Цели:
- образовательные: формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;
- развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;
- воспитательные: воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.
Оборудование: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; иллюстрации с видами Кавказа; тексты стихотворений.
Методы и приемы:
- репродуктивный (слово учителя);
- эвристическая беседа;
- исследовательский (анализ стихотворения);
- творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные и групповые задания исследовательского характера
- эвристическая беседа
- иллюстрирование художественных произведений
- словесное рисование
- работа со словарем
- выразительное чтение
- создание связного текста
Ход урока
1-й этап
Сообщения заранее подготовленных учащихся “Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова” с одновременным показом слайдов презентации, подготовленной учителем.
2-й этап
Чтение стихотворений “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале”.
Выявление первого читательского восприятия:
– Понравились ли стихотворения?
– О чем эти стихотворения?
– Какие картины вы мысленно рисуете, читая эти стихотворения?
– Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С.Пушкина? Похожи ли герои этих двух стихотворений или в них больше различия?
Словарная работа
Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).
Подъять – подъемлю, подъятый ( устар. высок.) то же, что и поднять.
Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование; 2) совокупность материальных условий жизни и общества.
Царственный – величественный и горделивый, величавый.
Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)
Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.); 2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов
Ноев ковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле; 2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)
Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре; 2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).
Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.
Брег – (устар.) то же, что берег.
(Все значения слов взяты по словарю Ожегова.)
3-й этап
Наблюдения над текстами стихотворений
Объекты наблюдения | Стихотворение А.С.Пушкина (1829 год) | Стихотворение М.Ю.Лермонтова (1830 год) |
Экспозиция в стихотворении – вступление, место, где разворачивается лирическая картина | Казбек – одна из горных вершин Кавказа. Лирическая картина создается при помощи метафоры: вершина Кавказа – “царственный шатер”, который сияет вечными лучами. Эта развернутая метафора включает в себя 2 выразительных эпитета: царственный (шатер) и вечными (лучами). Создается торжественная, величественная картина: вечная, незыблемая, где величественный шатер – высокая, величавая, горделивая вершина Казбека |
Место, где разворачивается лирическая
картина: теснина Кавказа – тесное ущелье; скала – высоко, “туда долететь лишь степному орлу” У Пушкина – прямое указание – “высоко”, у Лермонтова через образ орла – сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства. Этот прием позволяет сделать картину выразительной, более развернутой, чем у Пушкина. Но сочетание “теснина” и образ орла создают тяжелую, мрачную, невеселую картину. |
Лирический образ | Образ монастыря создается при помощи сравнений: монастырь – “как в небе реющий ковчег”; глагол “парит” создает ощущение легкости, воздушности монастыря; складывается впечатление, что это просто видение, призрак, который видится лирическому герою |
Образ креста Создается при помощи глаголов “чернеет, гниет, гнётся” Крест – реально видимый; каждый, кто видит его, поднимает руку, чтобы перекреститься. |
Вопросы самому себе | Кто построил монастырь высоко в горах “ за облаками”? С какой целью он построен? | Кто поставил крест на высокой скале, по
какому случаю? Может быть, там кто – то похоронен? Образ “черного креста” вызывает беспокойство, тревогу. |
Лирический герой | Лирический герой желает подняться в
этот монастырь, обозначенный метафорой “вольная
вершина”. Эпитет “вольная” здесь звучит как противопоставление несвободе, может быть внутренней несвободе. Но лирический герой ничего не говорит о том, что он будет делать в этом монастыре, в этой заоблачной келье, в соседстве бога. По нашим представлениям – бог – высоко в небе, откуда он следит за деяниями людей; Поэтому – “высоко в горах” – “в соседстве бога” Лирический герой хочет спрятаться, скрыться, но от чего? |
Лирический герой также хочет подняться
к этому черному кресту. Герой обременен тяжелой цепью бытия т.е. тяжелой жизнью, эта тяжесть давит его, он хочет освободиться о т “цепи бытия”. Лирический герой трагичен - он скрывает нечто, что гнетет его душу: он “молился бы и плакал”; Молитва и слезы – очищают душу (от греха?); возрождают (через страдание, слезы) к новой жизни (катарсис – очищение); В характере лирического героя есть нечто, что позволяет ему назваться братом с бурей, но: буря – свободная, сильная, однако это разрушающая стихия. |
Лирический образ и лирический герой | Монастырь для лирического героя -
“далекий, но вожделенный брег” - сочетание слов
книжного стиля создает высокий стиль.: Вожделенный брег – желанный берег, куда можно пристать после долгого, трудного пути, плавания в штормовом море. Как известно, море – символ человеческой жизни. |
Крест для лирического героя как символ
очищения его души от того, что тяготит его душу;
лирический герой хорошо знает, что он будет
делать: молиться и плакать. Чтобы потом продолжить жизнь, став сильным, как буря, способным преодолевать все трудности. |
Эмоциональная окраска | Эмоционально насыщенное стихотворение, во второй строфе – сразу три восклицательных предложения | Всего одно восклицательное предложение |
Цветовые характеристики | Краски: голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь | Краски: темные, черные, серые – теснина
тесное, темное, черное ущелье; черный крест. Эти цвета создают мрачный фон. |
Синтаксические конструкции | Обращение к Казбеку; Внутренний монолог лирического героя. Сложные синтаксические конструкции с их обособленными определениями, обстоятельствами |
Повествование от первого лица Можно сказать, что это монолог лирического героя |
Стихотворный размер | Ямб – живой, подвижный. Как и хорей – любимый стихотворный размер Пушкина. | Трехсложный размер – амфибрахий, неторопливый, но также живой, экспрессивный. |
Настроение читателя | У Пушкина нет такого тяжелого чувства безысходности, как у Лермонтова, его стихотворение более светлое | Настроение грустное, печальное, ощущение одиночества, безысходности. |
4 этап
Создание письменного высказывания на основе наблюдений над стихотворением
И Пушкин, и Лермонтов бывали на Кавказе, он стал для них источником поэтического вдохновения.
Стихотворения “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале” написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество; а Лермонтов( если судить по дате, которую, впрочем, ставят со знаком вопроса) еще подросток, шестнадцатилетний подросток, со своим сложным внутренним миром – но все – таки ещё не сформировавшийся подросток, для которого характерны незрелость, может быть напускная бравада, нагнетание чувств и красок.
Поэтому стихотворения отличаются и настроением и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа. У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный (“величественный”) шатер.
Стихотворение “Монастырь на Казбеке” эмоционально насыщенное, использование высокой книжной и устаревшей лексики делает стихотворение ещё более торжественным. Читая его, не создается впечатление трагичности, безысходности, хотя герой, кК и у Лермонтова, одинок, он хочет скрыться в “вольной вышине”. Несомненно, лирический герой имеет автобиографические черты: конец 20-х годов – это и трагические события 1825 года, потеря близких людей, ссылка в Михайловское, примирение с царём, безденежье, хлопоты по устройству личной жизни.. Значит, было в его жизни то, что мешало чувствовать себя внутренне свободным, готовым творить без цензуры внешней и внутренней.
У Лермонтова уже в начале стихотворения мы ощущаем нагнетание красок: черный крест, теснина, которые как бы душат, теснят не только героя, но и читателя. Герой у Лермонтова трагичен, он одинок, его душа страдает, он хочет освободиться от “ цепи бытия”. Крест для него становится символом очищения, обновления, возрождения к новой жизни. Лирический герой этого стихотворения, получив дальнейшее развитие, вырастет до Мцыри, до Демона.
Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.
5-й этап. Рефлексия
- Как ты оцениваешь свое участие на уроке?
- Что удалось тебе на уроке, что не удалось?
- Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
6-й этап. Домашнее задание
Доработать сочинения по стихотворениям (1-й вариант), написать ответ на вопрос: “Что нового я узнал об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова”.