменной речи.

Ребята могут выбрать вид работы: одна группа может работать по составлению миниатюры по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Сосна». Стихотворение на доске.

Опорные слова: вчитаемся, посмотрите, читая эти строки, однообразная равнина, тихо кругом, высокая скала, гордая сосна, одета в ризу из сыпучего снега, её холодно, одиноко, печально.

2 группа ребят работает над составлением текста по картине А. Куинджи «Ночь на Днепре»
Передать свои впечатления от картины помогут опорные слова: роскошная тёмно-синяя ночь, незримый месяц, дивный свет ни звука, мазанки, всё скрыто в темноте, стройные, как свечи тополя, всё одухотворено сказочной поэзией художника.

4. Работа учащихся над сочинением-миниатюрой.

5. Зачитывание 1-2 сочинений.

6. Домашнее задание: закончить эссе.