Способы передачи чужой речи (коллективный способ обучения). 11-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 11


Цель урока:

  • Знать: способы передачи чужой речи.
  • Уметь: различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находить способы передачи чужой речи.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

- На дом было заданно определить значение паронимов.
- Что такое паронимы? Дайте определение.

(Дети дают определение и на доске дописывают значение паронимов).

- Понятливый “быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо”.
- Понятный “обоснованный, доступный пониманию”.
- Доверительный “высказывающий полное доверие кому-либо, чему-либо, чему-нибудь”.
- Доверчивый “легко доверяющий, питающий ко всем доверие, основанный на доверии”.
- Гуманный “направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый”.
- Гуманитарный “обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека”.
- Исполнительский “осуществляющий принудительное исполнение чего-либо”.
- Исполнительный “старательно исполняющий поручения”.
- Вечный “не перестающий существовать, сохраняющий на многие века”.

Работа в ПСС (парах сменного состава).

(Ученик-учитель диктует ученику-ученику предложения, а ученик-ученик должен правильно вставить пароним, например):

- В каком предложении уместно использовать прилагательное “понятливый”?

  1. Он был охвачен негодованием, вполне.....в его положении.
  2. Практикант оказался на редкость....
  3. Антон с тоской принялся объяснять вполне...., с его точки зрения, вещи.
  4. Мы начали с … детям слов и постепенно усложнили материал.

(Правильный ответ (2)).

В этом предложении уместно употребление слова “понятливый”, т. е. “быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо”.

Ответы 1,3,4 неверны. В этих предложениях уместно употребление слова “понятный”, в 1 предложении это слово имеет значение “обоснованный” в 3-4 предложениях - “доступный пониманию”

3. Изучение нового материала.

а) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

- Давайте мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу.

- Перед вами предложение:

Мы разговорились, и когда у нас зашла речь о физическом труде, то я выразил такую мысль: нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтобы меньшинства не было для большинства паразитом или насосом, высасывающим из него хронически лучшие соки, то есть нужно, чтобы все без исключения – и сильные и слабые, богатые и бедные – равноценно участвовали в борьбе за существование, каждый сам за себя, а в этом отношении нет лучшего нивелирующего средства, как физический труд в качестве общей, для всех обязательной повинности.

(А.П. Чехов, “Моя жизнь”, глава 6).

- Прежде чем выяснить, есть ли в данном предложении чужая речь, нам необходимо вспомнить, что в синтаксисе русского языка есть предложения, в которых, кроме своей собственной речи, передаётся речь другого лица (чужая речь).

- Итак, ребята, этот материал для вас не нов, давайте вспомнить:

- Что такое прямая речь? (Высказывание другому лицу, переданное в авторском повествовании, или самого автора. Если это высказывание воспроизводиться как факт, ставший посторонним для момента речи).
- А как называется лицо, передающее чужую речь? (Автором, а его слова – авторские).
- А иначе сказать? (Авторское повествование или авторская речь).
- Какими же способами передаётся авторская речь? (Предложениями с прямой речью, предложениями с косвенной речью).

Конструкция с несобственно-прямой речью – предложениями с вводными словами, указывающими на факт чужой речи, и при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о(об), относящихся к глаголу – сказуемому со значением времени, например:

  1. Погода, по словам стариков, стала совсем не такой, как прежде (временная конструкция).
  2. Он заговорил об анархии производства при капиталистическом строе, которое расходуется бесплодно. (М. Горький)

Давайте повторим –

- Итак, прямая речь – это... (чужая речь, переданная от лица говорящего)

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Из авторской речи и прямой)
- Какими частями речи обычно выражается авторская речь? (Глаголами, иногда существительными со значением речи, мысли, например: сказал, слушал, проговорил, подумал и т. д. Или существительными, указывающими на лицо: сама сказала).
- Как может располагаться авторская речь по отношению к прямой? (Авторская речь может стоять в препозиции — подлежащее предшествует сказуемому или в постпозиции или интерпозиции – сказуемое предшествует подлежащему).
- Каким ещё способом передаётся чужая речь? (Предложениями с косвенной речью).
- Что такое косвенная речь? (Чужая речь, переданная от лица автора в виде придаточной части сложного предложения).
- Предложения с прямой речью представляют собой какие сложные предложения? (Сложноподчиненные предложения с придаточной частью изъяснительной).
- А какую функцию выполняет главная часть таких предложений? (Она выполняет ту же функцию, что и авторские слова в предложениях с прямой речью: в главной части говорится о факте чужой речи и её источнике).
- Какова же функция придаточной части? (Она передаёт содержание чужой речи, например: Вот мама мне говорила, что глаза человека – это его душа).
- Есть ещё способы передачи чужой речи? (Есть, это конструкция с несобственно – прямой речью).

Дайте характеристику таким конструкциям.

(Несобственно – прямая речь характеризуется совмещением в себе особенностей и прямой, и косвенной речи, например: Кто она такая? Она ученица нашего класса? Нет, она не отличница, просто хороший человек, который поможет в трудной ситуации. К сожалению, не все это понимают. Здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской).

Все способы передачи чужой речи мы вспомнили?

Конечно же, остался ещё один способ.

Нередко содержание чужой речи передается предложениями с вводными словами. Которые указывают на сам факт чужой речи, например: "По словам родителей, наша школа даёт детям хорошие знания".

А так же при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о (об), например:

"Директор заговорил об аттестации учащихся, которая проводится в форме ЕГЭ".

- Итак, давайте вернемся к нашему предложению и выясним, есть ли в данном предложении чужая речь? (Конечно же, есть).
- Каким способом она передана? (Несобственно – прямой речью).

Совершенно верно.

4. Закрепление материала.

Итак, ребята, мы повторили все способы передачи чужой речи. А теперь мы постараемся в тексте находить чужую речь и определять способ ее передачи, объяснят знаки препинания.

Если это необходимо.

Для этого предоставлен теоретический материал. С помощью, которого вам легче будет выполнить задание.

5. Работа с текстом с взаимопроверкой (работа в ПСС)

- Перед вами текст из произведения Губарева.

Приложение 1.

6. Итоги урока.

- Сегодня мы с вами, работая с текстами, учились находить чужую речь, переданную различными способами.

Оценки за урок.