Цель урока:
- Знать: способы передачи чужой речи.
- Уметь: различать авторскую и прямую речь, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, а также в конструкциях с несобственно-прямой речью, находить способы передачи чужой речи.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
- На дом было заданно определить значение
паронимов.
- Что такое паронимы? Дайте определение.
(Дети дают определение и на доске дописывают значение паронимов).
- Понятливый “быстро и легко понимающий,
усваивающий что-либо”.
- Понятный “обоснованный, доступный пониманию”.
- Доверительный “высказывающий полное доверие
кому-либо, чему-либо, чему-нибудь”.
- Доверчивый “легко доверяющий, питающий ко всем
доверие, основанный на доверии”.
- Гуманный “направленный на благо других,
человеколюбивый и отзывчивый”.
- Гуманитарный “обращённый к человеческой
личности, к правам и интересам человека”.
- Исполнительский “осуществляющий
принудительное исполнение чего-либо”.
- Исполнительный “старательно исполняющий
поручения”.
- Вечный “не перестающий существовать,
сохраняющий на многие века”.
Работа в ПСС (парах сменного состава).
(Ученик-учитель диктует ученику-ученику предложения, а ученик-ученик должен правильно вставить пароним, например):
- В каком предложении уместно использовать прилагательное “понятливый”?
- Он был охвачен негодованием, вполне.....в его положении.
- Практикант оказался на редкость....
- Антон с тоской принялся объяснять вполне...., с его точки зрения, вещи.
- Мы начали с … детям слов и постепенно усложнили материал.
(Правильный ответ (2)).
В этом предложении уместно употребление слова “понятливый”, т. е. “быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо”.
Ответы 1,3,4 неверны. В этих предложениях уместно употребление слова “понятный”, в 1 предложении это слово имеет значение “обоснованный” в 3-4 предложениях - “доступный пониманию”
3. Изучение нового материала.
а) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Давайте мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу.
- Перед вами предложение:
Мы разговорились, и когда у нас зашла речь о физическом труде, то я выразил такую мысль: нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтобы меньшинства не было для большинства паразитом или насосом, высасывающим из него хронически лучшие соки, то есть нужно, чтобы все без исключения – и сильные и слабые, богатые и бедные – равноценно участвовали в борьбе за существование, каждый сам за себя, а в этом отношении нет лучшего нивелирующего средства, как физический труд в качестве общей, для всех обязательной повинности.
(А.П. Чехов, “Моя жизнь”, глава 6).
- Прежде чем выяснить, есть ли в данном предложении чужая речь, нам необходимо вспомнить, что в синтаксисе русского языка есть предложения, в которых, кроме своей собственной речи, передаётся речь другого лица (чужая речь).
- Итак, ребята, этот материал для вас не нов, давайте вспомнить:
- Что такое прямая речь? (Высказывание другому
лицу, переданное в авторском повествовании, или
самого автора. Если это высказывание
воспроизводиться как факт, ставший посторонним
для момента речи).
- А как называется лицо, передающее чужую речь?
(Автором, а его слова – авторские).
- А иначе сказать? (Авторское повествование или
авторская речь).
- Какими же способами передаётся авторская речь? (Предложениями
с прямой речью, предложениями с косвенной речью).
Конструкция с несобственно-прямой речью – предложениями с вводными словами, указывающими на факт чужой речи, и при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о(об), относящихся к глаголу – сказуемому со значением времени, например:
- Погода, по словам стариков, стала совсем не такой, как прежде (временная конструкция).
- Он заговорил об анархии производства при капиталистическом строе, которое расходуется бесплодно. (М. Горький)
Давайте повторим –
- Итак, прямая речь – это... (чужая речь, переданная от лица говорящего)
- Из каких частей состоит предложение с прямой
речью? (Из авторской речи и прямой)
- Какими частями речи обычно выражается
авторская речь? (Глаголами, иногда
существительными со значением речи, мысли,
например: сказал, слушал, проговорил, подумал и т.
д. Или существительными, указывающими на лицо:
сама сказала).
- Как может располагаться авторская речь по
отношению к прямой? (Авторская речь может
стоять в препозиции — подлежащее предшествует
сказуемому или в постпозиции или интерпозиции –
сказуемое предшествует подлежащему).
- Каким ещё способом передаётся чужая речь?
(Предложениями с косвенной речью).
- Что такое косвенная речь? (Чужая речь,
переданная от лица автора в виде придаточной
части сложного предложения).
- Предложения с прямой речью представляют собой
какие сложные предложения? (Сложноподчиненные
предложения с придаточной частью
изъяснительной).
- А какую функцию выполняет главная часть таких
предложений? (Она выполняет ту же функцию, что и
авторские слова в предложениях с прямой речью: в
главной части говорится о факте чужой речи и её
источнике).
- Какова же функция придаточной части? (Она
передаёт содержание чужой речи, например: Вот
мама мне говорила, что глаза человека – это его
душа).
- Есть ещё способы передачи чужой речи? (Есть,
это конструкция с несобственно – прямой речью).
Дайте характеристику таким конструкциям.
(Несобственно – прямая речь характеризуется совмещением в себе особенностей и прямой, и косвенной речи, например: Кто она такая? Она ученица нашего класса? Нет, она не отличница, просто хороший человек, который поможет в трудной ситуации. К сожалению, не все это понимают. Здесь присутствуют и авторские высказывания и косвенная речь, которая сливается с авторской).
Все способы передачи чужой речи мы вспомнили?
Конечно же, остался ещё один способ.
Нередко содержание чужой речи передается предложениями с вводными словами. Которые указывают на сам факт чужой речи, например: "По словам родителей, наша школа даёт детям хорошие знания".
А так же при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о (об), например:
"Директор заговорил об аттестации учащихся, которая проводится в форме ЕГЭ".
- Итак, давайте вернемся к нашему предложению и
выясним, есть ли в данном предложении чужая речь?
(Конечно же, есть).
- Каким способом она передана? (Несобственно –
прямой речью).
Совершенно верно.
4. Закрепление материала.
Итак, ребята, мы повторили все способы передачи чужой речи. А теперь мы постараемся в тексте находить чужую речь и определять способ ее передачи, объяснят знаки препинания.
Если это необходимо.
Для этого предоставлен теоретический материал. С помощью, которого вам легче будет выполнить задание.
5. Работа с текстом с взаимопроверкой (работа в ПСС)
- Перед вами текст из произведения Губарева.
6. Итоги урока.
- Сегодня мы с вами, работая с текстами, учились находить чужую речь, переданную различными способами.
Оценки за урок.