Сравнительный анализ былины "Садко" и фильма–сказки "Садко". Урок литературы в 7-м классе

Разделы: Литература


Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить формирование навыков и умений сравнительного анализа:
  • находить сходства и отличия в сюжете произведений литературы и киноискусства;
  • выявлять основные качества героев произведений исравнивать персонажи;
  • выявлять художественное своеобразие произведений литературы и кино;
  • делать выводы в своей работе.

Развивающие:

  • развитие речи, словарного запаса;
  • развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
  • развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные:

  • формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
  • формирование нравственного сознания.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Урок рассчитан на 2 часа.

1. Вступительное слово учителя.

На уроке литературы мы с вами познакомились с произведениями устного народного творчества - былинами. Одна из них - былина новгородского цикла "Садко". Также мы с вами посмотрели одноимённый фильм-сказку режиссёра А. Птушко "Садко". Сегодня нам предстоит нелёгкая, но очень интересная задача - сравнить произведение устного народного творчества с произведением киноискусства.

Но прежде давайте прослушаем два сообщения учащихся: первое - о былине "Садко", второе - о фильме-сказке "Садко".

2. Сообщения учащихся о былине "Садко" (Ю.М. Соколов и В.И. Чичеров. Онежские былины. - М., 1948) и фильме-сказке "Садко" (Мосфильм. А. Птушко.Фильм-сказка "Садко". - www.mosfilm.ru).

3. Слово учителя.

А теперь приступим к сравнительному анализу былины и киносказки. Нашу работу мы построим следующим образом: сначала сравним сюжеты произведений, затем сопоставим их героев и в конце попытаемся выявить художественное своеобразие былины и фильма-сказки.

Итак, приступим к сравнению сюжета произведений.

4. Беседа с учащимися.

- Сколько условно частей можно выделить и в былине, и в фильме? Давайте их озаглавим.

На доске записывается план сюжета.

  • Садко в Новгороде.
  • Путешествие Садко.
  • Садко на море.
  • Садко в подводном царстве у Морского Царя.

Весь класс мы разделим на 4 рабочие группы. Каждой группе предстоит сравнить сюжеты одной из частей былины и фильма-сказки согласно нашему плану.

5. Работа по группам.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Задание для группы 1.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки первой части - "Садко в Новгороде".

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

- Кем был Садко в начале былины и фильма?

- Как удалось разбогатеть Садко в былине и в фильме? Кто в этом ему помогает в былине? А кто в фильме-сказке?

- С какой целью строит Садко корабли и отправляется в путешествие в былине? А в фильме?

Задание для группы 2.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки второй части - "Путешествие Садко".

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

- Куда отправляется Садко с дружиною в былине? Что сказано о его путешествии?

- В фильме-сказке путешествие занимает значительное место. Как вы думаете, почему?

- Какие испытания выпали на долю Садко и его дружины в фильме?

- К какой мысли приходит Садко в конце своего путешествия в фильме? В чём он видит счастье?

Задание для группы 3.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки третьей части - "Садко на море".

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

- Почему на море разыгралась буря?

- Как ведёт себя Садко в былине, прежде чем отправиться к Морскому Царю? Почему?

- Какое решение принимает Садко в фильме-сказке?

Задание для группы 4.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки четвёртой части - "Садко в подводном царстве у Морского Царя".

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

- Как выглядит Морской Царь в былине? А как в фильме?

- Почему Садко начинает играть на гуслях в былине? А в фильме-сказке?

- От кого Садко узнаёт о том, что на море тонут корабли? Кто помогает ему попасть на землю в былине? А в фильме?

6. Выступления групп со своими сообщениями.

В результате работы учащиеся должны прийти к следующим выводам.

Группа 1.

И в фильме, и в былине Садко вначале был бедным гусляром, услаждавшим слух прекрасным пением и игрой на гуслях. И в былине, и фильме разбогатеть Садко помогает потусторонняя сила. Но если в былине помощником выступает сам Морской Царь, то в фильме это прекрасная дочь морского царя - Морская царевна. Оба они награждают Садко за прекрасное пение и игру на гуслях рыбами с золотыми перьями, на которых советуют гусляру бить об заклад с купцами на спор.

В былине Садко, разбогатев, становится богатым купцом и зазывает всех к себе на пир, где хвастает, что скупит на свои деньги все товары новгородские. Однако это ему не удаётся, так как каждый день в Новгород привозят всё новые и новые товары со всех концов земли. Тогда Садко делает вывод, что славный Новгород богаче его будет и, построив тридцать кораблей, собирается в морское путешествие торговать новгородскими товарами.

В фильме Садко, получив новгородские товары, раздаёт их бедным людям. В морское путешествие он со своей дружиной собирается на поиски Птицы-Счастья для бедного люда и чтобы прославить новгородские товары, а с ними и Великий Новгород. Строит он всего три корабля, на которых и отправляется в путешествие.

Итак, и в былине, и в фильме Садко отправляется в путешествие на своих кораблях.

Группа 2.

И в былине, и в фильме Садко с дружиной совершают путешествие по морю.

В былине морское путешествие описывается очень кратко, упоминается только, что Садко через Ладожское озеро попадает в реку Неву, а затем едет по морю. Направляется он в Золотую Орду, где торгует новгородскими товарами и получает великие барыши.

В фильме же путешествие занимает значительное место, описывается ряд приключений Садко и его дружины в поисках Птицы-Счастья: встреча с воинственным народом, с хитрым индийским правителем Магараджа. Отовсюду Садко выбирается живым: русская смекалка, смелость выручают молодца и его дружину. Садко находит Птицу Феникс, но счастье оказывается не в ней. В результате своего путешествия Садко понимает, что лучше родной земли, любимых родных и близких нет в мире ничего - и в этом он видит счастье.

И в былине, и в фильме Садко с дружиной направляются домой в Новгород.

Группа 3.

И в былине, и в фильме Морской Царь требует дани - живой головы, причём самого Садко.

Но если в фильме Садко сразу принимает решение самому отправиться к подводному Царю, не желая жертвовать другими жизнями, то в былине Садко три раза со своей дружиной бросают жребий, чтобы выяснить, кому отправляться на дно морское - нелегко ему расстаться со своей жизнью. Перед тем как отправиться к Морскому Царю, Садко-купец пишет завещание, в котором отписывает своё именьице церквам, бедным людям и молодой жене.

В былине Садко засыпает на дощечке, которая плывёт по морю, и попадает в морское царство. В фильме же Садко просто опускается на морское дно при разыгравшейся буре.

Группа 4.

В фильме-сказке и в былине царь выглядит по-разному. В былине образ очень неопределённый:у царя голова похожа на кучу сенную. В фильме же он приближён к реальному человеческому облику: у Морского Царя длинная и густая борода, на головекорона, царь в красивом наряде.

В фильме-сказке, в отличие от былины, царь морской не приказывает Садко играть на гуслях - Садко сам начинает играть, а царь плясать. В былине же Царь Морской приказывает Садко играть на гуслях.

И в фильме, и в былине море бушует, и много хороших и праведных людей гибнет. А Садко и не догадывается об этом и продолжает играть. В фильме с известием о гибели людей и кораблей прилетает голубь, которого присылает Садко Любава.После того как Садко узнаёт о несчастье, он придумывает, как ему успокоить Царя и, следовательно, разбушевавшееся море, а также попасть на землю. В этом ему помогает Морская царевна, та, которая одарила его в своё время. Таким образом, Садко помогает сила любви женщин - Любавы и Морской царевны.

В былине же с известием о гибели кораблей появляется святой Микола Можайский. Он помогает Садко выбраться из моря своими советами: сломать гусли и жениться на Чернавушке. Таким образом, в былине Садко помогает святая сила в образе Миколы Можайского.

7. Беседа.

Теперь нам предстоит сравнить героев былины и фильма-сказки. Сначала перечислим основные персонажи былины и фильма.

На доске заполняем таблицу:

Герои былины Герои фильма
Садко

Купцы новгородские

Дружина Садко

Жена Садко (упоминается)

Морской Царь

Чернавушка

Микола Можайский

Садко

Купцы новгородские

Дружина Садко

Любава Буслаевна

Нептун

Царица-Водяница

Владычица Ильмень-озера

Воинственный народ

Магараджа

Птица Феникс

- Какие герои встречаются в обоих произведениях?

(Садко, купцы новгородские, дружина Садко, Морской Царь, Морская царевна (она же в фильме Владычица Ильмень-озера).

- Какие персонажи есть только в былине?

(Микола Можайский, упоминается жена Садко).

- Какие персонажи есть только в фильме?

(Любавушка, Царица-Водяница, воинственный народ, восточный правитель Магараджа, Птица Счастья Феникс).

Несомненно, главным героем и былины, и фильма является Садко. Давайте сравним образы одного и того же героя, но разных произведений искусства.

Садко

- Дано ли портретное описание Садко в былине? Что мызнаем о нём? Почему Садко в былине часто приглашают на почестные пиры?

- Как выглядит Садко в фильме? Что мы знаем о нём? С какой целью Садко идёт к новгородским купцам? Только ли о богатстве он помышляет? Какие качества проявляет Садко в этих сценах?

- Какие качества Садко помогли разбогатеть ему и в фильме, и в былине?

- С какой целью Садко отправляется в морское путешествие в былине? А в фильме? О каких качествах характера Садко это говорит?

- Каким мы видим Садко в сценах фильма во время встречи с воинственным народом, с восточным правителем Магараджа?

- Как ведёт себя Садко, когда узнаёт, что Морской Царь требует его к себе на дно морское в былине? А в фильме?

- Какие качества помогли Садко выбраться живым на сушу от Морского Царя и в былине, и в фильме?

- Как относится Садко к своей жене в былине? К невесте Любавушке в фильме?

- Что самое главное понял Садко во время своего путешествия в фильме-сказке? Как Садко относится к своему народу и родной земле? Как его это характеризует?

- Почему в былине Садко не прельщают морские богатства и красивые царевны, а он стремится на землю?

- Зачем Садко в былине строит церковь Миколе Можайскому после возвращения на родину?

- Итак, какие же человеческие качества роднят главных героев двух произведений? А где образ Садко получился более ярким и характерным?

Учащиеся должны прийти к следующим выводам.

Если мы сравним образы главного героя Садко в фильме и былине, то отметим во многом схожесть их характера: смелость, настойчивость, гордость, смекалка, любовь к родному краю. Оба они - мастера своего дела, их талант помогает разбогатеть бедным гуслярам. Но в фильме образ Садко получился более ярким и характерным. Садко никогда не сомневается, он решительнее, смелее в своих поступках. В нём больше развито чувство долга, ответственности и любви к родному краю, Любаве и своему народу.

8. Работа по группам

Остальные персонажи вам предстоит охарактеризовать самостоятельно.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Задание для группы 1.

Проанализируйте женские образы былины и фильма-сказки: в былине - Чернавушки и жены Садко; в фильме - Владычицы Ильмень-озера и Любавы Буслаевны.

Какую роль они выполняют в былине и в фильме?

Задание для группы 2.

Проанализируйте образы Морского Царя (Нептуна) в былине и фильме-сказке, Царицы-Водяницы в фильме.

Какую роль они выполняют в былине и в фильме?

Задание для группы 3.

Дайте характеристику купцам новгородским, дружине Садко в былине и фильме-сказке, Миколе Можайскому в былине.

Какую роль они выполняют в былине и в фильме?

Задание для группы 4.

Дайте характеристику воинственному народу, восточному правителю Магараджа, Птице Феникс в фильме-сказке.

С какой целью режиссёр вводит эти персонажи в фильм?

9. Выступления групп со своими сообщениями.

В результате работы учащиеся должны прийти к следующим выводам.

И купцы новгородские, и дружина Садко, и Морской Царь - персонажи, которые встречаются как в былине, так и фильме-сказке. Все они играют одну и ту же роль. С купцами новгородскими - богатыми высокомерными торговцами - Садко вступает в спор. Дружина - храбрая, преданная Садко помощница в сложных ситуациях. Морской Царь - владыка моря, он выступает и в качестве помощника-дарителя (в былине одаривает Садко рыбками с золотыми перьями), и хитреца, всеми силами старающегося заполучить к себе Садко, чтоб гусляр веселил его своей игрой.

Если в былине помощь Садко оказывает святой Микола Можайский, то в фильме-сказке - Морская царевна, влюблённая в гусляра.

Так как в былине путешествие Садко описывается очень кратко, там нет таких персонажей, как воинственный народ и восточный правитель Магараджа. В фильм данные персонажи режиссёр вводит, чтоб подвергнуть Садко испытаниям, поставить в сложные ситуации. Садко же преодолевает все испытания, становясь только сильнее и выносливее.

10. Беседа с учащимися.

Теперь попробуем выявить художественное своеобразие произведений.

Былина "Садко"

- Как и во всех былинах, в былине "Садко" есть зачин, который определяет место и время действия; заключение, подводящее итог. Найдите зачин и заключение в былине "Садко".

- Троекратность является одним из главных приёмов изображения в былинах. Найдите такие повторы в былине "Садко".

- Используется ли в былине приём гиперболы? Где?

- Найдите в былине устойчивые эпитеты, устойчивые суффиксы.

Фильм-сказка "Садко"

- Удалось ли режиссёру воссоздать в фильме народный дух? Как это ему удалось?

- В фильме есть сказочные мотивы. Вспомните их.

- А сможете ли вы найти троекратные повторы в фильме?

- В фильме звучит музыка композитора Н. Римского-Корсакова. Какую роль она играет? Как музыка помогает передать сюжет произведения, чувства героев?

- Есть ли в фильме юмористические сцены? Вспомните их.

- Что вы можете сказать о речи героев фильма?

Былина - произведение устной поэзии русского народа. Она передаёт древнерусский быт, нравы народа. Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций, песенные строки легки и естественны. В былине есть зачин, концовка, повторы, преувеличения, постоянные эпитеты. Режиссёр фильма-сказки старался сохранить народный колорит поэтического произведения. В фильме "Садко" воссоздан дух старинного уклада русской жизни. Речь героев пересыпана народными словечками, шутками и прибаутками, ласковым обращением друг к другу в уменьшительно-ласкательной форме. Красоту фильму придаёт удивительная музыка, сопровождающая произведение. Таким образом, режиссёр старался приблизить киноискусство к фольклорному искусству. Получился яркий, интересный, захватывающий фильм.

11. Домашнее задание.

Ответьте письменно на вопросы:

- Можно ли сказать, что в основе фильма-сказки "Садко" лежит сюжет былины "Садко"?

- Что общего в сюжетной линии этих произведений? А в чём режиссёр отошёл от сюжета былины?

- Что роднит главных героев произведений? Какие качества им присущи? Где образ Садко получился более привлекательным? Почему?

- Как удалось режиссёру приблизить киноискусство к фольклорному искусству?

- Что вы можете сказать об игре актёров фильма "Садко"?