Литература
-
"Спрятанная война" (по повести С.А. Алексиевич "Цинковые мальчики") 2014
Урок внеклассного чтения проводился неоднократно в практике работы в старших классах перед началом работы над романом-эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Урок позволяет интегрировать знания, полученные на уроке литературы, с основными понятиями гражданского права, историческими закономерностями развития общества, использовать навыки работы с компьютером, приобретенные на уроках информатики.
-
Способы активизации деятельности учащихся на уроках литературы 2005
Как сделать так, чтобы ученики участвовали в действии, название которому – урок литературы? Как получить обратную связь? Для того, чтобы помочь ученику справиться с поставленными перед ним задачами, была разработана система заданий, помогающих, на наш взгляд, понять произведение, его идею и, главное, суметь высказать свои мысли, выразить свое отношение. Выполняя разнообразные, порой нестандартные задания, ученик получает возможность «прорваться» сквозь текст, который он прочитал, а «что писать-то», не знает. После «прорыва» работа на уроке станет для него более доступной.
-
Способы активизации познавательной деятельности на уроках внеклассного чтения 2006
Среди многих тем программы 5-го класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики ("научной" и "ненаучной"). Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.
-
Способы активизации учебной деятельности в условиях коррекционно-развивающего обучения. Особенности организации групповой работы над анализом стихотворения 2008
В основе организации учебной деятельности в условиях нашего государства, начиная еще с XVII века, лежит классно-предметно-урочная система. В современной педагогической науке представлено большое количество педтехнологий, т.е. системы способов, принципов, методов, применяемых в обучении и направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся. В работе показано, какое место занимает коррекционно-развивающее обучение в среде различных педтехнологий.
-
Способы изображения образов легендарных героев в балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов" 2008
Урок литературы в 6-м классе проводится в соответствии с программой по литературе Матвеевой Е.И. (система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). Содержание урока включает следующие этапы: 1) знакомство с историческими сведениями; 2) анализ содержания; 3) анализ образов главных героев; 4) работа над определением жанра этого произведения. Данный урок посвящен теме изображения исторического прошлого, а также знакомству с новым литературным жанром баллады.
-
Способы интеграции как средство развития общекультурных компетенций обучающихся на уроках литературы 2013
В работе используются различные способы интеграции, которые позволяют систематизировать материал, что обогащает возможности предмета «Литература», делает этот процесс целенаправленным и помогает успешно решить проблему развития активной познавательной деятельности обучающихся. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств позволяет выйти за рамки художественного произведения, формируя культурный кругозор и содействуя глубокому пониманию литературного произведения.
-
Способы объяснения лексического значения слов 2013
Урок знакомит с основными способами объяснения лексического значения слов; подскажет, как пользоваться толковым словарем, словарями синонимов и антонимов.
-
Способы передачи чужой речи (коллективный способ обучения). 11-й класс 2012
На уроке дети знакомятся со способами передачи чужой речи. Учатся различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находят способы передачи чужой речи.
-
Способы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Используя разнообразные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, можно добиться определенных результатов в развитии их устной и письменной речи.
-
Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление и наказание" 2022
Цель урока: постичь тайну мастерства писателя через анализ его произведения, подготовить учащихся к написанию сочинения на тему «Мастерство писателей XIX века».
-
Сравнение Андрея Болконского и Родиона Раскольникова 2012
Цели урока: систематизация и закрепление знаний по романам «Война и мир» и «Преступление и наказание»; расширение кругозора; закрепление знаний по истории; развитие способностей анализа и синтеза; развитие умений и навыков анализа текста; развитие речи, памяти, логики; подготовка к написанию сочинения.
-
Сравнение басни Эзопа "Ворон и лисица" и И.А. Крылова "Ворона и лисица" 2011
На примере басен И.А. Крылова учащиеся определяют басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность) находят мораль в произведении; отрабатывают навыки выразительного чтения.
-
Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца" 2013
Цель урока: знакомство со сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца», сравнением, его разновидностями, ролью в тексте; формирование умения использовать сравнение в речи; развитие речи, воображения.
-
Сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока и И.Северянина "Моя Россия" 2012
В статье дана сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока «Россия» («Опять, как в годы золотые…») и И.Северянина «Моя Россия» («Моя безбожная Россия…»). Стихотворения Блока и Северянина объединяет слово «Россия», указывающее на общность темы, но идею и содержание каждый поэт понимает по-своему, Личность поэта и отношение к окружающей действительности определяет основную мысль.
-
Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина "Дубровский". 7-й класс 2024
Цели урока: расширение знаний о романе А.С.Пушкина «Дубровский» и его героях, о понятии «сравнительная характеристика»; развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения и подкреплять их примерами из текста; воспитание чувства дружбы, великодушия, благородства. Составление примерного плана сочинения. Анализ ключевых эпизодов романа в соответствии с заявленной темой.
-
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. 5-й класс 2011
Содержание урока литературы направлено на глубокое осмысление рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»: удивительного и прекрасного мира образов, красок и звуков. Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры. Урок сопровождается презентацией.
-
Сравнительная характеристика образов лирического стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...» 2020
Цель урока: научиться находить авторское сравнение; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; формировать умение извлекать информацию из текста; пользоваться словарём учебника; формировать умение обобщать по признакам; сравнивать образы произведения, характеризовать их поступки.
-
Сравнительная характеристика творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2010
На уроке литературы в 9-м классе учащиеся закрепляют навыки сравнительного анализа на примере творчества поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; учатся слышать различия поэтических голосов, обусловленные мировоззрением и особенностью личности каждого поэта.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ драматургии А.П.Чехова и А.Н.Арбузова 2019
Драматурги 70-90-х гг. XX века передают самую суть человека «переходного периода» с его парадоксальным положением во времени, в пространстве, личной и внутренней жизни. Наиболее ярко в диалог с А.П.Чеховым вступил А.Н.Арбузов драматург. Он следует чеховской традиции, это происходит, на глубинном сущностном уровне и проявляется в едином ценностном взгляде на мир. Одним из первых драматургов 70-90-х гг. XX века, воспринявших чеховскую концепцию человека оказался А.Н.Арбузов. В драматургии А.Н.Арбузова, как и в поэтике А.П.Чехова, наблюдается взаимовлияние эпического и драматического начал.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ переводов сонетов У.Шекспира 2013
Каждый автор, который переводит сонеты У.Шекспира, отличается яркой индивидуальностью и отдает частичку своего таланта этим произведениям, поэтому каждый перевод того или иного сонета по сути является самостоятельным художественным произведением. Представленный реферат – это попытка исследования нескольких вариантов перевода сонетов Уильяма Шекспира и сопоставления их с оригиналом, чтобы показать, насколько отличаются переводы от первоисточника и друг от друга.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ произведений русских писателей ("Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева и "Божье древо" И.А. Бунина) 2013
На уроке анализируются два произведения: "Стихотворения в прозе" Тургенева И.С. и "Божье дерево" И.Бунина, которые рассматриваются с нескольких сторон, а именно: взаимосоотнесенность в жанровом аспекте; общий портрет деревенского уклада; стилистические приемы.
-
Сравнительный анализ былины "Садко" и фильма–сказки "Садко". Урок литературы в 7-м классе 2012
Нередко на уроках литературы учитель для повышения мотивации к обучению и активизации художественного восприятия демонстрирует учащимся экранизированные произведения литературы. Тогда перед учителем и учащимися встаёт интересная, но нелёгкая задача: сравнить произведение литературы и киноискусства. Как сравнить и что сравнивать?
-
Сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А.Ахматовой 2016
В статье предлагается сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А. Ахматовой. Сравнивая данный стихотворный жанр двух великих поэтов, как учителя, так и учащиеся найдут схожесть и различие в эмоциональной окрашенности текстов, в выразительно-художественных средствах, в отношениях и поступках лирических героев.
-
Сравнительный анализ стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (факультативное занятие по словесности в 9-м классе) 2009
В школе на уроках литературы необходимо уметь анализировать лирические произведения, поэтому анализ стихотворения - основная тема моего факультативного занятия, цель которого - сформировать умения и навыки сопоставительного анализа лирического произведения. Для анализа я взяла два стихотворения с одинаковым названием "Узник" - А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане" 2009
Ребята любят поэзию стихийно, неосознанно, ничего не зная о ней, не умея ее понимать, только чувствуя. Призвание учителя - совершенствовать восприимчивость к поэзии, учить ее понимать, развивать художественный вкус. Данный урок - попытка, один из возможных вариантов разговора учителя с учеником о Поэте.
-
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2009
Анализ поэтического текста - сложный вид работы на уроках как для учащихся, так и для учителя. А сравнительный анализ стихотворений представляет еще большую трудность. У школьников недостаточно развиты навыки анализа, сравнения, синтеза; определенную трудность для них составляет и выделение особенностей поэтического стиля. В предлагаемой работе автор дает конкретный поэтапный ход сравнительного анализа.
-
Сравнительный анализ стихотворений Александра Блока "Россия" и Андрея Белого "Родина" 2012
Цель урока: обучать сравнительному анализу стихотворений, учитывая идейно-тематические и художественные особенности; показать глубокое чувство любви к родине в стихотворениях А.Блока и А.Белого; активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся; развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения и выслушивать мнение товарищей; воспитывать чувство патриотизма.
-
Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Бородино" и "Поле Бородина" 2007
Цель урока: используя прием сравнительного анализа, раскрыть существенную разницу между двумя стихотворениями и подвести учащихся к пониманию главной мысли "Бородина".
-
Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина "Не напрасно дули ветры…" и "Закружилась листва золотая…" 2009
Главные особенности творчества Есенина, о которых в начале урока расскажут сами ученики, наглядно представлены в текстах, которые необходимо выбрать из пяти (авторы и даты не указаны) для сравнительного анализа. Аргументируя выбор, учащиеся применяют на практике знание теории. Общие выводы, к которым приходят учащиеся в процессе работы, могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки, но в любом случае представляют собой убедительную интерпретацию текстов.
-
Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама 2008
Урок в системе "Поэзия Серебряного века". Он не просто знакомит с творчеством О.Э. Мандельштама, а позволяет проникнуть в мастерскую художника, дает представление о художественном мире поэта. Учащимся предоставляется возможность поразмышлять, почему поэты разных эпох обращаются к одной теме, как раскрывают ее.