Способы интеграции как средство развития общекультурных компетенций обучающихся на уроках литературы

Разделы: Литература


Не должно быть слепых к красоте, глухих
к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру,
беспамятных к прошлому. А для всего этого
нужны знания, нужна интеллигентность,
дающаяся гуманитарными науками.
Д. С. Лихачёв

Современному обществу нужен человек, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Гуманитарное образование сейчас в большей степени ориентируется на формирование в человеке целостного мира культуры в его гармонической организации, что связано с развитием ценностного мышления и ответственного сознания личности.

Стандарты нового поколения опираются на культурологический подход в изучении литературы. Следовательно, будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего гуманитарного цикла в парадигме культуры.

Работая с детьми, я убедилась в недостаточности некоторых позиций:

  • во-первых, в ходе общения с детьми на уроках и во внеурочное время было отмечено, что обучающиеся средней школы,  получив подготовку по тем или иным предметам,  затрудняются применять "частные" знания, умения на практике.  Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.
  • во-вторых, изучив программы и учебники литературы разных авторов, я отметила, что большинство из них редко предлагает задания на сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.

Отмеченные недостатки педагогической теории и практики порождают противоречия, которые определяют основные направления работы педагога:

  • между возросшей потребностью общества в активных, творческих личностях, ориентирующихся в сложных социальных процессах, готовых к самореализации в культуре, и отсутствием действенной связи школьного гуманитарного образования с практикой социокультурной ориентации;
  • между необходимостью культурологической интеграции разнопредметных гуманитарных знаний, преодолевающей разрыв между гуманитарным образованием школьников и социокультурной практикой, и неопределенностью научно-педагогических основ такой интеграции;

Я пришла к выводу, что необходимы различные способы интеграции, которые позволят подобрать и систематизировать материал для интеграции, что обогатит возможности учебного предмета “Литература”, сделает этот процесс целенаправленным и поможет успешно решить проблему развития активной познавательной деятельности обучающихся.

Теоретическим обоснованием данного опыта являются труды ведущих педагогов, психологов, учёных: И.Я. Лернера, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.С. Библера, Б.М. Неменского, Л.П. Щербины, В.Н. Максимовой, В.П. Зинченко, И. Коложвари, в работах которых интеграция рассматривается как объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства, выделяются основные отличительные характеристики любой интеграционной модели - системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.

Урок литературы содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который напрямую связан с характером самого предмета. Эстетическое воспитание осуществляется на каждом уроке литературы через деятельные формы обучения. Учитывая интегративный характер дисциплины, мы используем как традиционную урочную, так и внеурочную деятельность учеников.

В основе работы с обучающимися лежит развивающая технология личностно-ориентированного обучения, опирающаяся на компетентностно-деятельностный подход. Основой уроков является система заданий, развивающих эмоциональную, эстетическую, социальную культуру обучающихся, и выбор способов интеграции, помогающих синтезировать знания.

Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, формируя культурный кругозор и содействуя глубокому пониманию литературного произведения. Виртуальные экскурсии передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя.

Учитывая специфику предмета, я использую следующие способы интеграции рационального и эмоционального на уроках:

  • интегрированные уроки;
  • бинарные уроки;
  • привлечение ИКТ;
  • посещение театра;
  • просмотр кинофильмов.

В приложении 1 представлены примеры применения способов интеграции на разных этапах уроков литературы (на этапе восприятия, анализа содержания, закрепления). Приложение 1

В зависимости от поставленных целей и задач, на уроке можно сочетать несколько способов интеграции или ограничиться одним. Так, при изучении темы “Особенности русского романтизма” мы характеризуем литературное направление, знакомя обучающихся с основоположниками литературного течения, системой жанров, особенностями конфликта, системой образов, своеобразием пейзажа. Так формируются знания. Но литература оперирует образами. Предлагая ученикам прослушать Двенадцатый (“Революционный”) этюд Ф. Шопена и рассмотреть картину Э. Делакруа “Свобода на баррикадах”, я создаю определённый эмоциональный настрой в классе. Затем предлагаю вспомнить изученные ранее литературные произведения, близкие по настроению данным (Лермонтов М.Ю. Парус). Ученики находят общие мотивы, чувствуют настроение, они готовы знакомиться с темой.

Ещё одним часто использующимся способом интеграции является применение ИКТ. Технические средства помогают организовать просмотр на уроке видеофрагмента, создать вернисаж, использовать в работе презентации, прослушать музыкальное произведение, совершить виртуальные экскурсии, услышать аудиочтение в исполнении автора или актёра.

Просмотр видеофрагмента или прослушивание музыкального произведения не используются сами по себе. Перед данным этапом работы даётся проблемное задание на сопоставление фрагментов с прочитанным произведением. Для решения поставленной задачи необходимо знать текст, понимать позицию автора, высказать и доказать свою точку зрения, понять образный ряд разных по восприятию произведений. Например, анализируя сцену дуэли в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, использую фрагмент кинофильма и даю прослушать отрывок оперы. Обучающиеся высказывают свои впечатления и выясняют различие и сходство в трактовке сцены. Эта работа помогает развивать умение сопоставлять произведения разных видов искусства, посвященные одной теме. Так развивается понимание того, что разные виды искусств дополняют, конкретизируют отдельные образы и создают единое пространство художественного мира.

ИКТ позволяют интегрировать в урок и богатый иллюстративный материал. Задание учащимся: представьте провинциальный город Николаевской России XIX века. Это сделать сложно, а тем более современному подростку, изучающему поэму “Мертвые души” или комедию “Ревизор”. Помогает картина А.Добужинского “Город в Николаевской России”. Так дополняется и восприятие будущего текста, и понимание роли произведения в художественной культуре.

На вводных и заключительных уроках по теме интегрируем материал с помощью виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с жизнью поэта или писателя: “Жизненный путь А.С. Грибоедова”, “Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова” и другие. К таким урокам обучающиеся получают творческое задание. Класс делится на группы, которые выполняют творческий проект. На уроке проходит защита проектов, выполненных в форме презентаций, портретной галереи, литературной газеты анализируемой эпохи. Так обучающиеся из созерцателей становятся исследователями.

Появление в нашем городе театра дало возможность увидеть постановки по изучаемым произведениям. Интересным стало сопоставление режиссёрской трактовки спектакля “Недоросль” Д. Фонвизина с авторским замыслом. В беседу включились даже те обучающиеся, которые на уроке предпочитают молчать. Так формируется зрительская культура, а следовательно, развиваются общекультурные компетенции.

Учитывая вышесказанное, я составила примерный перечень для возможного использования произведений разных видов искусств на уроках литературы для 5 и 9 классов. (Приложение 2)

Д.С.Лихачев, выделяя принцип историзма в диалоге культур и искусств, указывает на значимость проблемы интерпретации явлений культуры и произведений искусства в историческом контексте.

При изучении тем, связанных с историко-культурной характеристикой эпохи проводятся бинарные уроки (“История и культура I половины XIX века”, “Образ Пугачёва в творчестве Пушкина А.С. и исторических документах” и другие). Такие уроки провожу совместно с преподавателем обществознания и истории, а иногда и привлекая преподавателя МХК. Для успешного сотрудничества между учителями была частично разработана схема синхронного преподавания предметов, помогающая опираться на базовые знания учеников и избежать дублирования материала. (Приложение 3)

Интегрированный подход в обучении помогает построить и внеклассную работу. Совместно с учениками мы принимаем участие в телекоммуникационных проектах, проводим литературные гостиные, показываем литературно-музыкальные постановки.

Интеграция направлена на развитие эрудиции ученика.

Перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Интеграция снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Т.о. интеграция – это возможность педагогов работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических  проблем, создавая условия для проявления общекультурной компетентности.