Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале"

Разделы: Литература


Цели:

  • образовательные: формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;
  • развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;
  • воспитательные: воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; иллюстрации с видами Кавказа; тексты стихотворений.

Методы и приемы:

  • репродуктивный (слово учителя);
  • эвристическая беседа;
  • исследовательский (анализ стихотворения);
  • творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).

Формы организации учебной деятельности:

  1. индивидуальные и групповые задания исследовательского характера
  2. эвристическая беседа
  3. иллюстрирование художественных произведений
  4. словесное рисование
  5. работа со словарем
  6. выразительное чтение
  7. создание связного текста

Ход урока

1-й этап

Сообщения заранее подготовленных учащихся “Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова” с одновременным показом слайдов презентации, подготовленной учителем.

2-й этап

Чтение стихотворений “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале”.

Выявление первого читательского восприятия:

– Понравились ли стихотворения?

– О чем эти стихотворения?

– Какие картины вы мысленно рисуете, читая эти стихотворения?

– Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С.Пушкина? Похожи ли герои этих двух стихотворений или в них больше различия?

Словарная работа

Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).

Подъять – подъемлю, подъятый ( устар. высок.) то же, что и поднять.

Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование; 2) совокупность материальных условий жизни и общества.

Царственный – величественный и горделивый, величавый.

Шатер –  высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)

Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.); 2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов

Ноев ковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле; 2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)

Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре; 2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).

Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.

Брег – (устар.) то же, что берег.

(Все значения слов взяты по словарю Ожегова.)

3-й этап

Наблюдения над текстами стихотворений

Объекты наблюдения Стихотворение А.С.Пушкина (1829 год) Стихотворение М.Ю.Лермонтова (1830 год)
Экспозиция в стихотворении – вступление, место, где разворачивается лирическая картина Казбек – одна из горных вершин Кавказа.

Лирическая картина создается при помощи метафоры: вершина Кавказа – “царственный шатер”, который сияет вечными лучами.

Эта развернутая метафора включает в себя 2 выразительных эпитета: царственный (шатер) и вечными (лучами).

Создается торжественная, величественная картина: вечная, незыблемая, где величественный шатер – высокая, величавая, горделивая вершина Казбека

Место, где разворачивается лирическая картина:

теснина Кавказа – тесное ущелье;

скала – высоко, “туда долететь лишь степному орлу”

У Пушкина – прямое указание – “высоко”, у Лермонтова через образ орла – сильной, выносливой птицы, которая может преодолеть большие пространства.

Этот прием позволяет сделать картину выразительной, более развернутой, чем у Пушкина.

Но сочетание “теснина” и образ орла создают тяжелую, мрачную, невеселую картину.

Лирический образ Образ монастыря

создается при помощи сравнений:

монастырь – “как в небе реющий ковчег”;

глагол “парит” создает ощущение легкости, воздушности монастыря; складывается впечатление, что это просто видение, призрак, который видится лирическому герою

Образ креста

Создается при помощи глаголов “чернеет, гниет, гнётся”

Крест – реально видимый; каждый, кто видит его, поднимает руку, чтобы перекреститься.

Вопросы самому себе Кто построил монастырь высоко в горах “ за облаками”? С какой целью он построен? Кто поставил крест на высокой скале, по какому случаю?

Может быть, там кто – то похоронен?

Образ “черного креста” вызывает беспокойство, тревогу.

Лирический герой Лирический герой желает подняться в этот монастырь, обозначенный метафорой “вольная вершина”.

Эпитет “вольная” здесь звучит как противопоставление несвободе, может быть внутренней несвободе.

Но лирический герой ничего не говорит о том, что он будет делать в этом монастыре, в этой заоблачной келье, в соседстве бога.

По нашим представлениям – бог – высоко в небе, откуда он следит за деяниями людей;

Поэтому – “высоко в горах” – “в соседстве бога”

Лирический герой хочет спрятаться, скрыться, но от чего?

Лирический герой также хочет подняться к этому черному кресту.

Герой обременен тяжелой цепью бытия т.е. тяжелой жизнью, эта тяжесть давит его, он хочет освободиться о т “цепи бытия”.

Лирический герой трагичен - он скрывает нечто, что гнетет его душу: он “молился бы и плакал”;

Молитва и слезы – очищают душу (от греха?);

возрождают (через страдание, слезы) к новой жизни (катарсис – очищение);

В характере лирического героя есть нечто, что позволяет ему назваться братом с бурей, но: буря – свободная, сильная, однако это разрушающая стихия.

Лирический образ и лирический герой Монастырь для лирического героя - “далекий, но вожделенный брег” - сочетание слов книжного стиля создает высокий стиль.:

Вожделенный брег – желанный берег, куда можно пристать после долгого, трудного пути, плавания в штормовом море.

Как известно, море – символ человеческой жизни.

Крест для лирического героя как символ очищения его души от того, что тяготит его душу; лирический герой хорошо знает, что он будет делать: молиться и плакать.

Чтобы потом продолжить жизнь, став сильным, как буря, способным преодолевать все трудности.

Эмоциональная окраска Эмоционально насыщенное стихотворение, во второй строфе – сразу три восклицательных предложения Всего одно восклицательное предложение
Цветовые характеристики Краски: голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь Краски: темные, черные, серые – теснина тесное, темное, черное ущелье; черный крест.

Эти цвета создают мрачный фон.

Синтаксические конструкции Обращение к Казбеку;

Внутренний монолог лирического героя.

Сложные синтаксические конструкции с их обособленными определениями, обстоятельствами

Повествование от первого лица

Можно сказать, что это монолог лирического героя

Стихотворный размер Ямб – живой, подвижный. Как и хорей – любимый стихотворный размер Пушкина. Трехсложный размер – амфибрахий, неторопливый, но также живой, экспрессивный.
Настроение читателя У Пушкина нет такого тяжелого чувства безысходности, как у Лермонтова, его стихотворение более светлое Настроение грустное, печальное, ощущение одиночества, безысходности.

4 этап

Создание письменного высказывания на основе наблюдений над стихотворением

И Пушкин, и Лермонтов бывали на Кавказе, он стал для них источником поэтического вдохновения.

Стихотворения “Монастырь на Казбеке” и “Крест на скале” написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество; а Лермонтов( если судить по дате, которую, впрочем, ставят со знаком вопроса) еще подросток, шестнадцатилетний подросток, со своим сложным внутренним миром – но все – таки ещё не сформировавшийся подросток, для которого характерны незрелость, может быть напускная бравада, нагнетание чувств и красок.

Поэтому стихотворения отличаются и настроением и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа. У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный (“величественный”) шатер.

Стихотворение “Монастырь на Казбеке” эмоционально насыщенное, использование высокой книжной и устаревшей лексики делает стихотворение ещё более торжественным. Читая его, не создается впечатление трагичности, безысходности, хотя герой, кК и у Лермонтова, одинок, он хочет скрыться в “вольной вышине”. Несомненно, лирический герой имеет автобиографические черты: конец 20-х годов – это и трагические события 1825 года, потеря близких людей, ссылка в Михайловское, примирение с царём, безденежье, хлопоты по устройству личной жизни.. Значит, было в его жизни то, что мешало чувствовать себя внутренне свободным, готовым творить без цензуры внешней и внутренней.

У Лермонтова уже в начале стихотворения мы ощущаем нагнетание красок: черный крест, теснина, которые как бы душат, теснят не только героя, но и читателя. Герой у Лермонтова трагичен, он одинок, его душа страдает, он хочет освободиться от “ цепи бытия”. Крест для него становится символом очищения, обновления, возрождения к новой жизни. Лирический герой этого стихотворения, получив дальнейшее развитие, вырастет до Мцыри, до Демона.

Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.

5-й этап. Рефлексия

  1. Как ты оцениваешь свое участие на уроке?
  2. Что удалось тебе на уроке, что не удалось?
  3. Что было интересно на уроке? Что не понравилось?

6-й этап. Домашнее задание

Доработать сочинения по стихотворениям (1-й вариант), написать ответ на вопрос: “Что нового я узнал об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова”.